Наша жизнь - новости




Три распространенных заблуждения
1 Существует заблуждение, что есть одно-единственное агентство новостей, всегда раньше других получающее и публикующее всю информацию. Это не так Сегодня один всех опередил, завтра другой.
2 «Чем скорее - тем лучше». Несмотря на быструю динамику развития событий, пословица «Поспешность нужна лишь при ловле блох» в новостном деле актуальна как нигде. Зачастую корреспонденты, пытаясь превзойти
конкурентов по оперативности, не уделяют должного времени и внимания проверке фактов. Эта поспешность нередко оборачивается неточностями и ошибками.
3 Третье заблуждение: существует агентство, одинаково профессионально пишущее обо всем. На самом деле кто-то лучше разбирается в банковской сфере (помогает образование), а у кого-то есть давние налаженные связи с руководством телекоммуникационных компаний. И нет гарантии, что обоих специалистов удастся собрать в одном издании. Немалую роль играет позиционирование самого агентства. Например, АК&М (www.akm.ru) поставляет новости только об открытых акционерных обществах. Поэтому на сайте этого информационного агентства бесполезно искать сведения о ЗАО «Ниеншанц» или ЗАО «Вэб Плас».

Агентства бывают разные
Новостные онлайновые агентства можно условно разделить на те, которые делают общедоступные популярные новости, публикуемые на сайте агентства, и те, которые делают платную ленту новостей.
К первой категории относятся всем известные «Лента.ру», «Вести.ру», «ИнфоАрт» и менее известные региональные новостные агентства «Алтай-пресс» (altapress.altai.ru), «Астраханский регион» (www.astrakhan-region.ru), «Инфонет» (www.infonet.nnov.ru). В этой сфере график работы может существенно различаться, начиная от «сутки через трое» и кончая работой на дому. Многое зависит от направленности издания: научная информация не устаревает очень долго, финансовые новости, курсы валют могут меняться ежечасно. Совсем иная ситуация складывается в федеральных и специализированных интернет-агентствах, делающих новости, за доступ к большей и самой интересной части которых необходимо внести определенную плату. Как правило, это новейшая финансовая информация, рассчитанная на специальную аудиторию, бизнес-публику которой необходимо быть в курсе происходящих событий в сфере экономики. В Москве и Петербурге представлены практически все федеральные информационные агентства, пишущие о бизнесе: АК&М (www.akm.ru), «Интерфакс» (www.interfax.ru), «ИТАР-ТАСС» (www.itar-tass.tom), «ПРАЙМ-ТАСС» (www. prime-tass.ru), «РосБизнесКонсалтинг» (www.rbc.ru). В регионах работают Сибирское информационное агентство (www2.sia.ru) и «РегионИнформ» (region.ura.ru).
Работа в агентствах не нормированная, иногда приходится работать с 7 часов, иногда до 22, иногда - с 7 до 22. Но «иногда», в остальное время можно вполне пользоваться преимуществами свободного графика.

Что такое «хорошая» новость
Работники новостных агентств описывают уже свершившиеся или планируемые события. Тезисы в стиле «наша компания лучшая в мире» для публикации на новостной ленте совершенно не подходят. Для того чтобы заметка увидела свет, необходим информационный повод, например: «прибыль компании «Пупкин и сыновья» за 4-й квартал увеличилась с 13% до...» или «компания «Пупкин и сыновья» 29 декабря запустила производство рогов и копыт».
Вообще заметки информационных агентств отличаются крайней сухостью и минимумом употребляемых прилагательных. Только факты и цитаты ньюсмейкеров. С одной стороны, это упрощает работу, а с другой стороны, иногда так хочется добавить личный комментарий к описываемым в заметке событиям, например: «Да врет все этот Пупкин, ничего у него не получится». Но нельзя - стандарты не позволяют. Еще одно преимущество интернет-издания перед бумажным - нет нормы, определяющей количество новостей. Сегодня можно написать 10-12 заметок, а завтра ничего не произойдет и новостей не будет вообще. Редактор не будет рвать на себе волосы ни в первом, ни во втором случае. Просто сегодня новостей в ленте будет больше, чем завтра. В газете в первом случае некоторые новости просто не попадут на полосу: их выкинут в корзину или опубликуют завтра (но это уже будут не новости). Во втором - корреспондент будет разбавлять заметку «водой» и поставит фотографию большего размера.

Откуда берутся новости
Существует несколько источников новостей. Каждый из них имеет свои недостатки и преимущества, но, как правило, выбирать не приходится.
Мониторинг интернет-источников
В случае работы в онлайновом издании, новости которого общедоступны, большая их часть добывается через Интернет. Для этого используются программа Check&Get или опции Internet Explorer, позволяющие осуществлять мониторинг избранных сайтов (как правило, это сайты компаний или, в крайнем случае, наиболее авторитетных зарубежных новостных агентств, таких как ВВС (www.bbc.co.uk), CNN (www.cnn.com), ABC (www.abcnews.go.com)). Эти программы автоматически «выходят» в Интернет и сообщают пользователю об изменениях, произошедших на сайтах. И тут в дело вступает редактор новостей. Он просматривает свежую информацию, отбирает наиболее интересную, соответствующую профилю его издания, переводит ее в формат издания и публикует на сайте. Новостные агентства, проводящие ежедневное, а то и ежечасное обновление, работают круглосуточно. Связано это с разницей часовых поясов. Когда работники зарубежных компаний, осознав произошедшие за день события, выкладывают новости на сайты, в России наступает ночь. А к утру нужно успеть сделать свежую подборку новостей, ведь большинство по привычке предпочитает узнавать новости с утра. Вот и приходится работникам агентств в буквальном смысле слова ночевать на работе. Остальные источники получения информации в большей степени характерны для работников специализированных новостных агентств.

Пресс-релизы
Этот вариант, на первый взгляд, наименее трудоемкий. На работе постоянно работает факс, на который постоянно приходят сообщения от различных компаний. Информация обрабатывается и отсылается на ленту новостей. Вариант с получением пресс-релизов по электронной почте еще проще: только слова в Word переставил, и заметка готова. Но все-таки есть и сложности. Не все пресс-релизы оформлены в нужном агентству стандарте. Иногда язык оригинала таков, что впору выбросить и написать самому с самого начала. Приходится звонить ньюсмейкеру и уточнять, уточнять, уточнять... Утешает, правда, что ньюсмейкеры постепенно «дрессируются» и мало-помалу начинают присылать удобоваримые материалы. Но таких пока очень мало. Вторая сложность - получение пресловутых пресс-релизов. Не каждая компания догадается поставлять свои новости в специализированное новостное агентство.
Лучший способ наладить поставку пресс-релизов - личные знакомства на бизнес-встречах и пресс-конференциях.

Пресс-конференции
Работа на пресс-конференции и проще, и сложнее. Проще потому, что заготовленный ньюсмейкерами пресс-релиз -лишь тема для начала беседы, а форма ее подачи, ракурс освещения - дело профессионализма и творческой фантазии автора новости. Явное достоинство этого источника информации - непосредственное общение с первыми лицами и возможность напрямую задать все интересующие вопросы. Когда за сухими фактами и рекламными слоганами удается раскопать по-настоящему интересную и даже сенсационную новость - понимаешь, что день не прошел зря. Недостаток пресс-конференций - никогда заранее не знаешь, насколько плодотворной окажется работа. Порой хочется выть от осознания бездарно потраченного времени. Происходит это потому, что присутствующие VIP-персоны ничего по существу сверх написанного в пресс-релизе добавить не желают. Возникает закономерный вопрос: зачем они отвлекают от работы и себя, и нас, новостников? Не проще ли было просто разослать пресс-релиз?

Работа по телефону
Работа по телефону или непосредственно с ньюсмейкером самая трудоемкая, но и самая интересная. Это штучная работа, и КПД ее очень низкий. Можно в течение нескольких дней или даже недель звонить и интересоваться, когда произойдет намеченное событие. Но эти труды в случае успеха вознаграждаются получением эксклюзива, которого ни у кого, кроме тебя, нет. И только прочитав сделанную таким образом новость, все остальные новостники бросаются на телефоны с вопросами: «А правда, что?..»

Новостное агентство как вещь в себе
Но для написания эксклюзива необходимо постоянно быть в курсе всех событий, происходящих в городе, регионе и стране, чтобы вовремя позвонить нужному человеку и задать ему нужный вопрос. А поскольку на отслеживание всех направлений и областей информации времени, естественно, не хватает, возникает необходимость разделения сфер ответственности между всеми корреспондентами внутри агентства.
Наиболее оптимальным делением считается деление по отраслям. Один отвечает за ТЭК, другой - за финансы, третий - за телекоммуникации. Чем больше в агентстве корреспондентов, тем эффективнее его работа. Опыт показывает, что для полноценного освещения новостей бизнеса одного региона необходимо не менее трех человек Добывание денег агентства осуществляют сейчас, как правило, двумя путями. Те, кто публикует общедоступные популярные новости, зарабатывают на баннерной рекламе. Агентства, специализирующиеся на создании бизнес-новостей, зарабатывают на продаже этих новостей. В таком случае в открытом доступе на сайте вывешиваются сообщения лишь о тех событиях, о которых напишут все. Весь эксклюзивный материал обычно недоступен. В этом и заключается преимущество интернет-изданий перед бумажными: возможна продажа не только всей ленты новостей целиком, но и отдельной новости или блока новостей одной отрасли. Фактически, он может послужить основой для создания индивидуального новостного издания.

Кто работает в новостном агентстве?
Для работы в онлайновом агентстве новостей, рассказывающем обо всем на свете, вам понадобится хорошее владение, как минимум, английским языком и широкая осведомленность в тех областях знаний, упор на которые делает ваше агентство. О владении русским языком и интернет-технологиями мы даже не упоминаем.
Кто годится для работы корреспондентом в информационном агентстве, пишущем о бизнесе? Люди, имеющие журналистское образование, подумаете вы? Может быть, но, например, в нашем агентстве таких нет. Тогда, наверное, экономисты, продолжите вы. Вот эта версия будет точнее. Человек должен понимать то, о чем он пишет, и разговаривать с ньюсмейкером на одном языке. А журналистов, как правило, экономике не учат. Опыт показывает, что гораздо проще научить экономиста писать статьи, чем журналиста - разбираться в экономике. А еще претендент на вакантную должность корреспондента должен быть общительным и контактным человеком (впрочем, такими должны быть не только экономические корреспонденты). Поэтому, когда в информационном агентстве открывается вакансия корреспондента, поиск нужного человека может продолжаться очень долго.
Владимир Шевченко,
vsheff@mail.ru,
www.prime-tass.spb.ru