Я поведу тебя в музей




Что-что, а музеи должны быть представлены в Интернете. Пользователь Сети хочет повышать свой культурный уровень и созерцать Рембрандта пусть и в цифровом исполнении, зато не выходя из дома. Да и знакомить человечество с мировым культурным достоянием дело вроде бы поощряемое.

Однако сейчас возможность размещения в Сети изображений из музейных экспонатов под сомнением. Имеете ли вы право украсить свою домашнюю страничку полотнами Матисса, вам объяснит Закон РФ о музеях, принятый в 1996 году. Его текст вы найдете по адресу www.prof.museuin.ru/law/MusLaw.hlm. Право на использование изображения музейного экспоната по этому закону может давать только музей. И может давать как просто так, так и за определенную плату, устанавливаемую им же. Таким образом, государство решило помочь музеям заработать средства на поддержание коллекций. Музеи же часто коммерческой хваткой не обладают, но в роли собаки на сене выступить, безусловно, могут. Порой даже не они, а их доброжелатели.
В ноябре 1997 года на www.museum.ru были размещены изображения ряда картин Третьяковской галереи. На всеобщее обозрение был выставлен 51 экспонат. На шедевры зашел посмотреть корреспондент газеты «КоммерсантЪ» и обеспокоился, что качество оцифровки изображений достаточно даже для полиграфии и что любой желающий, воспользовавшись ресурсами сайта, сможет сделать альбом или компакт-диск и нажиться на народном добре. Сайт закрыт до сих пор. Возможность пиратства пресечена. Как пресечен и доступ граждан к собранию Третьяковки.
Новые технологии позволяют встраивать в цифровые изображения знак копирайта. Означает ли это решение проблемы? Поживем - увидим. К примеру, в Эрмитаже студия оцифровки изображений уже создана (с помощью корпорации ЮМ).
Тем не менее в Сети продолжают возникать все новые и новые музеи. Многие из них собирает под свое крыло сервер «Музеи России» (www.museuin.ru), созданный работниками Дарвиновского музея в Москве в июле 1996 года. За время своего существования проект разросся и набрал силу. Как справедливо отмечают посетители в «книге отзывов» сервера «Музеи России», это один из немногих серьезных культурных проектов на русском Web. Кирилл Наседкин, автор проекта, не занимается саморекламой. В Rambler его не встретишь, рекламных баннеров в наиболее посещаемых местах русского Интернета он не развешивает. Но десятки тысяч посетителей находят его и приходят сюда еще и еще. Смотрят новинки, общаются и обсуждают наше странное законодательство. На сервере организована отличная система поиска как реальных музеев, так и их сайтов. Создатели сервера постоянно анонсируют свои новые разработки. И, кстати, они первыми реализовали такую форму представления музея в виртуальном пространстве, как круговые панорамы. Детям особенно понравится Дарвиновский музей с хорошо иллюстрированными экскурсиями и электронными головоломками с изображениями животных.
Новые технологии, основанные не на двухмерном, а на трехмерном представлении объектов, как нельзя лучше подходят для обозрения музейных экспонатов: вид сбоку, вид сверху... Но они, к сожалению, из-за невысокой пропускной способности российской части Сети еще не получили распространения. Первая попытка такого рода в русской Паутине - виртуальный Мавзолей (www.lenin.ru), открывшийся в конце апреля. VRML-броузер позволит прогуляться по модели главной усыпальницы страны.
Крупные музеи представлены в WWW порой номинально. Музей-заповедник «Московский Кремль» имеет официальный сайт - www.kremlin.mu5eum.ru. Новости и необходимая информация появляются здесь регулярно. Но в качестве виртуальной экскурсии по Кремлю я бы порекомендовала www.online.ru/sp/cominf/kremlin, созданную на основе CD-ROM компании «Коминфо». Она более познавательная и зрелищная и посвящена не только музейным редкостям, но и истории.
Третьяковская галерея пока представлена лишь страничкой на www.fflgls.com/gallery.
На www.hermirage.ru представлен первый музей России -Эрмитаж. Складывается впечатление, что создатели сайта учли печальный опыт Государственной Третьяковской галереи. Художественная экспозиция представлена в основном в виде мелких коллажей. Не пытайтесь представить по этим крохам роскошные коллекции Эрмитажа. Зато адрес пригодится завсегдатаям музея, которые всегда смогут узнать здесь о временных выставках. До сентября продлится выставка первого императорского ювелира Фаберже. До октября любопытствующие смогут посетить экспозицию «Даная - судьба шедевра Рембрандта». На сервере демонстрируются фотографии картины до ее повреждения душевнобольным в 1985 году, после воздействия серной кислоты и по завершении реставрации, не имеющей аналогов в мировой практике. Данае не суждено было погибнуть, как и в древнем мифе о ней, в котором вместе с сыном Персеем она в заколоченном ящике была сброшена в море, но спасена волею судеб. Демонстрируются произведения других художников на тему мифа. В зале музея можно посмотреть мультимедийную программу, посвященную этому сюжету. Анонсируют на сервере и новую постоянную экспозицию музея «Золотая кладовая», где посетители увидят скифское золото, золото Востока и Причерноморья.
Пожалуй, самый лучший сервер петербургского музея создан компанией «Ланк» для Кунсткамеры (Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого) - www.kunstkamera.lanck.ru. Это старейший естественно-научный музей России, послуживший фундаментом для создания Российской Академии наук. До сих пор силуэт Кунсткамеры является логотипом РАН. Этот сайт - редкий пример ресурса с нормальным гипертекстом и прозрачной структурой, подходящего и просто посетителям, и музейщикам (их наверняка заинтересует научная работа археологов и этнографов). Строгий дизайн в коричневатых тонах старинного пергамента, без аляповатости синих ссылок. Экскурсия по музею сопровождается авторскими лекциями. Запасники этого музея, как в любом российском музее, превышают по объему постоянную экспозицию. И Кунсткамера решила сделать виртуальную выставку о культуре любви в традициях народов Востока. На ней впервые для широкой публики выставлены китайские эротические свитки XVIII века и другие редкости из коллекции музея. Если бы все запасники можно было выставить в Сети!
Адрес www.pushkin.ru взял для себя Всероссийский музей А. С. Пушкина. Вас ждет настоящая экскурсия по музею-квартире на Мойке, 12, и Царскосельскому лицею. На фоне привычных развесистых Web-лабиринтов вас проведут из зала в зал, не нарушая гармоничную атмосферу старины рекламой и предложениями узнать по-1 скорее о погоде в Кении.
Крупные западные музеи представлены в Интернете полнее российских. Я бы не стала говорить о качественно другом уровне. Разница заключается чаще всего I в объеме информации. Один из старейших музеев не только в Европе, но и в Интернете, Лувр (mistral.culture.fr/louvre/louvrea.htm), ведет свою Web-историю с июля 1995 года. Сайт не столько представляет уникальные коллекции Лувра, сколько рассказывает об истории этого культурного комплекса, немаловажной вехой которого стал грандиозный государственный проект последних 15 лет «Великий Лувр», в рамках которого в декабре 1997 года было вновь открыто 10 000 кв. м реконструированной выставочной площади. Знатокам французского языка посчастливится узнать о семинарах, симпозиумах и концертах, а также почитать периодический искусствоведческий журнал.
Один из лучших мировых музейных сайтов делает Национальный музей американского искусства (www.nfflaa.si.edu). Он отличается прежде всего обилием видео- и аудиоэкскурсий и комментариев к экспонатам. Видеоприветствие посетителям произносит директор музея Элизабет Браун. Предоставлена возможность увеличения отдельных деталей изображений. Привлекает сайт и тем, что постоянной экспозиции на нем уделено не самое большое внимание. Из нее представлено только «избранное». Основу сайта составляют виртуальные тематические экскурсии, созданные по материалам музея и снабженные подробными искусствоведческими комментариями. Например, выставка предметов прикладного искусства из Белого дома, выставка «Темы и перспективы современного американского искусства» или выставка плакатов в американском стиле. Последняя даже дополнена FAQ'om о плакатах: как их изготовляли, тиражировали, коллекционировали и т. д. Музей любопытен для европейцев и тем, что американское искусство очень молодо и нашим представлениям о древности и традициях мало чем соответствует.
Пригороды Москвы и Санкт-Петербурга интересны своими редкостями не менее самих столиц. Из дворцов и усадеб Подмосковья представлены Архангельское (www.museum.ru/museum/archang) и Коломенское (www.museum.ru/Kolomen/Defrus.htm). Роскошный сервер дворцов пригородов Санкт-Петербурга (www.pallasweb.com) сделан в Техасе. Англоязычные ценители русской культуры выдержали в полной мере имперский стиль. В России отдельный проект посвящен Гатчинскому дворцу-музею -private.peterlink.ru/gdm/index3r.htm.
Много в Сети литературных музеев, www.museum.ru/museum/ akhmatova/fountain_house - музей Анны Ахматовой во дворце Шереметевых, Дом высокой поэзии. Недавно здесь положено и начало коллекции, посвященной Иосифу Бродскому. На сервере размещен уникальный Интернет-каталог прижизненных изображений Ахматовой «Анна Ахматова в портретах современников», содержащий 192 работы. www.visotsky.cea.ru - официальный сервер Дома Высоцкого на Таганке. Как и все официальное о нем, включая памятник на кладбище, вызывает преимущественно скорбные чувства.
Вся русская литература начиналась в Орловской губернии. Парадокс, но чуть ли не половина великих русских писателей XIX века родом оттуда, www.litmusey.rc.ru - литературные музеи Орловской области.
Нетрадиционный музей и нетрадиционный сайт - Государственный музей Маяковского (www.museum.ru/Majakovskiy/default.htm). Здание реконструировано в восьмидесятые и представляет собой постмодернистскую фантазию на тему времени и пространства «по Маяковскому». Именно сервер музея Маяковского стал объектом критики сетевого обозревателя Александра Житинского (www.nevapress.spb.ru/russian_ lQ(e/archive/26-05-97.html). Его смутило, что на обозрение выставлены не архивы музея, а авангардистские коллажи, отражающие смутные догадки создателей о мирах пролетарского поэта. Отмечает Житинский и элементарные ошибки. Сетует, что подобные ресурсы создаются не специалистами, а любителями.
Да, дилетантства в сетевых музеях, режущего глаз и ухо, хватает. Часто смущают экспонаты, выставленные без всякой подписи (попробуй догадайся!), как, например, на странице Военно-морского музея в Ясеневе (www.transport.rui8100/21/yasenevo/index.htm). Специалисты «Музеев России» заметили, что на сайте win.moscow.lvl.ru/culture/museum/tretyak/ tretyak.html «Композиция №7» Кандинского перевернута «вверх ногами».
Конечно, можно кривиться, можно ухмыляться. А можно радоваться, что силами энтузиастов культурные ресурсы вообще появляются в Сети.
Следующие два музея уникальны по жанру. Уже третье поколение Ломаковых занимается коллекционированием старых автомобилей и их реставрацией. Многие автолюбители могут похвастаться тем же, но никто из них не может сказать, что в его гараже- 85 уникальных машин. Недавно для фамильной коллекции Ломаковых московской администрацией была выделена территория для строительства музея. Проспонсирован был также Интернет-сервер (rosweb. ru/lomakovka). на котором можно посмотреть многие экспонаты музея, начиная со старейшего - Aero 1922 года. A www.dux.ru/guest/wax/fill.htm представляет музей восковых фигур во дворце Белосельских-Белозерских в Петербурге. Здесь можно узнать о процессе изготовления восковых фигур и посмотреть экспозицию «Дом Романовых».
Музейные сайты вышли за пределы двух столиц. Каждый второй официальный сервер областного города стремится показать в первую очередь свои культурно-исторические ценности. На gin.irtel.ru/museum знакомят нас со своими достопримечательностями иркутчане. Областной краеведческий музей заложен в Иркутске еще в 1782 году. Представлены дома-музеи декабристов Волконского и Трубецкого и ледокол «Ангара», сохранившийся с конца XIX века. Нижегородский Кремль, музеи Сахарова и Горького вы увидите на www.nntu.sti-nnov.ru/RUS/nnovg.htm; а вернисаж современных художников «Арт-подвальчик» из Хабаровска на info. khv.ru/Art.
Экспозиция реального музея всегда ограничена тем набором экспонатов, которые в нем представлены. В музее Айвазовского в Феодосии вы не увидите «Девятого вала» и других самых лучших его работ. В Интернете есть возможность создавать виртуальные альбомы одного автора и другие тематические подборки. В Тюмени Наталья Кокарева создала виртуальную галерею Винсента ван Гога (www.tmn, ru/~ishim/vangogh/vangogh.html), в которой расположено около 100 работ художника и даны биографические сведения. И пусть такого музея не существует, но подобную выставку не устроить ни одному музею мира.
Немецкий институт русской и советской культуры в Бохуме подготовил подборку русского плаката (www. ruhr-uni-bochum.de/lirsk/plakate.htm), начиная с известной работы Л. О. Пастернака 1914 года «На помощь жертвам войны» и кончая плакатами времен перестройки. Иллюстрации прокомментированы. Заложена классификация по эпохам, темам и авторам.
«nww.screen.ru/gallery/plan.htm - виртуальная галерея прикладного искусства. Лучшее, что здесь есть, - зал орнамента, посвященный его истории и значению со времен античности. Искусство группы «Митьки» отражено по адресу kulichki. rambler.ru/mitki/russian/art. На www.goodearth.com/virtcave.html собрали по всему миру фотографии пещер и создали свою виртуальную пещеру, в которой демонстрируются лучшие образцы всевозможных пещерных редкостей: сталактитов, сталагмитов, подводных озер и водопадов, останков пещерных животных и кальцитовых натеков самых причудливых форм.
Откровением для меня стало обилие виртуальных собраний на военно-историческую тему. Оказывается, садясь за монитор, мужчины не отказываются от своих любимых игрушек
На people.weekend.ru/IIBO/RORDEN - выставка «Русские боевые награды». Представлены экспонаты из коллекции Государственного исторического музея. Каждый экспонат предстает в отдельном окно броузера. Отдельные экспозиции посвящены российским наградам до 1914 года и орденам и медалям СССР. new.psychol.ras.ru/rkka - военно-исторический клуб РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии, если вы уже не помните эту аббревиатуру). Никакой политики! Здесь собрались историки-униформисты, коллекционирующие старую военную униформу и шьющие ее по точным образцам. Такие коллекции не пылятся по сундукам. Свою форму члены клуба надевают на парады или специально организованные «сражения» под огнем пиротехники. Клуб собирает не только униформу Советской Армии 30-х годов, но и военную технику того времени. В арсенале - ГАЗ-MI (штабная «эмка»), ГАЗ-АА («полуторка») и, как утверждают, единственный в мире сохранившийся бронеавтомобиль, состоявший на вооружении в РККА в 30-е.
Олег Поляков создал виртуальный музей бронемашин (www.museum.ru/museuin/bronem/default.htm). Некоторые экспонаты музея (бронемашины до 1917 года) представлены автором сайта в трехмерной графике - их можно просмотреть со всех сторон, как в настоящем музее! Даны сведения об изобретателях и обширные лекции о самих бронемашинах, иллюстрированные фотографиями.
www.infoait.ru/art/tompony/kolibry/museum/aitiller/index.htin -виртуальный музей военной техники. Широко представлена артиллерия. Экспозиция сделана на основе компакт-диска, подготовленного МГТУ им. Баумана. Недавно сервер обогатился новой экспозицией - «Подводные лодки в российском императорском флоте», рассказывающей об истории русского подводного кораблестроения до 1917 года.
Коллекционируют, оказывается, не только фотографии военной техники, но и звуки оружия! Примыкание штыка, выстрелы в ущелье, пулеметную очередь, коллекцию фейерверков и даже ядерный взрыв, который можно услышать на infoart.irkutsk.ru/art/company/kollbry/snd_arc/lndex.htm.
История компьютеров хоть и не насчитывает тысячелетия и даже века, но, будучи невероятно динамичной, уже может похвастаться своими «древностями». Еженедельник «PC week» недавно организовал виртуальный компьютерный музей по адресу «rww.pcweek.ru/museum. В разделе «Скрижали» отражены исторические вехи эры цифровых технологий. В «Кунсткамере» выставлены многочисленные, хоть и не очень старые, «дедушки» современных компьютеров. Среди экспонатов арифмометр, ручной перфоратор, IBM PC 1981 года. Музей приглашает принять участие в его становлении.
Что же такое музей в Интернете? Место, где можно удовлетворить визуальный голод? Виртуальное зеркало реального собрания экспонатов? Путеводитель по местам боевой славы создателя? Даже специалисты www.museum.ru еще не определились, что же следует иметь в виду, говоря о музее в Сети. В местном музейном кафе (кстати, весьма привлекательном местечке) у эксперта Алексея Лебедева родилась идея такой классификации сайтов: сайт реально существующего музея, виртуальный музей, электронный альбом, экскурсии и путеводители. А другие участники дискуссии считают, что посетителю Web-сервера неважно, какое отношение имеет данное собрание к реально существующей коллекции. Главное, чтобы было на что посмотреть.