С электронным бизнесом — в третье тысячелетие (часть 2)



Продолжение. начало статьи - читать.

Фаза третья: электронные кейрецу

Корпорации и сообщества расширяют свой горизонт. Они постепенно выходят за рамки цикла «бизнес — потребитель» (В2С) с его основными составляющими — электронными каталогами, онлайновыми покупками и надежными Интернет-платежами. В фазе 3 фокус внимания направлен на усовершенствование цикла «бизнес — бизнес» (В2В). Формируются выходящие за границы корпораций «электронные кейрецу», которые с помощью Интернета, интранета и экстранета интегрируют всех участников — от потребителей, розничных торговцев и поставщиков вплоть до производителей — в единый рабочий процесс. У структур такого толка может быть много общего: источники информации, рабочая сила, бизнес-процессы, рыночные стратегии.
Благодаря этому участники добиваются повышения эффективности своих операций и экономии на масштабах, что в свою очередь требует гораздо более низких издержек производства, чем при работе в одиночку. Общее время бизнес-цикла сокращается, ускоряя поток товаров и услуг. В связи с этим уменьшаются, с одной стороны, издержки обращения внутри системы, что создает новую стоимость, а с другой — укорачивается время разработки прикладных программ (до их рыночной зрелости).
Фаза 3 характеризуется широкомасштабным и скоординированным внедрением прогрессивных электронных бизнес-стратегий, таких как быстрый отклик (Quick Response, QR), оплата по факту изготовления (Paid on Production, POP), оценочное соглашение о распределении доходов (Evaluated Receipts Settlement, ERS), управляемые поставщиком материально-производственные запасы (Vendor Managed Inventory, VMI). Предпосылкой к этому служит унификация правил и инструментария ведения дел среди участников кейрецу (например, контент- и процесс-менеджмента, межфирменных интерфейсов, основных бухгалтерских и контрольных функций, внешней отчетности и бизнес-коммуникаций). Теперь ситуация выходит за рамки отдельных сообществ и требует единой бизнес-методики, не привязанной к границам сообществ и компаний.
В итоге возникает ряд центров, сфокусированных на электронном бизнесе: сообщества, поддерживающие между собой связь, действующие заодно и совместно предлагающие широкий набор коммерческих услуг в целях развития деятельности в сфере «бизнес — бизнес» (фаза 3 в табл.). Такие партнерства или совместные предприятия складываются между существующими виртуальными компаниями, менеджерами сообществ, оферентами компьютерного оборудования/программного обеспечения и услуг, промышленными компаниями и административными органами.
Все это ведет к драматической смене традиционной бизнес-модели. Предлагаемые центрами электронного бизнеса совместные услуги будут оказывать возрастающее воздействие на участников первых двух фаз, побуждая их двигаться к созданию среды более тесного сотрудничества для торговли между организаторами сообществ. В результате внутренние бизнес-процессы компаний стандартизируются и тем самым прокладывается путь к внедрению тех прикладных программ, которые являются наилучшими для создания подлинно открытой системы.
До этого момента в фазах 1 и 2 на первом плане находилась технология. Фаза 3 расширила горизонт посредством ориентации на стратегические аспекты электронного бизнеса между компаниями и сообществами.
В фазе 4 экономическая деятельность рассматривается как нечто целое.

Фаза четвертая: сетевые экономические системы

В четвертой фазе создаются экономические синергии. Центры электронного бизнеса шаг за шагом сливаются в региональные торговые сети, пользующиеся обычными электронными услугами, инструментами и системами. Государства, страны и геоэкономические структуры (США, Япония, Латин
екая Америка и т. д.) все больше интегрируются. Благодаря отношениям, которые сообщества по интересам завязывают не только между собой, но и с внешним миром, вертикальными промышленными группами, административными системами, образовательными учреждениями и органами поддержки, у этих сообществ возникает общая коммерческая инфраструктура.
Межфирменный бизнес-инжиниринг, электронные правила поведения, пользование общими программными приложениями
и процедурными интерфейсами внедряют в отношения между участниками сообществ наилучший опыт промышленной практики и единые правила деятельности. В действие вступают системы совместного ведения бюджета, аудита и управления информацией. Работа с законодательством (законами и подзаконными актами) переводится в электронную форму.
Фаза 4 — это намного больше, чем простое функциональное расширение фазы 3. В мире существуют различные геоэкономические структуры. Сегодня между ними (и даже внутри них) очень мало общего. В США другие правила, другие стратегии электронного бизнеса, другие бизнес-практика и бизнес-методы, нежели в Тихоокеанском регионе, который, в свою очередь, отличается и от Европы, и от Среднего Востока, и от Азии. Поэтому каждый регион будет, по-видимому, развивать свою оригинальную сеть электронной торговли, чем, может быть, и упростит бизнес в собственных рядах, однако другим регионам принесет весьма сомнительную пользу.
Величайшим вызовом в фазе 4 для каждой индивидуальной геоэкономической структуры является проблема достижения интеграции в самой себе. Этого очень трудно достичь именно в таких регионах, как США и Европа, где отдельные государства и штаты имеют различную бизнес-практику, по-разному регулируются и не располагают никакой центральной контрольной инстанцией, эффективно насаждающей стандарты. К тому же не все компании хотят или могут сотрудничать на этом уровне (за исключением, быть может, особых случаев).
По всем этим причинам вряд ли возможна полная интеграция внутри одного региона. Но в большинстве их с немалой долей вероятности интегрируется 20% крупнейших игроков, на чью долю приходится 80% деловой активности, что и составляет критическую массу. И тем не менее даже в таком случае геоэкономические структуры будут вести дела с контрагентами преимущественно традиционным способом — подобно компании, которая в нашей модели «висит» между фазой 1 и фазой 2.
Внутри каждой структуры будут развиваться региональные торговые сети, характеризующиеся по аналогии с фазой 3 альянсами между оферентами «лучшего в породе» программного обеспечения, оферентами услуг и промышленными объединениями. По мере необходимости этим альянсам будет оказываться поддержка со стороны правительств государств из их региона.
Роль государства в различных геоэкономических структурах будет зависеть от степени предоставленной поддержки или контроля и требований, предъявляемых к отчетности. В наиболее оптимальных моделях государство, по-видимому, будет исполнять функции скорее поддерживающего органа и партнера, чем привратника или контрольной инстанции.

Фаза пятая: глобальный электронный рынок

В пятой фазе геоэкономические структуры сначала соединяются в мега-сообщества или торговые блоки, а затем по мере необходимости постепенно интегрируются со всеми другими региональными структурами, с которыми поддерживают деловые отношения. Так различные региональные торговые сети развиваются в постоянно расширяющийся глобальный электронный рынок с имеющимися в общем распоряжении институтами глобальной торговой сети стран-участниц.
Трансграничное передвижение товаров, услуг и отдельных лиц, международные социальные службы, таможенные пошлины и налоги на добавленную стоимость, межнациональные торговые соглашения, торговые ограничения, соглашения о законодательстве и регулировании, а также купля-продажа на мировом рынке и налогообложение — все эти проблемы решаются в фазе 5. В значительной мере они преодолеваются и снимаются с помощью электроники. Для этого необходима общность торговой политики, технологических инфраструктур и информационных систем.
Глобальная торговая сеть будет, вероятно, развиваться описанными выше оферентами услуг. Поддерживать эту сеть и направлять ее развитие будут местные власти и такие транснациональные организации, как ООН (в вопросах торговли), НАТО, Европейский союз и др. Наиболее оптимальной моделью опять станет та, которая сделает возможной глобальную торговлю при минимуме контроля и надзора со стороны государства и других влиятельных организаций.
Эффективная торговая сеть глобального масштаба могла бы предлагать услуги, перечисленные в фазе 5 табл. Активные и успешные корпорации, сообщества и геоэкономические структуры, достигнув этой ступени, будут устанавливать стандарты для всех остальных и смогут воспользоваться решающими экономическими и стратегическими преимуществами на глобальном поле битвы.
В таком измерении фаза 5 все еще остается утопией, которая на практике при существующих обстоятельствах никогда полностью не реализуется. Реальную ценность здесь имеет путь к такому состоянию. Многое должно быть сделано для развития базовых технологий и бизнес-структур, устранения региональных различий в юстиции, законодательной и деловой практике, увязывания предпринимательской деятельности со стандартизацией ее способов. Мир несовершенен, и решение многих возникающих на этом пути проблем может оказаться очень трудным. Однако выживет и вырастет тот, кто, несмотря на все вызовы электронного рынка, будет шагать в ногу со временем.
Сейчас компании должны начать разработку целевых планов по обеспечению позиций и роста на протяжении этого пятифазо-вого развития. Предлагаемый здесь подход поможет им планировать свой прогресс. Имея перед глазами эту путеводную нить, фирмы могут так наладить свои бизнес-связи, что при первых же благоприятных обстоятельствах они встроятся в одну из пяти фаз и станут эффективными. И все это — с минимумом расходов и усилии.

* Кейрецу (keiretsu) — название японских промышленных конгломератов, которые формально не имеют главной компании, переплетены друг с другом взаимным владением долями имущества и используют иерархически ранжированную систему
* Синергия — взаимное усиление действия; больший эффект целого, чем суммы частей.
* Оференты — те, кто выступает с офертой (предложением) товаров/услуг.

ОБ АВТОРЕ
Гари Бенеско — исполнительный консультант
по электронному бизнесу в корпорации IBM,
benecko@us.ibm.com