Шоу-бизнес в российском Интернете (часть 2)



Продолжение. Начало статьи - читать.

Шоу-бизнес без Интернета
По всей видимости, все люди и структуры, имеющие отношение к шоу-бизнесу вообще, делятся на три категории, на три крута, которые взаимопересекаются в некоторых своих секторах и дают классическую картинку радуги RGB:
1.   Собственно артисты, музыканты, композиторы, поэты, художники, певцы, в общем — творцы.
2.  Продюсеры, арт-директора, режиссеры, бизнесмены, владельцы студий звукозаписи, менеджеры групп и вообще деловые люди (финансовое обеспечение себя и группы № 3 за счет группы № 1 — хотя частенько бывает и наоборот).
3.  Технари, звукооператоры, осветители, обслуживающий персонал для соответствующего оборудования и техники, специализированные фирмы, студии и радиостанции (техническое обеспечение групп № 1 и №2).
Обязательно необходимо упомянуть и фоновый уровень этой «цветовой диаграммы»: все это крутится в вареве творческих и околотворческих людей (не в обиду им будь сказано), получающих вторичные дивиденды от первичного творчества категории № 1 и/или оплачиваемых категорией № 2, а также обеспечивающих раскрутку первых двух категорий (в качестве взаимовыгодной симбиотической обратной связи), — всевозможные музыкальные критики, журналисты, фотокорреспонденты, рекламисты, художники-оформители, визажисты, дизайнеры, имиджмейкеры, ди-джеи, шоумэны, ведущие-конферансье, охранные структуры, курьеры, мальчики на побегушках, старые приятели, знакомые знакомых и т. д.
Вся эта «платформа» опирается, конечно, на основание из трех китов:
•   Первый и главный кит — это аудитория («уважаемый публикум»). Она, благодарная, их всех и кормит, получая за это свою порцию удовольствий.
•   Второй кит, на котором лежит весь шоу-бизнес, — всемогущая РЕКЛАМА. Смешно сказать, но если бы не спонсорство «Кока-Колы» и многих других солидных фирм, может быть, 99% музыкальных проектов, конкурсов и фестивалей так и остались бы невоплощенными.
•   Третий кит — информационный бартер. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит тот кукушку». Радиостанция размещает свой рекламный щит на сцене во время концерта — и за это бесплатно транслирует его в эфире (и т. д., конкретных схем может быть много).
Два последних кита существуют для того, чтобы надежнее захомутать с обеих сторон первого кита — аудиторию — в смежных и посторонних для шоу-бизнеса областях (например, зрители в антракте будут пить кока-колу, да и потом — тоже).
Как показывает многолетний опыт существования питерского андеграунда 70—80-х («Аквариум», «Зоопарк», «Кино» и др.), финансовый интерес во всей этой деятельности может почти отсутствовать, и, тем не менее, структура изменяется мало. Как уж тут не вспомнить известную в Сети поговорочку: «Понты — те же деньги!». Или наоборот, незабвенного Майка Шумейко, который пел с превеликим сожалением: «Ты не стала женой, я не стал ЗВЕЗДОЙ...»),
Так в какой же сектор шоу-бизнеса тут вписывается Интернет? А неизвестно. По этой классификации — во все сразу, одновременно. И чтобы разобраться, необходим, наверное, несколько иной взгляд на эти привычные вещи. Например...

...С точки зрения пользователя
«Хорошо бы скачать файл (МРЗ или что там еще) с любимой мелодией на халяву и слушать себе дома сколько вздумается. Хорошо бы послушать концерт любимого музыканта в он-лайне бесплатно, а если связь плохая — хот запись утащить (или выклянчить). Хо, рошо бы посмотреть свежие фотки с недавнего концерта (авось себя найдешь в первых рядах!), а если обновлений на сайте любимой группы нет — то в гестбуке web-мастера попинать как следует, да обсудить там с друзьями-фанами проблемы сексуализации гиперпространства или еще чего-нибудь в этом роде...»
Вот примерно такова, в среднем, по моим многолетним наблюдениям, точка зрения российского пользователя, интересующегося шоу-бизнесом, где бы он, наш юзер, ни находился в данный момент — хоть в Австралии. Конечно, все люди разные, мотивы поведения у них тоже различны, а уж! спектр способов выражения своих устремлений вообще безразмерен (от примитивного хамства до изысканных просьб, сопровождаемых подчас удивительными поступками), но, тем не менее, повторюсь — в среднем все очень просто — главный слоган: «ДАЕШЬ ХАЛЯВУ!».
Объяснять каждому, что некоторые вещи требовать просто некорректно и дико, можно с таким же успехом, с каким вы ловите руками комаров, систематически пролетающих между вашими глазами и монитором компьютера.
Это на Диком Западе изобретен специальный RealMedia-плейер, дающий возможность послушать любой концерт в он-лайне только после уплаты исполнителям и организаторам какой-нибудь мизерной суммы по кредитной карточке. Это они там считают, что подобное — в порядке вещей, все равно что купить дешевый билет на галерку — зато имеешь возможность ощутить эффект присутствия на концерте любимой группы, находясь в любой точке земного шара — теоретически, хоть на борту самолета. И качество передачи — гарантировано.
Есть и примеры сокрушительных неудач, ставшие просто классикой, — из области сетевой деятельности русской попсы. Так, некоторое время назад Филипп Киркоров открыл свой сайт, как заявлялось, с явным намерением сразу захватить лидерские позиции. То есть не только на сцене (среди непритязательной публики), но и в Интернете сделаться флагманом. Да не тут-то было! В гостевой книге этого действительно красивого сайта за три дня ему там такого понаписали, что Филипп стих и съежился и гостевую книгу уничтожил, а затем и совсем сайт прикрыл.
Имеются также отдельные примеры удачной раскрутки некоторых художников и фотографов в Сети, но до массовости этому явлению еще очень далеко.
Можно долго перечислять как официальные страницы музыкантов (например, www.ddt.ru, www.tequilajazzz.spb.ru, www.alisa.ru, www.mashina.ru, www.auktyon.ru и пр.), так и отличные любительские странички — вывод напрашивается простой: да, сайты полезны музыкантам как часть общего промоушна в СМИ. Но простите, какое они имеют отношение собственно к БИЗНЕСУ ? Да почти никакого — и слава Богу! А вот с аудио/видеотрансляциями концертов и интервью в Сети, которые постепенно становятся среди музыкантов все более престижными и популярными средствами дополнительной раскрутки, дело обстоит несколько сложнее.
Иногда ведь артистам хочется поучаствовать в пресс-конференции в Интернете. Или дать концерт по поводу презентации нового альбома с трансляцией на весь мир (как это сделала группа «Н.О.М.» в январе 1998-го, EURO, при поддержке «Сайгона»). Или просто попробовать, как Ю. Шевчук, с анплаггедом «Я получил эту роль». Или, например, по хорошей традиции регулярно петь для «сетян», как Б. Г. («вместо роллингов — хакеры, вместо битлов — юзера...» ).
И вот тут возникают самые главные вопросы: КТО, КОМУ, ЗА ЧТО и СКОЛЬКО должен платить? Ясно, что наши слушатели и их провайдеры за это дело платить не будут, да еще и возмутятся, пожалуй, даже от одной мысли об этом.
Транслирующей фирме с музыкантов деньги брать тоже неудобно — это все равно, что вставить себе золотой зуб и за это еще потребовать вознаграждение от врача. Хотя некоторые готовы немного платить — уважают чужой труд все-таки. Ведь для обеспечения качественной трансляции надо решить массу организационных, рекламных и технических вопросов.
Иные музыканты по бедности платить вовсе не могут, и транслируются «за так», по дружбе или в лучшем случае за ящик пива.
Третьи за такую работу еще и сами могут денег потребовать (например, «ЧайФ»). А вообще говоря, почему бы и нет? Как гонорар за эксклюзивное интервью в обычных СМИ — в принципе, вполне законная аналогия.
Вот и получается, что такая уникальная услуга просто не имеет рыночной цены, бесценна, то есть, выражаясь по-русски, бесплатна. Иногда, правда, удается уговорить какого-нибудь спонсора немножко заплатить за его рекламный баннер, но подобная техническая деятельность в среднем пока просто убыточна.
Ну и в чем тут видится БИЗНЕС?

...С точки зрения узла
В данном случае договоримся под «узлом» понимать совокупность оборудования, технического персонала и организационного состава, необходимую для качественной передачи информации в Сеть (будь то регулярно обновляемый сайт, онлайновый аудио/видеопоток, поддержка транзакций на серверах виртуальных магазинов и т. д.).
Это, например, может быть Интернет-кафе, весьма качественно и регулярно транслирующее в реал-видео свою тусовку по принципу «кто бы к нам в гости ни зашел — все равно в эфир в субботу выйдем». А приходят, как правило, представители глубокого андерграунда, которых вообще от шоу-бизнеса тошнит.
Это может быть какой-нибудь мощный провайдер, потративший кучу денег на одноразовую попытку трансляции (например, по политическим соображениям) и убедившийся на собственной шкуре в абсолютной убыточности подобного рода деятельности.
Это может быть крупный и богатый телеканал, который может себе позволить даже круглосуточную трансляцию в Сети собственных видеопрограмм — но она же бесплатна, так же, как для обычного телезрителя наши напичканные рекламой телеящики.
Это может быть специализированная фирма, более или менее регулярно транслирующая различные СОБЫТИЯ (именно с места их проведения) — как правило, по своей инициативе и за свой собственный счет. Например, «Русская интернет-студия», real.freelines.ru. Кстати, FreeLines действительно это делает из каких угодно соображений — для поддержки хорошей традиции, для заведения полезных контактов, для раскрутки сетевого имиджа, для оттачивания новых технологий, «для души», по дружбе, из меценатства и т. д., — но финансовые мотивы здесь не имеют решающего значения: к сожалению, и это вынужденная политика данной фирмы. Энтузиасты «Фьючерс Телекома» тянут лямку в надежде, что когда-нибудь все-таки их услуга будет востребована и будет оплачиваться не хуже, чем на Диком Западе, и не собираются терять квалификацию. И будет еще хорошо, если эта деятельность от безысходности не выродится в практику платных трансляций свадеб и похорон богатых частных лиц, что давно уже стало нормой и хлебом насущным для «свободных художников» от видео- и фотожурналистики. Это может быть любой провайдер, решивший разместить у себя какой-нибудь музыкальный сайт или представительский web-сервер какой-либо группы. И он быстро поймет, что денег много содрать с музыкантов не удастся, если вообще хоть что-нибудь получится заработать, кроме хорошего отношения к себе знаменитости (на динамике подключения или потери клиентов это практически не отражается). А сайт ведь надо создавать, поддерживать и регулярно обновлять информацию на нем, да еще и с хлопотной мультимедией придется связываться... Рекламная эффективность такого сайта для самого провайдера — весьма сомнительна, а мороки слишком много. Как правило, такие сайты отдаются на откуп web-мастерам — энтузиастам, готовым работать бесплатно. И хотя есть удивительно удачные примеры такой работы, они скорее подтверждают правило: «бесплатно» ничего хорошего сделать не удается. Да и зачем — «бесплатно»? В чем же тут тогда БИЗНЕС?
Это может быть виртуальный магазин, специализирующийся на музыкальных товарах и всевозможной околомузыкальной атрибутике. Конечно, трудно судить, если не знаешь наверняка, почему «загнулся» знаменитый wvw.cd.ru — не выдержал конкуренции с «Музыкальным телефоном» (www.cdru.com)? Или просто оказался убыточным предприятием? А последний — насколько окупается при столь мощной раскрутке и поддержке? Не является ли и он всего лишь «рекламной витриной», убытки которой списываются по статье «банкеты и презентации / представительские расходы»? Точно не известно, ведь свой бюджет они в открытую не публикуют. А так — остается только надеяться, что при наших убогих российских средствах сетевых платежей, тощих кошельках, неразвитой сетевой инфраструктуре, грабительских процентах за почтово-телеграфные денежные переводы, нерасторопных и ненадежных средствах доставки купленного товара этот и ему подобные магазины хоть когда-нибудь начнут приносить существенную прибыль.
И какая же получается картина в конце концов? Явно, представительские музыкальные сайты реальных денег никому из провайдеров не приносят, хотя их формальные владельцы-музыканты умудряются выжимать из этих сайтов многое (хотя бы получать приглашения на гастроли по этим адресам или оповещать общественность о своих предстоящих концертах). Ни разовые, ни регулярные трансляции прибыльным делом пока не являются. Виртуальные музыкальные магазины у нас — большая редкость, а их прибыльность или бесприбыльность — тайна за семью печатями (буду только рад, если меня аргументированно опровергнут в этом вопросе).


...И наконец, с точки зрения автора
Рискну выразить крамольную мысль, которая мало кому понравится: похоже, что российского интернет-шоу-бизнеса пока не существует. То есть шоу уже есть, а бизнеса — еще нет. Потому что любую (в среднем) бесприбыльную деятельность с общим отрицательным балансом БИЗНЕСОМ назвать нельзя. Или можно, но только в качестве иронии на грани издевательства.
Это явление, конечно, существует, развивается, поднимает голову героическими усилиями отдельных энтузиастов. Оно может быть сколь угодно симпатичным и почетным — но, тем не менее, это пока не бизнес в полном смысле этого слова. Бесспорно, у этого явления — большое будущее, но пока (в финансовом смысле) слишком невзрачное настоящее. И тянется такое положение уже довольно долго.
Ничего оскорбительного в данном утверждении ни для кого нет — вспомните пример подвижничества купца Третьякова, основавшего свою знаменитую на весь мир галерею отнюдь не из коммерческих соображений. Да ведь только он эту свою деятельность БУЗИННЕСОМ не называл и даже мог бы обидеться на подобную мысль.
Пока наш реальный шоу-бизнес не сильно заинтересован в развитии своего интернет-сектора и не желает вкладывать в него деньги, никакие новые перспективные проекты развиваться, увы, не будут. Это косвенно подтверждается тем простым фактом, что абсолютно   все   мультимедийные технологии в русский сегмент Сети пришли к нам оттуда, где «люди в булочную на такси ездят».
Вероятно, такое положение в сетевом шоу-бизнесе у нас останется еще очень надолго, пока мы кое-что не поменяем в своем сознании и в своей стране. А вот что именно — это уже тема, скорее все го, для совершенно другого исследования, совершенно другого автора и, возможно, для совершенно другого издания...

Олег Шильников