Психологическое время наших читателей (часть 2)



Продолжение. Начало статьи - читать.

Каждый по-своему справляется с кризисом:
«Оптимистический взгляд на будущее сформировался в 32 года, после знакомства с философией, психологией и достижениями науки в астрофизике. Будущее вижу в развитии творческого начала в человеке». (Читатель из города Бельцы.)
«Планирую получить жилье. Мечтаю вторично выйти замуж. Родить маленького человечка. Трудно сказать, что будет, но что забота о моем «маленьком» не будет покидать меня всю жизнь — так это точно». (Читательница из города Свердловска, 30 лет.)
Значит, выход из кризиса есть. Но, судя по некоторым тревожным письмам, не каждый его видит. Поэтому мы поддерживаем предложение Андрея Науменко из города Краснодара, откликнувшегося на нашу статью:
«Вы заставили многих людей серьезно задуматься. Но из этих задумавшихся только 10—12 процентов применят на практике ваши советы и рекомендации...
Между тем эффект можно сделать значительно весомее...
Я предлагаю расширить эту рубрику, помещать читательские отклики, спорить, обсуждать, осуждать, приветствовать... Сделать из этой рубрики отдел живого диалога с читателем.
Со своей стороны, мы, читатели, приложим все усилия — нас только подтолкнуть, раскачать, заинтересовать надо!..»
Первую тему для обсуждения подсказали сами читатели, приславшие комментарии к графикам жизни. У одних спад насыщенности жизни — явление хроническое. У других — передышка перед новым жизненным взлетом: именно они, наверное, подчеркнули в статье о психологическом возрасте слова Экзюпери: «Падая и вставая — ты растешь».

Как много и как мало мы успели
Напомним, как мы предложили измерять психологический возраст. Вначале нужно было оценить ожидаемую продолжительность своей жизни (годы), затем с помощью теста подсчитать показатель «субъективной реализованности жизни» (в процентах), после чего вычислить свой психологический возраст по формуле: психологический возраст равен реализованности жизни, умноженной на ожидаемую продолжительность жизни.
Самые молодые считают, что «за спиной» — четверть жизненного пути. Чуть больше трети пути ощущают пройденной участники опроса 21—30 лет. На «экваторе» жизни — 31—40-летние: мужчины перешагнули его, а женщины — на пороге. Вот и истоки возможного психологического кризиса в годы «акме» — так называли Древние эллины период сорокалетия, считая его расцветом творческих сил. В этом возрасте нашим современникам приходится решать, что у них — полжизни позади или полжизни впереди.
После сорока оценки реализованное™, естественно, растут, однако — и тут еще одна новость, принесенная нам вашими письмами, — у мужчин медленнее, чем у женщин: мужчины чувствуют в себе больше неиспользованных возможностей.
После шестидесяти (средний возраст в этой группе — 68 лет) субъективная реализованность составила в среднем 89 процентов. Но и с этой цифрой многие не согласны:
«Мне 73 года. Я (без расчета) оцениваю свой «психологический возраст» в 48—52 года и примерно на том же уровне и свой биологический возраст.
И это несмотря на насыщенность моей жизни, начиная с детских и юношеских лет и вплоть до пенсионного возраста, событиями, которых хватило бы на троих. Сюда относятся первая мировая война, затронувшая мою судьбу и переживания, участие в острых политических событиях, инженерная деятельность, работа за рубежом, деятельность советского разведчика и контрразведчика, фронт, ранения, бурные события в личной жизни и так далее...
Если бы у нас не существовала тенденция отталкивать людей, достигших пенсионного возраста, смею вас заверить, что за ближайшие 15—25 лет я был бы в состоянии совершить не меньше того, что было совершено в возрасте 25—50—55 лет.
Таким образом, нужно говорить о «нереализованных возможностях», а не о «реализованности жизни». (Читатель из Москвы.)
Мы допускаем, что термин «реализованность жизни» может быть принят не всеми.
«Я оптимист. Ни о какой «реализованности жизни» не может быть и речи. Думаю дожить до 60 лет — сверхактивно, до 80 лет — очень активно, до 100 лет — активно, до 120 — как смогу и дальше видно будет». (Постоянный читатель (от корки до корки) журнала с 1971 года. 35 лет. Карелия.)
Но если в молодости несчастен тот, кто уже полностью реализовался и не видит перспективы, то с годами все более мучительно «чувство нереализованное™»: не родил сына, не посадил дерево, не построил дом, не написал книгу... У каждого возраста — своя мера реализованности.

Так сколько вам лет?
Читатель, у которого хватило терпения и любознательности прочитать весь цикл «Психологическое время...», ответить на вопросы теста, написать письмо и, наконец, вникнуть в «обобщенные результаты» нашего с ним совместного исследования, увидит, сколь долог был путь к пониманию его психологического возраста. Нам вместе пришлось разбираться в парадоксах настоящего, растягивать и прерывать время, путешествовать в «давно» и «не скоро», вмещать жизнь в прокрустово ложе «графиков жизни» — чтобы узнать психологический возраст каждого.
Вот что получилось.
В среднем он совпал с паспортным возрастом читателей, и это само по себе — любопытный научный факт. Но средняя — величина, как известно,. коварная: ноги на печке, голова на морозе, а в среднем — умеренно тепло.
Психологический возраст совпал с хронологическим или несущественно отличался от него (±1 год) лишь у 23 процентов читателей. Психологически моложе своих лет оказалось 36, психологически старше — 41 процент. Любопытно, что несколько старше оказались люди с уже законченным (высшим, средним или средним специальным) образованием. Неоконченное высшее или неоконченное среднее образование психологически несколько омолаживало. Опять «эффект неоконченного действия»! Учащиеся или «недоучившиеся» любого возраста несут в себе груз нереализованности, а завершив образование, на глазах взрослеют. Не в этом ли еще один «секрет молодости»: хочешь помолодеть — учись новому! (Как видите, благодаря вам рекомендация психологов получила еще один аргумент в свою пользу.)
«График жизни» чутко реагирует на преобладающее настроение. В период внутреннего разлада, сомнений психологический возраст уходит вперед, значительно опережая равномерные календарные годы. График — не только зеркало, многие увидели в нем и ключ к пониманию собственной личности:
«Я объяснила себе, почему последние 2—3 года чувствую себя значительно старше. Оказывается, я достигла своего потолка в семейной жизни, в материальном обеспечении и в профессиональном плане...» (Читательница из Саратовской области, 39 лет.)
«На мой взгляд, в каждом возрасте человек должен составлять приведенную вами таблицу, и его психологический возраст должен совпадать с реальным». (Читатель из Киева, 32 года.)
Напомним, лишь в 23 процентах случаев эти возрасты совпали.
Зато у 60 процентов читателей, приславших комментарии к своим ответам, тестовая оценка соответствовала их внутреннему чувству. Как, например, у авторов двух писем:
«Должна признаться, что в свои 49,5 лет чувствую, что именно сейчас бы мне самое время выйти на пенсию (не по обстоятельствам жизни, а по ощущению времени своего бытия). И когда я подсчитала свой психологический возраст, то невольно сравнила с давно сформировавшимся критерием. Расчет совпал полностью — 55 лет».
«Я немного подумал и сделал вывод — хотя мне по паспорту 20, но я почему-то чувствую себя восемнадцатилетним. А уже год служу, сержант (вроде бы и посолиднев надо быть). Затем заполнил таблицу. И действительно получилось 18».
Порой в зеркале теста мелькал образ, далекий от ожидаемого.
«К своему удивлению, получила результат, неожиданный для меня. Мой психологический возраст совпал с хронологическим, в то время, как я считала себя психологически старше. Но результат обрадовал меня. Ясно — почему». (Студентка из города Тирасполь, 21 год.)
Неожиданный результат порадовал. Но так далеко не всегда. И тогда — упрек, серьезный:
«Чувствую себя моложе, а на графике — все наоборот. Прошу объяснить».
Или почти юмористичный:
«У меня получился психологический возраст 27, а это неправильно, мне кажется (или хочется), чтоб было 25. Сами понимаете, что 27 лет и 25 — это большая разница для женщины, когда ей уже 31».
Можно было бы, конечно, сослаться на то, что стопроцентного «попадания» не имеет ни один из существующих психологических тестов. Человек есть человек — самый сложный, самый непредсказуемый, единственный объект научного исследования, способный критически оценивать своего исследователя. Тем более, когда речь идет о собственной жизни, в которой никто не может быть более компетентным, чем он сам. Однако дело даже не в этом.
Чувство возраста многомерно. Легче почувствовать свой биологический возраст — подсчитав, сколько дней в году «бегал по утрам» или «был на бюллетене». Социальный возраст — сравнив свое социальное положение со статусом сверстников. Но гораздо сложнее признаться себе в том, молод ты душой или стар, и определить грань, за которой молодость переходит в инфантилизм, а жизненный опыт — в нетерпимость ко всему новому. Психологический возраст наших читателей это только одно — но очень важное — измерение их «чувства возраста». Многим оно привычно. И самое парадоксальное в том, что именно им меньше всего необходимы психологические часы и графики жизни, как излишни обычные часы тому, кто и без них мог бы всегда вовремя приходить на работу, свидания, деловые встречи. Но чтобы регулировать ритм не только каждого дня, но и жизни в целом, не поддаваться преходящему чувству безысходности или иллюзии неограниченных возможностей, нужны психологические часы, на циферблате которых — остановленные мгновенья: напоминание о «золотых днях», о мере пройденного и предстоящего пути, о своем психологическом возрасте.
...Итак, подведем итоги. В научном плане исследование дало немало нового. Мы подозревали, конечно, что «жизнь — гора», однако не ожидали, что пик у этой горы столь ранний — в 21—25 лет. Думается, слишком ранний, тем более, что у многих он недотягивает до заветной «десятки». Если этот результат будет опровергнут вашей собственной жизнью, нам вместе придется только радоваться.
Опрос вдобавок обнаружил, по крайней мере, три новых факта: более насыщенной считают свою жизнь женщины; в среднем к тридцати пяти годам наступает чувство «экватора жизни», 50-процентной реализованности; с завершением образования человек психологически взрослеет, начиная учиться — молодеет. Эти факты стоят того, чтобы их перепроверить в дальнейших исследованиях...

Мы еще встретимся
Каждый считает, что он занят очень важным и нужным делом, — такое чувство необходимо для психологической устойчивости, для самоуважения. Мы, психологи, не составляем исключения. Но в глубине души каждого порой возникает тревога: а так ли это? Действительно ли так важно исследовать психологическое ощущение возраста, например, или это на самом деле в конце концов лишь игра ума, «игра в бисер»?
Мы искренне и глубоко благодарны читателям за то, что они откликнулись на наш призыв. Более двух тысяч писем, и они все продолжают приходить. Честно говоря, такого мы не ожидали. Честно говоря, мы спорили: двести или четыреста?
Значит, то, чем мы занимаемся, действительно нужно очень и очень многим. Об этом говорит не только количество почты, об этом прямо пишут многие читатели.
«Хотелось бы узнать, что представляют собой методики более надежные, которые «требуют углубленного и длительного анализа жизненного пути в условиях специального психологического обследования»... Возможно ли компетентное самообследование?» (Читатель из Казани, 29 лет.)
«Мне еще не так много лет, чтобы поздно было начинать или переиначивать. Помогите разобраться в себе... Не для того ли человек (обобщенный) изучается, чтобы помочь ему конкретному?» (Читательница из Москвы, 24 года.)
Чаще всего — помочь можно. Для этого и открываются сегодня в ряде городов кабинеты социально-психологической помощи, работают «телефоны доверия», психологические консультации, в которые могут обратиться люди, находящиеся в сложных жизненных ситуациях. Мы ждем от читателей писем о личном опыте преодоления кризисов и надеемся, что со страниц журнала эти письма смогут оказать определенную поддержку тем, кто не всегда имеет возможность получить профессиональную психологическую помощь.
Что же касается самообследования, то оно подобно написанию автопортрета: выполненный рукой мастера, он вдохновляет, открывая лучшее в человеке, а у новичка — может лишь закрепить свой искаженный образ. Чтобы самообследование было квалифицированным, ему надо учиться; критерий компетентности — несет ли увиденная «картина жизни» творческий заряд, поднимает ли на новые ступени развития.
«Человеку в кризисе» нужна помощь, а «человеку в творчестве»— психологическая культура, овладение которой позволяет грамотно строить свою жизнь. Среди читателей — активных участников нашего обсуждения — люди самых разных профессий: от врача и школьного учителя до штурмана дальнего плавания и летчика-испытателя, от музыканта и художника до конструктора и наладчика ЭВМ, от строителя и шахтера до психолога и астронома...
Психологическая консультация по вопросам формирования жизненной перспективы личности еще не создана. Но мы верим, что когда-нибудь каждый из нас сможет открыть ее двери.
Е. Головаха,
кандидат философских наук
А. Кроник,
кандидат психологических наук