Психологическое время (часть 1)



Годы прожитые и пережитые

Мифический первочеловек Адам прожил 930 лет; другие библейские герои тоже жили столетиями. В Абхазии и ныне популярны легенды о девятисотлетних женихах и шестисотлетних невестах. Сколько на самом деле смог бы прожить человек, избежавший злой судьбы, войн и болезней? Геронтология — наука о старении и долголетии — предполагает, что естественные границы человеческой жизни колеблются от 120 до 180 лет.
Но допустим, что эти границы станут реальностью для каждого из нас. Действительно ли тогда все проживут одно и то же время? Если бы годы жизни измерялись только числом оборотов Земли, дальше писать эту статью не имело бы смысла. Но мы говорим о потерянных, перечеркнутых годах, о долгой и вместе с тем незаметно пролетевшей жизни. В одной поучительной притче приводится надпись на надгробии: «Родился в ..10 году — умер в ..70 году. Прожил три года». И, напротив, часто мы слышим, что чья-то одна жизнь равна нескольким — по своей насыщенности, содержанию, ценности. Об этом хорошо сказал Р. Баландин, работавший над биографией В. И. Вернадского: «Измерять длительность человеческой жизни годами, все равно что книгу — страницами, живописное полотно — квадратными метрами, скульптуру — килограммами. Тут счет другой и ценится иное: сделанное, пережитое, продуманное».
Хорошо, когда о завершенном жизненном пути говорят, что он вместил в себя сотни лет. Но каково нам, живущим,— в свои 30, 40 лет и даже в 80 — сознавать, что психологически мы уже двухсотлетние старцы? Неужели, чем больше человек делает, чем напряженней живет, глубже чувствует и мыслит, тем быстрее и безнадежнее он стареет?
Скорее наоборот. Жизнь людей творческих свидетельствует о том, что даже в старости они чувствуют себя молодыми.
Попробуем разобраться в этой противоречивой ситуации. Начнем с наиболее простого — самооценки возраста.
Сколько вам лет?
Предлагаем читателю принять участие в мысленном эксперименте. Представьте себе, что вы внезапно узнали: ваш возраст, зафиксированный в паспорте, свидетельстве о рождении или каких-либо иных документах, неверен, причем неизвестно, в какую сторону произошла ошибка — моложе вы в самом деле или старше. Попытайтесь теперь, опираясь только на внутреннее ощущение своего возраста, ответить на простой вопрос: сколько вам лет в действительности? С уверенностью можно предположить, что «истинный возраст», указанный в документах, далеко не всегда совпадет с оценкой, подсказанной внутренним чувством.
Этот эксперимент провели с собой по нашей просьбе 83 человека с высшим образованием в возрасте от 21 до 44 лет. Лишь у каждого четвертого субъективная оценка возраста полностью совпала с возрастом, определяемым по дате рождения, или отличалась от него на ±1 год. Большинство участников эксперимента (55 процентов) считали себя моложе, чем «по паспорту», каждый пятый чувствовал себя старше.
Любопытно, что, оказавшись в ситуации «возрастной неопределенности», большинство помолодело. Следовательно, есть определенная доля истины в способе омоложения, предложенном писателем М. Жванецким: «Чтобы помолодеть, надо сделать следующее. Нужно не знать, сколько кому лет. А сделать это просто: часы и календари у населения отобрать, сложить все это в кучу на набережной... Так мы и без старости окажемся... Кто скажет: «Ей двадцать, ему сорок»? Кто считал?»
М. Жванецкий вряд ли претендовал на практическое воплощение своей идеи, но, и не уничтожая своих часов, календарей и документов, многие чувствуют себя моложе, чем в действительности. В возрасте до тридцати лет моложе оказался каждый второй — в среднем на четыре года. А среди тех, «кому за тридцать», моложе стали уже 73 процента. Причем они омолодились значительно больше — в среднем на восемь лет.
Человек может считать себя моложе по многим причинам. Простейшая из них кокетство — стремление во что бы то ни стало сохранить «вечную молодость». Экономисты заметили, что некоторые специфические молодежные образцы товаров пользуются спросом и в старших возрастных группах. Одна зарубежная фирма выпустила спортивный автомобиль «для молодежи» и с удивлением обнаружила, что его раскупали люди всех возрастов. Быть может, приобщаясь к молодежной моде, человек сохраняет ощущение молодости? Но вещи — только символы того или иного возраста. Наше поведение, слова, стиль жизни, положение в обществе — вот признаки, по которым другие люди судят о степени нашей зрелости. Для каждого возраста есть свои социальные нормы и образцы поведения.
Американские социологи выяснили, что, по мнению подавляющего большинства опрошенных ими людей, лучший возраст для брака мужчин — 20—25 лет, женщин — 19—24 года; для начала карьеры — 24—26 лет, вершины ее — 45—50; для выхода на пенсию — 60—65 лет. Разумеется, эти нормы относительны и в разных культурах свои. Однако везде отклонение от них приводит, как правило, к стрессовым ситуациям. Если человек, например, женился слишком рано или слишком поздно, он как бы выпадает из нормального «жизненного расписания» и переживает серьезные трудности. Ранний брак — материальные проблемы, поздний — психологические.
Ориентируясь на общепринятые возрастные нормы, человек и сам чувствует себя моложе или старше. Киевский социолог Н. В. Панина предположила в связи с этим, что люди, не достигшие социального положения, типичного для их возрастной группы, будут чувствовать себя моложе. Мы проверили это предположение, сравнив самооценку возраста у представителей двух групп: женатых (замужних) и холостых (незамужних). Им было 23—25 лет. В нашей стране в эти годы чаще всего вступают в брак, а следовательно, именно женитьбы (замужества) ждут окружающие от человека этого возраста. Как чувствует себя он сам? Если не обзавелся семьей — моложе (в 79 процентах случаев), в роли мужа или жены — старше или соответственно своему возрасту (63 процента).
Мы говорили пока лишь о том, как связаны переживания возраста с реальными достижениями человека, его социальным положением, то есть о «социальном возрасте». Для психолога же главное — возраст во «внутренней системе отсчета», в которой значимость одних и тех же достижений — событий жизни — по-разному оценивается различными людьми. Два сверстника, женившись в «положенном» возрасте, могут придавать этому событию совершенно разный вес: один в интересах семьи чем-то пожертвует, найдет что-то новое и ценное, другой же сохранит холостяцкие привычки, рассматривая женитьбу как нечто второстепенное. И вряд ли во втором случае женитьба повлечет за собой немедленное «повзросление». Встречались среди опрошенных нами 23—25-летних мужей и жен те, кто чувствовал себя моложе двадцати...
Да, за ощущением собственной молодости независимо от возраста может стоять социальная незрелость, инфантилизм.
Подобный социально-инфантильный тип личности — не редкость. Его характерные черты — эгоцентризм, неумение считаться с другими людьми, несдержанность в общении — часто мешают и самому человеку, и окружающим. Но почему тогда каждому из нас в любом возрасте хочется быть молодым? Потому что незрелостью вовсе не исчерпывается все, что мы связываем с молодостью. Та молодость, которой восхищаются и к которой стремятся, не в том, что человек мало прожил и пережил, а в том, что он видит перед собой будущее, имеет перспективу более весомую, чем все им уже достигнутое. Психологический возраст личности — стрелка весов, на одной чаше которых прошлое, на другой — будущее. Когда перетягивает, оказывается более значимым прошлое — человек чувствует себя старше, когда весомее будущее — моложе. Вот почему возможно, что годы накапливаются, а человек молодеет. Это — когда с каждым годом будущее не сокращается, а открывает все новые перспективы развития, когда человек не останавливается на достигнутом, а устремлен ко все более весомым достижениям. Если же главное — позади, кажется реализовавшимся, то независимо от паспортного возраста становишься стариком.

Продолжение статьи - читать.