С электронным бизнесом — в третье тысячелетие (1 часть)



• С помощью электронного бизнеса мир предпринимательства постепенно развивается в сторону глобализации.
• Этот эволюционный процесс можно подразделить на пять фаз, каждая из которых, основываясь на предыдущей, представляет новый уровень сложности операций и способа ведения дел.
• На пути к пятой фазе — глобальному электронному рынку — сначала интегрируются сами компании, затем они образуют сообщества с другими фирмами и формируют электронные конгломераты типа японских кейрецу*, которые втягивают в себя всех участников отдельного процесса создания стоимости. Сами кейрецу в четвертой фазе сливаются в региональные торговые сети.
• Этот процесс окажет революционное воздействие на характер бизнес-менеджмента, так что компаниям уже сегодня следует приступить к разработке планов, нацеленных на то, чтобы определить свое место на протяжении всех пяти фаз и расти вместе с ними.

Вступление

Интернет взял мир штурмом. Он взорвал технологические барьеры и распахнул двери в виртуальную экономику. Благодаря ему мы уже можем догадываться о будущем бизнеса и о том, какое удивительное многообразие возможностей открывается для нашей личной и общественной жизни. Саму жизнь он воспринял в ее динамике, и мы изо всех сил пытаемся идти с ним в ногу. Многие компании, охваченные эйфорией Интернета, задаются вопросами типа: «Как должна выглядеть наша Интернет-стратегия?», или: «Как нам перевести бизнес в Интернет, подобно другим компаниям?», или: «Как нам использовать эту штуку, чтобы получить прибыль, не расходуя своих денег?». На первый взгляд эти вопросы кажутся разумными. Однако в них упускается из виду главное, поскольку они ориентируются на технологии, а не на основные проблемы повседневного бизнес-менеджмента. Интернет действительно может создать преимущества в маркетинге, скорости, ведении прямых продаж и т. д. Но оптимально его использовать в другом, а именно в поддержке, улучшении и даже возрождении основ общей бизнес-поставок практики. Когда пройдет первоначальный восторг и у компаний появятся опыт и доверие к новым моделям бизнеса, эта более широкая точка зрения пробьет себе дорогу. И вот тогда компании начнут определять место своих «Интернет-стратегий» в контексте своей будущей бизнес-среды. Но уже сегодня они задумываются над тем, как им лучше всего подготовиться к новым требованиям.
Современный мир бизнеса весьма фрагментарен. Неспособность осуществлять внутри- и межфирменные связи в определенной мере ограничивает его общий прогресс. Теперь, когда появились технические вспомогательные средства и сформировались стандарты, мы констатируем тенденцию к консолидации, кооперации и экономической синергии*. Компании совершенствуют свои внутренние бизнес-процессы с помощью интрасетей. Электронная коммерция и экстрасетевые инициативы переживают бум в связи с внедрением электронного обмена данными, Всемирной паутины, электронной почты, надежных расчетов по кредитным картам и других инструментов. Интернет используется компаниями для обеспечения внутренней связи и продажи товаров и услуг.
Начинают возникать электронные «сообщества по интересам». Их целью является поддержка сходных отраслей (например, федеральной администрации, страхования, транспортного обслуживания, здравоохранения) или родственных предпринимательских функций (снабжения, организации платежного оборота, управления персоналом и т. п.). По мере роста и созревания этих сообществ будет расширяться и их изначальная сфера деятельности, и тем самым возможности оказываемого ими влияния. Вскоре они начнут накладываться друг на друга. Если бизнес-поведение соответствует такому развитию, возникает эффект экономической синергии. Предпринимательство как целое, движимое экономическими закономерностями и естественным рыночным отбором, будет эволюционировать в сторону глобализации. Электронный бизнес облегчает этот процесс. В следующем тысячелетии мир бизнеса, по существу, будет выглядеть иначе, чем сегодня. В этой эволюции можно выделить пять этапов (см. схему). Каждый из них основывается на предыдущем и представляет собой иной уровень бизнес-практики и сложности операций.

Фаза первая: корпорации

В первой фазе отдельные корпорации оптимизируют внутреннюю эффективность своих операций исходя из главной установки (табл.). Это касается отдела информационных технологий (ИТ-отдела) и фирмы в целом. В результате становится возможной унификация работы с персоналом, внутренних систем и процессов, а также их связи с внешним миром. Назовем некоторые типичные направления деятельности в этой фазе.
• Разработка стратегии поведения, сфокусированной на электронном бизнесе. Управление, маркетинг и административные структуры приспосабливаются к ее поддержке. Создаются гибкие механизмы для содействия дальнейшим переменам.
• Повышение потенциала компании по выпуску и поставке продукции с помощью альянсов и партнерств, новых технологий, совершенствования производственных процессов и улучшения исполнительской дисциплины, — например с помощью систем JIT (Just-in-Time Manufacturing — изготовление точно в срок), ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) и т. п.•  Разработка систем рабочего процесса (как ориентированных на функционирующие в компании отделы, так и выходящих за их рамки) для рационализации внутрифирменной среды, включая процессы документированного оформления операций (back-office).
• Разработка интегрированной ИТ-стратегии и системной архитектуры, которая обеспечивает и поддерживает эти бизнес-процессы.
• Установка инфраструктурных составных частей компьютерного оборудования и программного обеспечения (локальная сеть, территориально распределенная сеть, интра-сеть), необходимых для того, чтобы увязать подразделения компании с внутренними прикладными программами и между собой.
• Расширение прикладных систем и бизнес-процессов с целью удовлетворения внутренних и внешних требований е-бизнеса.
Результатом таких усилий станет снижение издержек, стандартизация и повышение производительности труда персонала компании. Это подготовит фирму к новым стадиям развития. Но дальше речь уже идет о фундаментальных работах, которые требуют времени, сил и денег. Поэтому некоторые фирмы могут сознательно не пойти дальше второй стадии или ограничиться частичной реализацией третьей фазы, сочтя для себя достаточной пользу, полученную на этих ступенях развития. Другие, кто хотел бы полностью пройти все фазы, для успешной конкуренции на глобальном уровне должны соблюсти каждый пункт, приведенный в табл..

Фаза вторая: сообщества

Во второй фазе акцент смещается на внешнюю сторону дела, причем внимание фокусируется на расширении компании. Вводятся Web/Интернет-технологии, дающие прямой выход на потребителей. Расширяя свои интрасети, фирмы создают экстрасети для подключения поставщиков, дистрибьюторов и клиентов. Эти экстрасети растут и развиваются. Тесно сотрудничающие компании начинают взаимоувязывать свои интрасети в тех местах, где их бизнес-процессы накладываются друг на друга, чтобы обеспечить свободу потока информации (например, о плановых сроках выпуска и отгрузки) и свободу бизнес-процессов (скажем, закупок и платежей).
Так возникают сообщества по интересам, которые, консолидируя информацию, помогают своим участникам унифицировать процессы и совместно пользоваться ресурсами. Как правило, эти сообщества организуются и действуют под руководством доминирующего участника (посредника), имеющего свой интерес на определенном вертикальном рынке.
Сегодня коммерческие взаимоотношения между участниками сообществ обычно означают автоматизацию существующих бизнес-процессов, проходящих между фирмами или между фирмой и потребителем, — таких, как купля-продажа товаров, декларирование своего статуса, совместное использование информации, представляющей взаимный интерес, электронный обмен данными, электронная почта и другая традиционная коммерческая деятельность. Среда, в которой совершаются сделки, остается бумажной, слабо увязанной, но все же она стабилизирует бизнес-среду, ориентируя ее на дальнейшие перемены.
По мере приобретения опыта и роста взаимного доверия между участниками сообществ складываются все более тесные отношения. Модель сделки перерастает в модель сотрудничества (collaborative model). Такой шаг делает возможным переход к фазе 3 — стратегическому электронному бизнесу.
Чтобы начать создание сообщества, фирмы-участники должны заранее предусмотреть инфраструктурные и технологические элементы, необходимые для поддержки коммуникационных механизмов. Но даже если они хорошо подготовятся к этому шагу, учтут промышленные стандарты и используют новые технологии, для превращения в эффективную составную часть желаемого сообщества им еще нужен будет основательный набор вспомогательных товаров и услуг. Умелые в деловом отношении организаторы сообществ по интересам или оференты* услуг не преминут воспользоваться такой ситуацией и предложат участникам услуги, указанные в табл. для фазы 2.

Продолжение статьи - читать.