Шоу-бизнес в российском Интернете (часть 1)



«Кому это выгодно?»
Этот вопрос дедушка Ленин всегда советовал задавать при всяком затруднительном случае, и в отношении абстрактно-мифологического понятия «русский интернет-шоу-бизнес» он также весьма уместен.
Интернет зарождался как военная сеть с весьма высоким потенциалом выживания, затем превратился в сеть университетскую, а попозже дали в ней развернуться и бизнесменам. Что и привело эту сеть к взрывоподобным темпам развития и тенденциям глобальной экспансии. Ее функционирование и неизбежное разрастание, основанное на принципе обыкновенной финансовой пирамиды с постоянной подпиткой, обеспечивается, как и в наркобизнесе, готовностью отдельно взятого человека платить за привычное удовольствие или удобство, если уж этого никак не избежать.
Между тем, никто и представить себе не мог, что кроме важной информации в этой сети будет циркулировать и нечто иное, а именно — звуковые и видеообразы, и спасибо за это можно сказать только интернет-бизнесу во всех его проявлениях.
Что-то подобное произошло с синематографом в промежутке между мировыми войнами — «великий немой», специализировавшийся на короткометражных новостях и 5-минутных мелодрамах, вдруг стал цветным, полнометражным, звуковым, стереофоническим и даже иногда объемным. Сколько актеров, продюсеров и режиссеров остались в результате без работы, не уловив веяний времени и творческих перспектив от новаций технического прогресса?
Что-то похожее в области Интернета происходит и сейчас. Несколько лет назад мы как чудо воспринимали обычную текстовую электронную почту, а в возможности за 2-3 часа выкачать из alt.erotica.pictures.female фото неведомой красотки topless виделось нечто почти запредельное. Теперь это презрительно называется internet/off-line и считается мелочью, недостойной упоминания в кругу серьезных собеседников. Существуют и успешно работают провайдеры, вообще не поддерживающие ньюсы USENET!
И вот появились форматы и технологии ASF, MP3, Real-media, интернет-аудио- и видеотелефония... И пусть хилый звук запаздывает в виде эха на несколько секунд и рушится при переполнении буфера, и пусть мутная видеокартинка размером со спичечный коробок крутится со скоростью 1 кадр за 2 секунды — «это ничаво.» (Д. Хармс). Всего лишь пять лет назад мы мечтали об этом, как о далекой фантастике! Вспомните, что первый аэроплан братьев Райт, сильно смахивающий на воздушного змея, совершил свой первый исторический полет на дистанцию меньше длины фюзеляжа современного Боинга-747! А что мы имеем теперь? Развитую мировую авиаиндустрию, суперинфраструктуру для перевозки миллионов пассажиров и миллионов тонн груза, а также чудовищной мощности и точности военно-воздушные силы и авиадесантные войска.
Первый телевизор на основе спирально-дырочного диска Нипкова тоже давал весьма символическое контурное изображение, и что же мы имеем теперь? Лучше и не вспоминать...
Не страшно, что некоторые адепты текстово-графического контента Сети презрительно называют новые возможности «мультимедийными добавками», — эти «добавки» неизбежно со временем их и «похоронят» в профессиональном плане. Как, в свою очередь, «вымерли» сетевики, считавшие графику в Интернете бесполезной и никчемной роскошью, засоряющей каналы связи. Или провайдеры, которые принципиально позиционировали себя только в офф-лайне. Совершенно ясно, что дальнейшее развитие технологий передачи данных и методов их сжатия в совокупности с тенденцией к стремительному удешевлению и улучшению «железа» в конце концов поставит нас лицом к лицу с фактом наличия общедоступной мировой суперсети как совершенно невиданной интеллектуальной информационной среды с новыми степенями свободы для человека, обладающей свойствами цифрового объемного телевидения с полным «эффектом погружения» (не смоделированная, а «реальная» виртуальная реальность), со стереофонией FM-качества, со средствами передачи сенсорных, обонятельных и прочих ощущений, недоступных прежним средствам передачи информации, и при этом имеющей весьма важные преимущества — избирательность, интерактивность, отсутствие цензуры и всевозможных национально-бюрократических барьеров.
Кроме всего прочего, эта новая среда даст возможность осуществлять не только прямую, но и обратную связь с местом (или участниками) любого транслируемого события независимо от времени и расстояния. И каждый желающий сможет стать транслятором события и иметь тот объем аудитории, который этого события достоин...
Правда, сейчас — далеко еще не каждый желающий, но уже сегодня, чтобы передавать (а тем более — принимать) простенькую видеокартинку со звуком, много мозгов и денег иметь не надо.
Видеоконференции интернет-телефонии давно уже переполнены всякими эксгибиционистами — да кому это интересно? Другое дело — события поистине мирового значения, например футбольные чемпионаты, концерты мировых знаменитостей или яркие церемонии, которые никогда больше не повторятся. А вот здесь кончается кустарщина и начинается собственно шоу-бизнес.
Сразу должен оговориться: насколько он (этот интернет-шоу-бизнес) действительно ШОУ — в общем-то зависит от сегодняшних технических ограничений на параметры передаваемых и могущих быть принятыми аудио/видеопотоков. Но без притока дополнительных денег, без материального стимула к расширению каналов связи, без весьма недешевого развития новых технологий, без бизнеса никакого шоу в Сети и не будет. А вот насколько это явление у нас уже стало БИЗНЕСОМ — и есть предмет исследования в данной публикации, причем мы будем рассматривать только российскую часть сети Интернет, поскольку на Западе все существенно иначе — и объемы сделок, и масштабы работ, и взаимоотношения юридических субъектов в рамках существующих правовых отношений.
Здесь необходимо отметить, что трафик в целом по мировой Сети возрастает ежегодно в 10 раз (!), причем прирост трафика не менее чем наполовину обеспечивают аудио- и видеопотоки. Даже если предположить, что доходы западных шоу-корпораций в Сети растут в 3-5 раз медленнее трафика, все равно получается неплохо. И это происходит уже сейчас, когда Интернетом охвачено только 5% населения планеты!
Даже и не сравнить с нашей безрадостной картиной... «Есть мнение» (как говорили в старые добрые застойные времена), что никому это у нас не выгодно. Попытаемся разобраться — почему?

Продолжение статьи - читать.