Что может и чего не может обеспечить дистанционное обучение




Еще 350 лет назад создатель «Великой дидактики» Ян Амос Коменский писал: «Наша цель - довести метод обучения до такого совершенства, чтобы между привычной и употреблявшейся до сих пор формой обучения и этой новой оказалась такая же разница, какую мы видим между употреблявшимися некогда способами размножения книг при помощи пера и теперь уже употребляемым типографским искусством. Типографское искусство труднее, дороже, кропотливее, однако оно гораздо удобнее для более быстрого, верного и изящного воспроизведения книг. Так, этот новый метод, отпугивающий вначале своими трудностями, при своем применении будет, однако, служить для обучения гораздо большего числа учеников, с более верным успехом и с большим удовольствием, чем это достигается при обычном отсутствии метода».
Сегодня, когда так много говорится о дистанционном обучении, а кое-что в этой области уже делается, очевидно, небезынтересно обсудить вопрос - что может и чего не может обеспечить дистанционное обучение.
Воспользуемся так называемой унифицированной моделью обучения.
Проанализируем отдельные стадии унифицированной модели обучения и выясним возможности и ограничения дистанционного обучения.
Начнем со стадии «Мотивация». На успешность обучения большое влияние оказывают интересы, мотивы, ценностные установки и потребности индивидуума. Обучаемый должен иметь желание учиться и сознавать необходимость этого. Учебный процесс по своей природе целенаправлен, хотя и не исключает элементов случайности. Понимание целей и ожидаемых результатов в значительной степени облегчает восприятие новой учебной информации.
Существуют различные способы и приемы мотивирования обучения. К их числу, несомненно, следует отнести и использование в учебном процессе (в качестве средства обучения) компьютера и компьютерных технологий. Например, возможность получения в дополнение к учебнику огромного объема высококачественной, хорошо оформленной информации на компакт-дисках и из Интернета. Несомненно, это активизирует учебный процесс, существенно усиливает заинтересованность, мотивацию в обучении.
Но, как показывает опыт, часто у обучаемых смещаются акценты и вместо усиления заинтересованности в изучении учебного материала увеличивается интерес к возможностям современных компьютерных средств. Другими словами, внимание обучаемого смещается от объекта изучения к средству изучения.
Стадия «Организация». К числу организационных форм обучения относятся: лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия, курсовое и дипломное проектирование, консультации, самостоятельная работа и т. п. Основной формой всегда считалась и считается самостоятельная работа. Поэтом, применение современных технических средств, особенно при обучении «на расстоянии», может иметь достаточно высокую эффективность.
В самом деле, сегодня имеются технические возможности для того, чтобы обучаемый, находящийся на огромном расстоянии от учебного центра (вуза, колледжа, лицея), прослушал и просмотрел лекцию ведущего профессора, принял участие в видеоконференции или получил консультацию, выполнил компьютерный лабораторный эксперимент и т. п.
При этом возникает опасность некачественного обучения, ведь учебные курсы в Интернете предлагают не только крупные университеты, но и небольшие малоизвестные компании.
Стадию «Понимание» можно считать кульминацией учебного процесса. Это наиболее уязвимый этап, он непосредственно связан с интеллектуальной деятельностью обучаемых и менее всего подвержен влиянию извне. Для того чтобы убедиться в успешности прохождения этой стадии, при любой форме организации учебного процесса предполагается следующий этап - «Контроль и оценка». При дистанционном обучении в определенном смысле эта стадия является центральной. В самом деле, обучаемый должен убедиться прежде всего сам в том, что разобрался в изучаемом учебном материале, понял его, запомнил основные положения, научился применять их на практике для решения соответствующих задач. С другой стороны, обучающий должен не только убедиться в том же, но еще и принять решения по корректировке дальнейшей программы обучения. Если же речь идет об итоговом контроле, то обучающий должен оценить достигнутый обучаемым уровень усвоения.
Эта стадия дистанционного обучения при итоговом контроле имеет специфический нюанс: обучающий должен быть уверен, что на другом конце телекоммуникационной цепочки находится именно тот человек, который претендует на получение не только определенных знаний, но и документа (диплома, свидетельства, удостоверения, сертификата) об освоении соответствующей образовательной программы.
Известно, что даже при недистанционном обучении на стадии «Контроль и оценка» приходится иногда предпринимать дополнительные меры по идентификации обучаемого. Что касается дистанционного обучения, то здесь имеются трудности, которые могут быть преодолены только за счет проведения контрольных испытаний обучаемого в специально оборудованных учебных помещениях в присутствии лиц, находящихся в полном доверии у обучающего и администрации учебного центра.
Стадия «Повторение» предназначена для закрепления полученных обучаемым знаний и умений, доведения их до уровня навыков и опыта творческой деятельности. Этой же цели, но на более высоком уровне служит стадия «Обобщение». И на стадии «Повторение», и тем более на стадии «Обобщение», как правило, требуется активное общение обучающего с обучаемым. Это - наиболее творческая для обучающего часть учебного процесса. Использование на этих стадиях средств дистанционного обучения, в принципе, возможно, но, как показывает опыт, это увеличивает временные затраты, ухудшает глубину понимания и в конечном счете, снижает качество обучения.
Кроме анализа дистанционного обучения с методической точки зрения, необходимо оценить экономическую эффективность дистанционного обучения. Из опыта общения с работниками сферы образования складывается впечатление, что намечается тенденция коммерциализации дистанционного обучения, то есть использования системы дистанционного обучения для оказания платных образовательных услуг. Для создания высококачественной системы дистанционного обучения требуются значительные затраты - и материальные, и временные. Компенсировать их можно оказанием платных образовательных услуг достаточно большому числу обучаемых. При современном уровне развития российских компьютерных сетей, дороговизне подключения к Интернету, недостаточной актуальности многих обучающих программ, разрабатываемых для использования в Интернете, вряд ли можно рассчитывать на то, что платные образовательные услуги, предоставляемые по системе дистанционного обучения, будут массово востребованы в обозримом будущем.
Автору не хотелось бы, чтобы у читателей сложилось впечатление, что их отговаривают от разработки или использования систем дистанционного обучения. Наоборот, автор уверен, что такие разработки нужны. Но, наверное, не следует преувеличивать возможности дистанционного обучения, как, оглядываясь назад, не надо было преувеличивать возможности учебного телевидения и других технических средств.
Во всяком случае, автор сам активно работает над созданием дистанционного курса «Концепции современного естествознания». Для этого написан и готовится к изданию учебник, разрабатывается система тестов, подготовлен оригинальный путеводитель «По естествознанию в Интернете», началось создание гипертекстовой структуры учебного материала.
Автор уверен, что в XXI веке системы дистанционного обучения будут широко использоваться. Но даже тогда ни преподаватель, ни учебная книга не будут исключены из процесса обучения.