Europe + Интернет




Согласно классическому распределению ролей между традиционными СМИ, радио рассказывает о том, ЧТО произошло, телевидение показывает, КАК произошло, а пресса объясняет - ПОЧЕМУ произошло. Вроде бы все логично, стройно и ясно. Было. До тех пор, пока не появился Интернет. Теперь уже мало просто рассказывать, показывать картинки или как-то трактовать события. Еще недавно кроткие слушатели, зрители и читатели хотят получать все больше разнообразной (как по форме, так и по содержанию) информации и, желательно, в одном месте. В связи с этим интересно посмотреть, что может сделать в Интернете, например, отдельно взятая радиостанция.

В качестве примера я решил исследовать сайт радиостанции «Европа плюс Санкт-Петербург» («rarw.europaplus.spb.ru), который не так давно был признан лучшим в Санкт-Петербурге информационно-музыкальным сайтом.
Первое, что я попытался уяснить для себя - это ответ на вопрос «А зачем собственно нужен радиостанции сайт?» На поверхности лежат несколько «полезностей». Это, конечно, представительские функции. Рассказать о себе, опубликовать программу передач, i юности эфира, информацию о ди-джеях. Наконец, выложить рекламные расценки, потому что все мы не маленькие и хорошо понимаем, что радио - дело вполне коммерческое и эта составляющая достаточно важна. В общем, стандартный корпоративный набор, «чтобы было».
Однако сверхзадача мне представляется в том, чтобы не только дать своим слушателям интересную, полезную и просто разную информацию, закрепив таким образом их симпатии, но и, возможно, расширить аудиторию, заставив других (вроде меня) «сменить волну». Задача интересная, но не совсем простая, поэтому давайте от общих рассуждений переходить к сути.
Чего больше всего не хватает радио? Правильно, картинок, визуального ряда. Такова расплата за оперативность. Можно ли восполнить этот пробел на сайте? Даже не хочется отвечать, потому что и так ясно. Но об этом немного позже, потому что Интернет - это в первую очередь средство коммуникации. То есть еще одна возможность связи со слушателями. В частности, есть программа «Презент», дозвониться в которую тяжело, а поздравить любимую девушку (тут возможны варианты, например, бабушку...) просто горит. Пожалуйста, есть форма, на заполнение и отправку которой уйдут... ну, минуты. И в назначенный день и час ждите от свежепоздравленных счастливых восклицаний и вообще выражений самой искренней благодарности. (А ди-джей для общения со слушателями кроме телефона и пейджера получает еще электронную почту и чат. И как он распорядится всеми этими средствами связи - зависит только от его фантазии.)
Еще один интересный пример из области коммуникаций. Во время Олимпийских игр в Нагано в эфире шла программа «Презент для олимпийцев». Радиослушатели поздравляли наших спортсменов с победами, и эти поздравления и приветы транслировались через Интернет в домик российской сборной в олимпийской деревне.
Использование всевозможных форм «Презентом» не ограничивается. Например, состоялась недавно церемония вручения «Grammy-2000». «Европа плюс» предложила своим слушателям попробовать угадать победителей в 11 номинациях. И кроме обычных купонов для голосования, опубликованных в газетах, разместила на сайте электронную форму, данные из которой отправлялись по электронной почте в базу, где обрабатывались. Количество оффлайновых и онлайновых участников оказалось практически одинаковым. Мне, правда, неизвестно, каким способом воспользовался счастливый победитель, поехавший в Хельсинки на концерт Стинга, но это не так уж и важно.
Кроме «Grammy», были аналогичные игры «Оскар 2000» и «Сидней 2000». Но в части игр отдельного разговора заслуживает «Идеальный ремонт». Суть игры такова. С помощью VRML была создана трехмерная квартира, в которой нужно было закончить ремонт. Причем, чтобы знать, что уже сделано, а что еще нет, нужно было или не отрываясь слушать «Европу плюс», или зайти на сайт. Правда, лично мне такой подход показался не совсем справедливым (посетители сайта имели неоправданно большую фору по сравнению с «простыми» слушателями), но не я придумывал правила... Как бы то ни было, люди заходили на сайт, звонили, и ремонт был сделан. Партнер радиостанции, рекламирующий таким образом свои отделочные материалы, остался доволен результатом, а игроки - призами.
Игры, в которые играли и играют слушатели «Европы плюс», заканчиваются только в данном обзоре, но никак не в эфире и не на сайте. И то только потому, что пора приниматься за сладкое.
Сладкое у нас будет из двух блюд. На первое всяческая визуальная информация, которую радио просто не может дать своим слушателям при обычном вещании. Например, репортаж о том, как отметила свое 15-летие группа «Чайф». Нужно отметить, что материалы, публикуемые на сайте, не только интересные, но и эксклюзивные, что еще больше повышает их ценность.
На второе из сладкого сайт предлагает такую хорошую вещь, как выход за рамки формата радиостанции. Не нравятся кому-то музыкальные предпочтения «Европы плюс» - заходите на сайт. Там есть, например, репортаж о петербургском концерте Элиса Купера, который вряд ли когда-нибудь прозвучит в эфире «Европы плюс», но не становится от этого менее интересным для своих поклонников.
И вообще, если вы интересуетесь музыкой, рекомендую заглянуть в разделы «Новости шоу-бизнеса», «Net-истории» и «Музыкальные ссылки».
Технологии на сайте, кроме уже упомянутой VRML, используются самый современные (стоит посмотреть на Flash-заставку сайта), а в ближайших планах создание WAP-раздела (в котором можно будет почитать новости и отправить свою музыкальную заявку) и установка в студии web-камеры.
Хотя, если будет налажена прямая трансляция картинки из студии, то это уже вроде и не радио получается, а почти телевидение.
Или так и выглядит обыкновенное радио в эпоху Интернета?
Андрей Кокоуров, kokourov@piter-press.ru