Лики скорости (часть 2)



Продолжение. Начало статьи - читать.

Семь раз проверь, один отбери

Итак, снова тесты? Да, но тесты, рассчитанные на выявление и тренировку комплексных характеристик человека. Такое тестирование чем-то напоминает увлекательные детские игры, а помещение, где оно проводится, непосвященный может спутать с залом игральных автоматов или аттракционов. Это и неудивительно, так как внутреннее сходство между ними в самом деле есть, ведь всякая игра — это по существу тестирование, а побеждает более способный или лучше подготовленный. Однако есть, конечно, и существенные различия: игра дает суммарный эффект, а тестирование позволяет скрупулезно анализировать сильные и слабые стороны каждого испытуемого, находить конкретные механизмы, предопределяющие успех или неудачу, и на основании этого прогнозировать индивидуальные возможности. В игре важен результат, а в тестировании еще и то, какой ценой он получен. Ведь не секрет, что одинакового результата один человек добивается огромной концентрацией воли и нервного напряжения, а другой без особых усилий, как бы играючи. Поэтому в тестировании учитывается все: время каждого движения, последовательность действий, число манипуляций, точность действий, сдвиги физиологических показателей, отражающих напряженность работы организма. Правильно проводимое тестирование должно удовлетворять по крайней мере трем условиям: во-первых, предъявлять требования, сравнимые с теми, которые предъявляет избираемая профессия; во-вторых, выявлять тех, кто наиболее легко сможет с ней справиться; в-третьих, проводиться специалистом, который может правильно анализировать полученные результаты, поскольку шаблонность нередко приводит к ошибочным выводам.
Конечно, тесты, даже самые изощренные, не могут полностью решить «проблему скорости». Тестирование имеет целый ряд принципиальных ограничений.
Прежде всего, отбор по тестам проходит только тот, кто уже выбрал конкретную профессию. А так как в большинстве случаев потребность в специалистах большая, а выбор относительно невелик, на работу могут приниматься люди и со средними способностями к ней. А огромная армия потенциально одаренных людей остается за бортом профессии, где они могли бы достичь блестящих результатов. В то же время принятые «середняки по скорости» имеют, возможно, выдающиеся скоростные способности для другого рода деятельности.
Кроме того, как бы ни была разнообразна проверка по тестам, нельзя забывать, что реальная работа намного разнообразней любого тестирования. Практика показывает, что абитуриент, даже блестяще выдержавший тестовые испытания, максимально, казалось бы, соответствующий будущей профессии, при практической деятельности оказывается «троечником». Отсюда необходимость повторных тестирований через полтора-два года работы.
И главное — возраст, при котором проводятся первичное тестирование и отбор. Обычно их проводят не раньше четырнадцати-пятнадцати лег, во время приема в профессионально-технические училища. Но это поздно. Дело в том, что существуют так называемые сензитивные, или критические, периоды развития способностей, когда резко повышается чувствительность человека к определенным воздействиям. Установлено, что для развития скоростных способностей наиболее благоприятен возраст 8—14 лет. В настоящее же время с большинством- детей в этом возрасте целенаправленным развитием скоростных способностей никто не занимается, а упущенное время наверстать потом уже невозможно. Следовательно, в интересах как всего общества, так и отдельных его граждан, значительно раньше четырнадцати лет начинать выявлять принципиальное направление скоростных способностей и планомерно их развивать для предполагаемой производственной деятельности.
Судите сами: специально проведенный методом повторного тестирования поиск некоторых видов скоростных способностей показал на большом контингенте испытуемых, что очень способные люди (только по способности к одному виду деятельности!) встречаются примерно один на 500 человек, а с выдающимися способностями — реже, чем один на 10 тысяч. Вот и подумайте, как важно, чтобы этот один из 10 тысяч занимался именно своим делом. От этого, видимо, и ему будет хорошо, потому что работа спорится, идет ладно и легко, доставляя радость, и общество будет в выигрыше. А когда способности не соответствуют потребностям выполняемой работы, то и человек работает с субъективной и объективной перегрузкой, и работа ему в тягость, и сил отнимает много, а получается часто хуже, чем у других. Переживания, неудовлетворенность, болезни, преждевременная старость нередко являются расплатой за такую работу — плохо и обществу, и человеку. Вот почему необходимо уже в детском возрасте составлять профессиограммы, имеющие целью не только профессиональную ориентацию, но и планомерную подготовку подрастающего поколения, включающую воспитание необходимых качеств. В частности и быстроты.

Хочешь быть быстрым — не торопись

Простите, может сказать внимательный читатель, на протяжении стольких страниц говорили только о быстроте, факторе скорости, скоростных способностях, а тут вдруг: «В частности и быстроты».
И все же — в частности. Дело в том, что и огромный эмпирический материал, накопленный тестированием, и практика подсказывают один неоспоримый и фундаментальный вывод — проявления скорости самой по себе, изолированно, не существует.
Рассмотрим сравнительно простую, удобную, испытанную практикой модель — подготовку сильнейших спринтеров, самых быстрых по бегу людей на Земле.
С чего начинается работа по «созданию» бегуна? Конечно, с тестирования и отбора, поскольку мы собираемся развивать быстроту в конкретной деятельности. Но вот отобраны самые быстрые ребята в самом хорошем для замятий возрасте. Что же дальше? Дальше, кажется, все очень просто: заставляйте ребят каждый день бегать как можно быстрее, и вы постепенно разовьете у них быстроту и получите отличных спортсменов. Раньше так и делали, но вместо роста результатов после непродолжительного успеха наступала их стабилизация или снижение. В чем же тут дело?
Оказывается, реализация способностей зависит от того, какими средствами их развивать. Если средство однообразное (в данном случае бег) и соответствует только основному двигательному навыку, это сначала дает ускоренное, форсированное развитие быстроты, но вскоре организм приспосабливается к этому средству, и развитие способностей прекращается. Чем /же круг средств, тем быстрее наступает приспособление. Правда, для достижения эффекта пробовали постоянно увеличивать вдвое, втрое «беговую» нагрузку, но это либо вскоре снова приводило к стабилизации, либо (при очень больших нагрузках) приводило к полному «срыву» механизмов, обеспечивающих быстроту.
Ощупью, методом проб и ошибок, и в то же время основываясь на самых последних достижениях общей физиологии, была в конечном итоге выявлена закономерность — оптимальная быстрота «приходит» тогда, когда она «обучается» в «одном классе» с некоторыми другими двигательными навыками, которые обладают так называемым свойством переноса качества.
Как мы помним, различные проявления быстроты1 достаточно независимы. Однако в координационно сходных движениях имеется общность физиологических механизмов, в связи с чем увеличение быстроты одних положительно сказывается на быстроте других — это и называется свойством переноса. Нагляднее всего это показывает спортивная практика.
Известно, что прыжковая тренировка положительно влияет на скорость бега, поскольку в обоих случаях большое значение имеет скорость разгибания ног, тренировка двигательной реакции на различные сигналы увеличивает быстроту стартовой реакции и т. п. Видимо, координационно сходные движения имеют и общие физиологические механизмы, поэтому-то успехи одних «учеников» заставляют «подтягиваться» и других.
Но только ли функциональная тренировка — пусть самая продуманная, комплексная — способствует развитию скоростных способностей? Ответ на этот вопрос уже стал общим местом, но тем не менее не перестал быть истиной.
Эмоциональная обстановка, стимулирующая постановку больших целей, желание их добиться, пробуждающая веру в свои силы и стремление к совершенствованию в избранном деле, — одно из мощных тренирующих воздействий. И не только тренирующих. Как установлено в специальных исследованиях, эмоциональный подъем может как бы извлечь на поверхность те результаты, к которым не мог привести даже самый изощренный тестовой тренинг. Примером тому являются различные крупные соревнования, когда спринтеры устанавливают личные рекорды, которые они никогда не показывали на тренировках.
У каждого человека, несомненно, имеется генетически заданная «своя» скорость. Но реализация ее зависит как от комплексного физического развития, так и от рациональной системы обучения, упорства в достижении цели, особенностей характера и даже жизненной позиции — в конечном счете все это также «переносится» на «качество скорости».
А теперь подведем некоторые итоги. Парадокс нашего времени состоит в том, что потребности в проявлении быстроты постоянно повышаются, а условия жизни (механизация, гиподинамия, скученность в городах) препятствуют их развитию. Следовательно, одно из генеральных направлений развития всех проявлений быстроты человека — значительное повышение двигательной активности. Тестирование — процесс громоздкий, требующий и специального сложного оборудования, и высококвалифицированных специалистов. Однако каждый человек может сам довольно точно оценить уровень и особенности своих скоростных способностей. Предварительную проверку скоростных способностей производит сама жизнь уже в детстве. Вспомните, уже в первых классах школы кто-то выделялся в различных играх: баскетболе, футболе, пинг-понге, кто-то был отличным спринтером, прыгуном, метателем, кто-то был мастером на все руки, у которого любая работа получалась быстро и хорошо. Затем, в процессе профессиональной учебы, работы, повседневной жизни, постепенно продолжается тестирование практикой.
Но повторяем, начинать надо с детства, когда закладывается фундамент физического развития. У каждого человека имеются огромные резервы повышения качества быстроты, приобретающего в век НТР все большее значение. Становление быстроты — сложный и длительный процесс. Он подобен пирамиде: основанием являются скоростные способности, а ее возведение зависит от того, насколько рациональна система их воспитания, основанная на гармоничном развитии личности.

М.  Залесский,  кандидат медицинских наук  
Б.  Табачник,  кандидат педагогических наук