Льюис Кэрролл — фотограф



Появление любителей-фотографов в ранний период возникновения фотографии — факт настолько любопытный и неординарный, что заслуживает отдельного рассказа.
Многие из так называемых «воскресных» мастеров по современным меркам никак не вписываются в разряд «любителей», и их творческое наследие подчас намного ценнее работ профессионалов. Исследователи прежде всего выделяют Джулию М. Камерон, Клементину, леди Гаварден и Чарльза Л. Доджсона — знаменитого Льюиса Кэрролла, о котором и пойдет речь.
Чарльз Лютвидж Доджсон (1832—1898), взявший псевдоним Льюис Кэрролл, автор сказок о приключениях Алисы в Стране чудес и в Зазеркалье, профессор математики колледжа Крайст Чёрч в Оксфорде, в ранней юности мечтал стать художником и много рисовал. И, кроме того, он страстно увлекался любительским театром, сам сочинял пьесы, исполнял отдельные роли. Возможно, позднее это и предопределило его пристрастие в фотографии к портретам и театрализованным «тематическим» композициям.
История увлечения Кэрролла фотографией началась в 1855 году, с приезда к Доджсонам его дяди-фотолюбителя. Судя по всему, именно фотографии дяди, не очень удачные пейзажи, способствовали пробуждению у двадцатитрехлетнего Чарльза огромного интереса к новому занятию. Уже через неделю в доме появляется брошюрка «Необычная фотография», а вскоре — фотокамера и другое оборудование. Как и у многих начинающих фотографов, у Кэрролла далеко не все вначале получалось. Более того, если сравнивать первые фотографии Кэрролла и миссис Камерон,— сравнение явно не в его пользу. Однако он работал и не терял интереса и уверенности. Особую ценность для исследователей представляют дневники Кэрролла, с помощью которых мы можем детально проследить его путь к творческим вершинам: вряд ли какой другой фотограф оставил столь точную документацию своей деятельности.
Как и многие фотографы XIX века, Кэрролл начинает учиться композиции у художников, и впоследствии именно в композиции ему удалось достичь наибольших успехов. Именно благодаря этому его можно поставить в один ряд с такими мастерами XIX века, как Хилл, Адамсон и Фентон. Ныне мы снова и снова поражаемся естественности его композиций.
Хотя репутация Кэрролла как оригинального фотохудожника связана в основном с портретами детей, в его творчестве есть и другие прекрасные работы — портреты известных людей, пейзажи и многочисленные репродукции с произведений искусства. Он очень упорен в своей работе, хотя подчас позировали неохотно, либо портилась погода, либо технические проблемы мешали его планам. Очень часто в дневниках Кэрролла встречается запись: «Фотографии не получились...». И тем не менее, несмотря на свой мягкий и скромный характер, он удивительно настойчив. Стремление запечатлеть выдающихся людей своего времени так велико, что он преодолевает все преграды. Кроме поэта лорда Теннисона, Кэрролл снимал семью Россетти, Джона Рескина, Фарадея, Т. Гексли, Дж. Миллеса и многих других.
В 1858 году Кэрролл показал четыре своих работы на V ежегодной выставке Фотографического обхотя время от времени страсть к фотографии побеждала, и он оставлял свое уединение. Знакомство с семейством Лидделл было для Кэрролла счастливым. Он стал хорошим другом их детей — сестер Алисы, Эдит и Лорины. Благодаря этой дружбе появились две знаменитые книги и множество замечательных портретов сестер. Интерес Кэрролла к театру послужил поводом для знакомства и последующей дружбы с семейством Терри, чья старшая дочь Эллен была выдающейся актрисой той эпохи. И эта дружба помогла Кэрроллу сделать много хороших портретов.
Техническое и художественное совершенство росло. И вот ему уже требуется новая студия. Сама постройка студии над новым жилищем Кэрролла в Крайст Чёрч, длившаяся несколько лет, служит еще одним свидетельством серьезного отношения
Кэрролла к фотографии. Студия была очень хорошо оборудована, и Кэрролл мог теперь предаваться своему любимому занятию в любое время года, при любой погоде.
Однако очень скоро, 15 июня 1880 года, он сделал в дневнике последнюю запись о своих занятиях фотографией. После двадцати четырех лет упорных трудов светозапись утратила для него свою важность. Почему? Одни объясняют это внедрением сухих пластинок, другие — усталостью Кэрролла.
X. Гернсхайм, один из биографов Кэрролла, считает, что многочисленные литературные начинания требовали все больше и больше времени. Кто из них прав? Сам Кэрролл ничего не написал на этот счет. И тем не менее другой вопрос кажется более важным. Каковы были взаимоотношения между Кэрроллом-фотографом и Кэрроллом — сочинителем фантазий? Были ли они одним существом? В какой-то степени — да. Его лучшие фотографии так же таинственны и притягательны, как и фантазии его ума. На фотографиях Кэрролла мы видим детей, затерянных в мире неосознанных напряженных реальностей, еще не затронутых логическим опытом. Его лучшие детские портреты проникнуты благоговейной тишиной, может быть, грустью. Так, Кэрролл-фотограф высказал свое обостренное чувство ностальгии по невозвратному детству. Этим же чувством проникнуты и его удивительные сказки.
Существует много работ — по крайней мере треть сохранившихся отпечатков,— которые позволяют нам назвать Кэрролла мастером фотографии. И достойно удивления, что современники не признавали его фотографическое творчество, а после смерти Кэрролла о нем забыли. А в 1956 году на знаменитой международной выставке «Род человеческий», побывавшей во многих городах мира, в том числе и в Москве, экспонировалась всего одна из всех английских фотографий XIX века. Это была работа Кэрролла!

Г. Кизевальтер