Психологическое время (часть 2)



Продолжение. Начало статьи - читать.

Как измерить психологический возраст?

Наиболее просто степень «реализованности» жизни можно определить, ответив на вопрос: «Если все содержание вашей жизни (событий прошлого, настоящего и будущего) условно принять за 100 процентов, то какой процент этого содержания реализован вами к сегодняшнему дню?» На этот вопрос мы получали самые разнообразные ответы — от 10 до 90 процентов при средней оценке 41 процент.
Зная, как человек оценивает сделанное и прожитое, можно установить его психологический возраст. Для этого достаточно умножить личный «показатель реализованности» на то число лет, которое сам человек надеется прожить. Пусть кто-то считает, что его жизнь наполовину реализовалась, и при этом предполагает прожить всего 80 лет. Его психологический возраст будет равен тогда 40 годам (0,5 X 80), независимо от того, 20 или 60 лет ему в действительности. Как видим, психологический возраст тем выше, чем меньше человек ожидает прожить и чем больше он успел сделать.
Может показаться странным сам вопрос: «Сколько лет я проживу?», и тем более сомнительным ответ. Однако, отвечая на этот вопрос, участники нашего исследования в среднем указывали 69 лет, что практически не отличается от реальной средней продолжительности жизни в нашей стране. Индивидуальный оптимизм, конечно же, сказывался: ответы колебались от 50 до 88 лет.
Кажется очевидным другой недостаток методики: человеку трудно однозначно решить, тем более «с ходу», в ответ на «лобовой» вопрос, какая часть жизненного пути уже пройдена, а сколько — еще предстоит. В одной сфере жизни человек может быть близок к «финишу», в другой — лишь «стартует», а в третьей находится на полпути. Поэтому психологический возраст многомерен: в 35 лет можно чувствовать себя и умудренным отцом семейства, и молодым в профессиональной деятельности, если в семье все уже кажется устоявшимся, а на работе — тысячи планов.
Психологи считают, что большинство людей способны стать компетентными экспертами по отношению к собственной жизни. Но для этого нужно создать специальные условия, дать человеку определенные «схемы анализа». Одна из них — так называемый «график жизни»: человека просят провести линию, отражающую течение его жизни в прошлом и будущем. По подъемам и спадам линии судят о том, какие события — приятные или неприятные — происходили или ожидаются в том или ином возрасте.
Можно проанализировать также каждый период жизни в отдельности, а на основе этого определить соотношение личного прошлого и будущего. Для этого потребуется совсем немного времени. Если, кроме него, у вас есть еще и желание узнать свой психологический возраст, можете попробовать — выполните задание, которое мы вам предлагаем в конце статьи. (Кроме этой методики существуют и более надежные, но они требуют углубленного и длительного анализа жизненного пути в условиях специального психологического обследования.)
Выполнив это задание, вы установите свой психологический возраст, но при одном условии — если вы смотрите на свою жизнь, как правило, с позиций сегодняшнего дня, настоящего, а не далекого прошлого или будущего. Смещение «я» во времени вполне возможно. Многие живут в мечтах или воспоминаниях (мы уже писали об этом — читайте «Знание — сила», 1984, № 2). Возможно, вас не очень обрадовал полученный результат, хотелось бы оказаться психологически моложе или старше? Не огорчайтесь — этот возраст можно изменить. Но для того придется изменить и отношение к жизни.
Человек часто недоволен своим возрастом. В детстве и юности он хочет казаться старше своих лет, а уже в ранней зрелости с растущей ностальгией начинает оглядываться на годы юности. Старея, он изыскивает всевозможные средства омоложения. Если понимать психологический возраст как меру реализованности жизни, это даст возможность в любом хронологическом возрасте выйти за пределы его фатальной предопределенности. Однако такие возможности небезграничны. В юности еще слишком мал отрезок хронологического прошлого, чтобы наполнить его жизненным опытом и свершениями, а старея, мы все больше исчерпываем резервы будущего, так что «перспективные линии» становятся все короче.
Но благодаря смещениям «я» в прошлое или будущее иногда удается' перехитрить хронологический возраст. Например, уменьшить груз прошлого, его удельный вес в собственной жизни, сделав это прошлое настоящим или даже будущим. И человек уходит в прошлое, живет в нем, психологически компенсируя биологическую и социальную старость. Погружаясь в воспоминания молодых лет, он делает актуальными связи давно минувших событий и молодеет в ощущении возраста. В свое время Эпикур подобным образом обосновывал пользу занятий философией: «Для того чтобы, старея, быть молоду благами вследствие благодарного воспоминания о прошедшем». Подобное омоложение проявляется и в болезни, когда человек ищет убежище в прошлом, все чаще возвращаясь перед смертью к впечатлениям детских лет."
К иным эффектам приводят смещения «я» в будущее. Прошлого становится больше и, как это ни парадоксально, «живя в будущем», человек чувствует себя старше, чем «живя в настоящем». Неадекватная взрослость подростка кроется, возможно, именно в том, что он весь — в будущем, переполнен планами и прожектами, мысленно переживает их осуществление и поэтому воспринимает долгий путь к намеченному почти реализованным.
Возможен еще один способ психологического «омоложения — повзросления». Это переоценка ценностей прошлого и будущего.
Наверное, для каждого в какой-то момент привычное и, казалось бы, неизменное прошлое предстает в ином свете — в нем обнаруживаются, либо новые, ранее не замеченные обретения, либо оно омрачается вдруг осознанными ошибками и по-настоящему оцененными утратами. В эти моменты человек взрослеет — прошлое приобретает в его глазах значительно больший вес. Если при этом не появляются новые жизненные ориентиры, то может наступить преждевременная психологическая старость. Порой ее приметами становятся желание почить на лаврах, иллюзия всезнания, ранний консерватизм, скептический взгляд на будущее. В предельном случае наступает своеобразное «омертвление личности», психологическая смерть, когда ничего не нужно, кроме покоя. С годами сопротивляться прошлому все труднее, чаще возникает соблазн уйти в прошлое, искать молодость в «золотом веке».
Чтобы этого не случилось, над будущим надо работать — ждать, надеяться, мечтать, планировать. Исчерпав себя в одной сфере деятельности, смелее искать новые, действовать по принципу тех ученых, которые спустя пять — семь лет переключаются с разработки прежних проблем на постановку и решение новых. Цели и планы не только психологически омолаживают человека. Югославский селекционер Р. Савич подсчитал, что селекционеры живут в среднем дольше, чем представители других профессий. Объясняет он это тем, что очень долго нужно ждать — порой десятилетия,— чтобы добиться поставленной цели и вывести новый сорт растений. Вполне возможно, большие цели не только омолаживают, но и прибавляют годы жизни. Может быть, вам не хватает именно таких целей?
Но как мертва крона без корней, так и личности нет без накопленного опыта. Радикально омолаживая, забвение прошлого в конечном счете приводит «к детству в зрелости». Возрождается детская иллюзия неограниченности будущего, но постепенно радужные надежды подтачиваются нарастающим чувством нереализованности, неверием в свои силы. И тогда наступают кризисы 30-, 40-, 50-летних, так и не нашедших себя взрослых людей.
Чтобы и этого не произошло, не нужно считать пустым занятием и жалеть время на размышления о пройденном. Надо уважать прошлое, несмотря на ошибки,— ценить его, ибо «падая и вставая — ты растешь» (Экзюпери).
Что же лучше — чувствовать себя моложе своих лет или старше? Наверное, лучше всего, когда психологический и хронологический возраст не слишком далеки друг от друга. Если для подростка естестенно желание быть взрослее, а для пожилого человека — моложе, то в зрелости главное — гармония перспективы и опыта.