Что с Интернетом в вашем городе?




Наконец-то прошло время, когда надо было объяснять, что такое Интернет, для чего он нужен и какие выгоды сулит пользователям. Российский Интернет, опережая мировые темпы, стремительно прошел все стадии развития от полупрофессиональных университетских сетей до массового коммерческого применения

Москва - столица Интернета?
До недавнего времени основное «население» русскоязычного Интернета былло сосредоточено в Москве, однако динамика развития российских сетей свидетельствует о росте интереса к Интернету в регионах. По данным российской исследовательской организации РОЦИТ, в августе 1996 года 85% пользователей Интернета было сосредоточено в крупных городах России, из них 75% - в Москве, а уже через четыре месяца эти показатели составляли соответственно 75% и 60%.
Причины бурного развития новых информационных технологий в Москве кажутся очевидными: именно там сосредоточена львиная доля национальных денег, именно столичные пользователи наиболее информированы и активны, вследствие этого столичные провайдеры процветают и множатся, как грибы после дождя. Не менее очевидным кажется, что в остальных городах России поставщикам услуг Интернета приходится существовать в очень жестких условиях. Отсутствие необходимых инвестиций и малочисленность клиентской базы - это только часть проблем регионального провайдера. Помимо этого приходится справляться с изношенным оборудованием на телефонных узлах, с отсутствием качественных междугородных и международных каналов связи. В таких условиях миссию развития передовых технологий неизбежно принимают на себя местные телефонные операторы, поскольку только они имеют для этого технические возможности. Долгое время единственным решением для региональных операторов считалась сеть передачи данных на основе протокола Х.25. Именно она позволяла удовлетворительно передавать информацию в условиях плохого качества междугородных телефонных каналов. Эта сеть соответствовала требованиям лишь очень узкой категории корпоративных пользователей - в основном банков и транспортных компаний, а для подавляющего большинства предприятий малого бизнеса, и уж тем более для частных пользователей, была слишком дорогой и неудобной. Им была необходима не просто технология передачи данных, а эффективное, удобное и экономичное средство связи со всем миром. Им был необходим Интернет.

Есть ли у нас $50 000?
Местные операторы связи отреагировали на изменение спроса довольно вяло. Медленно и осторожно они начали подключаться к сетям национальных провайдеров и оказывать абонентам услуги по доступу в Интернет. Но, как правило, при этом использовались каналы небольшой пропускной способности, а Интернет предлагался как дополнительный сервис наряду все с той же Х.25. Сегодня типичный поставщик услуг по доступу в Интернет в регионах работает на каналах со скоростью от 19,2 Кбит/с до 128 Кбит/с и имеет от 2 до 16 входных телефонных линий на узел. Считается, что этого вполне достаточно для того, чтобы удовлетворить потребности нескольких десятков продвинутых пользователей. Приобретение широких высокоскоростных каналов позволило бы местным операторам связи предоставлять услугу в большем масштабе и, в идеале, извлечь больше прибыли, однако значительные объемы инвестиций, необходимых для таких действий, замедляют процесс принятия решения по этому вопросу. Даже для оператора связи, который не тратится на закупку номерной емкости, имеет возможность выделить канал под 1Р-трафик на имеющемся в его распоряжении телефонном тракте и располагает квалифицированным персоналом, сумма необходимых затрат на организацию подключения к магистральным каналам Интернета на скорости 128 Кбит/с составит величину порядка $50 000 в год. Такие капиталовложения могут окупиться при наличии у провайдера клиентской базы не менее чем 300-400 человек. Весь вопрос в том, насколько это реально для областного центра с численностью населения в 200-250 тысяч человек?

А оно нам надо?
Ответ на этот вопрос прямо противоположен стереотипному представлению: на региональном рынке предоставления услуг по доступу в Интернет спрос опережает предложение. Эта ситуация может считаться в настоящий момент типичной, что делает данный рынок весьма привлекательным для частных инвесторов.
Справедливость этого предположения подтверждает пример новгородского провайдера «НовгородТТС». По словам технического директора компании Сергея Колосова, рынок пользователей Интернета в городе созрел уже в 1996 году. Осенью 1997 года на Новгородском телефонном узле был организован модемный пул на 8 модемов. Выход в магистральные каналы Сети на скорости 64 Кбит/с обеспечил санкт-петербургский провайдер WebPlus. В первом полугодии «НовгородТТС» планировал увеличение клиентской базы до 50 человек, в реальности этот показатель был достигнут за первые 4 месяца, а к концу полугодия численность клиентской базы составила уже порядка 100 абонентов. В декабре 1997 года было принято решение об увеличении пропускной способности канала до 128 Кбит/с, числа входных линий - до 18. В 1997 году инвестиционная компания «Новгородтелеком» выделила значительные средства на модернизацию телекоммуникационной инфраструктуры города. На телефонном узле были установлены цифровые линии ISDN, по городу проложены километры волоконно-оптических линий связи. Все это позволило кардинальным образом повысить качество предоставляемых услуг. В итоге к весне 1998 года численность абонентов новгородского провайдера достигла 370 человек, из них по выделенным каналам работают 6 абонентов. Понятно, что при таком количестве пользователей существующий модемный пул уже не выдерживает нагрузки, загрузка внешнего канала в пиковые часы также достигает 100%. В планах «НовгородТТС» - очередное, уже третье по счету, расширение номерной емкости (минимум в два раза) и увеличение скорости канала до 512 Кбит/с. По окончании реорганизации, которая должна завершиться к концу 1998 года, новгородский оператор планирует увеличить численность клиентов до 500 человек. В планы провайдера входит также организация предоставления доступа к Интернету во всей Новгородской области.
Итак, отнюдь не отсутствие пользователей замедляет развитие бизнеса провайдера в регионах России. Появление удовлетворительной технической базы вызывает отклик достаточного количества клиентов. Оказывается, и средства на создание этой базы могут отыскаться, если провайдер проявит достаточную активность. Единственным узким местом для поставщика Интернета из глубины России является организация внешнего канала в Сеть.

Национальные провайдеры
Сегодня услуги по доступу в магистральные каналы Интернета предоставляет ряд крупнейших московских компаний, среди которых «Совам-Телепорт», «Россия-Он-Лайн», «Глобал Один» и другие. Они не только обеспечивают подключение к своему порту в Москве, но и осуществляют подключения к собственным узлам в региональных центрах России. Бесспорно, эти компании очень многое сделали для развития Интернета в нашей стране. Однако при подключении к портам московских провайдеров в регионах сталкиваются по меньшей мере с тремя серьезными проблемами. Тарифные планы этих компаний слишком высоки для того, чтобы региональный провайдер мог сделать свои услуги дешевыми и доступными для массового пользователя. Внешние каналы московских операторов перегружены, что оборачивается для субпровайдеров еще большим замедлением работы их низкоскоростных каналов. Третьей важной проблемой является то, что узлы московских компаний, открытые в городах России, не только не способствуют развитию регионального провайдера, но и тормозят его, втягивая в неравную конкурентную борьбу. Дело в том, что большая часть вышеперечисленных компаний организована иностранными учредителями, которым интересно в первую очередь быстрое получение прибыли при минимальных вложениях средств. По существу через региональные узлы московских провайдеров идет постоянная откачка денежных средств и человеческих ресурсов из областей России. Между тем нужды российского Интернета требуют, чтобы эти ресурсы вкладывались в развитие национальных магистральных сетей. Весь этот комплекс проблем заставляет региональных провайдеров искать альтернативные пути развития.

А что регионалы?
Примером такого альтернативного пути является опыт технологического партнерства новгородского провайдера «Новго-родтелеком» и компании WebPlus. Этот альянс возник под эгидой Ассоциации операторов электросвязи - добровольного объединения телефонистов в целях совместного решения проблем связи на Северо-Западе России. Сотрудничество региональных провайдеров оказалось выгодным для обеих сторон, и не только по экономическим соображениям. В результате совместной деятельности наладился процесс взаимного обмена опытом, накопленным за годы деятельности на телекоммуникационном рынке. Итогом этого сотрудничества явился проект построения региональной сети Интернета в Северо-Западном регионе.
2 апреля 1998 года на совещании Ассоциации операторов электросвязи было принято решение об интеграции региональных поставщиков услуг Интернета. Ассоциация предложила петербургской компании WebPlus обеспечить возможность объединения региональных узлов в единую сеть.
Специалисты компании разработали и апробировали программу поддержки развития Интернет-технологий в Северо-Западном регионе России, в рамках которой питерский провайдер предложил региональным коллегам воспользоваться своими внешними каналами, взяв их в аренду по специально разработанным льготным тарифам.
Предложенная программа вызвала интерес региональных провайдеров. В июле 1998 года она начала приносить первые плоды. Так, вологодский провайдер «Череповецэлектросвязь» именно в заключении партнерских отношений с WebPlus нашел новые возможности для расширения своей деятельности на местном рынке телекоммуникационных услуг. С 1996 года ОАО «Череповецэлектросвязь» предоставляло услуги доступа в Интернет частным пользователям и юридическим лицам через магистральную сеть Global One по каналу пропускной способностью 28,8 Кбит/с. Весной 1998 года вологодский провайдер обслуживал десять абонентов по dial-up и трех - по выделенным подключениям. К этому времени ресурс канала оказался полностью исчерпанным, а план расширения емкости канала за счет аренды дополнительных мощностей у Global One - весьма дорогостоящим. На этом фоне предложение WebPlus оказалось реальной альтернативой, позволяющей не только добиться существенной экономии денежных средств, но и получить серьезную технико-организационную поддержку со стороны нового партнера. Специалисты WebPlus помогли своим коллегам из «Череповецэлектросвязи» адаптироваться к переходу на новую схему организации канала, провели модернизацию компьютерной сети, установили и наладили новое программное обеспечение, провели обучение технического персонала компании. В результате вологодский провайдер получил возможность вводить новые услуги и применять более гибкие тарифные планы в отношении своих клиентов. За два месяца, прошедшие с момента заключения договора с WebPlus, количество абонентов «Череповецэлектросвязи» возросло до 140. Резко возросшее качество доступа в Интернет активизировало интерес к услугам передачи данных корпоративного сектора рынка, в связи с чем вологодский провайдер занялся подготовкой к реализации еще одного перспективного с коммерческой точки зрения проекта по построению в городе вторичной телефонной сети улучшенного качества. В результате от партнерства петербургского и череповецкого провайдера выиграли все: провайдер, значительно пополнивший клиентскую базу, абоненты, получившие качественный доступ в Интернет, и в конечном итоге - город, который в ближайшее время получит цифровую телефонную сеть.

Долой стереотипы!
Таким образом, Ассоциация операторов электросвязи Северо-Запада сделала решительный шаг по пути преодоления устойчивых стереотипов, мешающих развитию новейших технологий, остро необходимых местному бизнесу. Для их окончательного искоренения многим компаниям придется пересмотреть свои перспективные планы, стратегию и тактику работы на рынке. Успешное развитие Интернета в российских провинциях зависит в первую очередь от активности местных телекоммуникационных операторов, и наоборот -ожидание решения проблем магистральных российских сетей центральными поставщиками услуг Интернета обернется для регионов усугубляющимся с каждым годом технологическим отставанием. Можно надеяться, что сотрудничество местных операторов связи самым положительным образом отразится на общей экономической ситуации в регионах, позволит российским провинциям войти в мировую информационную среду и преодолеть в себе исконно российский комплекс «глубинки», чувство изоляции от всего мира.
Наталья Геда