Корпоративный сайт - это серьезно



 

Корпоративная часть WWW нередко напоминает большой забор, весь исчерканный надписями типа «здесь был Вася». Различия между ними незначительные - в одном месте такая надпись коряво выцарапана гвоздем, в другом - сделана фигурными латунными буквами, а в третьем - весело ползет бегущей строкой по мигающему табло.

Сегодня практически каждая серьезная российская компания подумывает о том, чтобы организовать свое представительство в Интернете. Это становится таким же неотъемлемым атрибутом современного бизнеса, как престижный офис, длинноногая секретарша и дорогая иномарка. Сложно сказать, что здесь выступает на первый план - соображения престижа, маркетинговые проекты, задачи public relations либо другие причины, однако с каждым днем все большее количество бизнесменов готово выложить кругленькую сумму, чтобы надпись «www.MOH-KOMnaHmi.ru» красовалась на их визитках - аккурат после номера телефона и факса.
Спрос на услуги по созданию сайтов неуклонно растет - растет и число предложений со стороны тех, для кого WWW не луна-парк, а перспективная промысловая зона. Речь идет, прежде всего, о провайдерах, рекламных агентствах, дизайн-студиях и Web-шабашниках.
В наиболее выигрышной позиции, безусловно, находятся провайдеры, первыми снимающие сливки с ночей, проведенных их клиентами в бескрайних просторах Интернета. «Повелители» Всемирной паутины имеют два серьезных преимущества. Во-первых, это обширная клиентская база. При этом клиенты провайдеров есть люди, в отношении Web осведомленные и сетевых плодов уже вкусившие. Они доверяют своему провайдеру, что может являться побудительным мотивом заказать изготовление сайта. Во-вторых, квалифицированные технические специалисты, обладающие необходимыми навыками для программного и аппаратного обеспечения и ведения сетевых проектов. В третьих, это возможность хостинга (размещения вашего сайта на сервере провайдера).
С другой стороны, в штате провайдерской компании не всегда найдутся профессионалы в / области визуальной коммуникации, мультимедиа и компьютерного дизайна. Ведь создание Web-сайтов - не основное направление деятельности провайдера. Согласитесь, если вы являетесь постоянным посетителем библиотеки, то не буде те обращаться к библиотекарям, когда вам захочется издать свою собственную книгу. Кроме того, провайдерские компании обычно предлагают своим клиентам типовые решения, что, как правило, при создании корпоративного сайта неприемлемо.
В рекламные агентства, осваивающие просторы WWW, клиенты обращаются тоже по привычке: «Рекламную кампанию проводили, ролик для радио сочиняли, буклет рисовали, а теперь пусть Интернет-представительство мне забабахают». Хорошо если агентство имеет специализированную группу по оказанию подобных услуг, но зачастую дальнейшие события развиваются по куда более прозаичному сценарию. Рекламный менеджер, уверив клиента в том, что сделает сайт «с иголочки», начинает судорожно вызванивать всех знакомых, которые когда-то что-то рассказывали ему про Интернет, и наконец его знакомят с Web-шабашником. Но один, как говорится, в поле не воин, и будь Web-шабашник гениальным компьютерным гуру или даже заядлым хакером, взявшись за корпоративный сайт, он в лучшем случае «пупок надорвет», погрязнув в бесконечном потоке согласований, а в худшем - навсегда разочарует клиента в Интернете.
Дизайн-студии, как правило, специализируются в области традиционного дизайна, который, за исключением некоторых основных принципов, не всегда переносим в сетевой формат. А «голый» дизайн сайта, за которым нет ни четкой концепции, ни передовых технологий, ни эксклюзивного содержания, напоминает разве что декорации к непоставленному спектаклю. Большинство широко ангажированных проектов корпоративных сайтов обычно сходит на нет уже на стадии изготовления более-менее приемлемого дизайна, служащего виртуальным склепом для захоронения того, что когда-то обещало быть динамично обновляемым информационным ресурсом. Об этом кладбище к настоящему времени написано столько статей, что лить по этому поводу слезы не имеет смысла.
Так значит, «живой» корпоративный сайт если и имеет право на существование, то лишь в виде счастливого исключения? Вовсе нет. Успешно апробированные технологии создания таких сайтов давно существуют. К нашим условиям наиболее применима стратегия независимой Web-команды, работающей по принципу «in house».
Сущность такого подхода заключается в том, что на период создания сайта, который может продолжаться от двух до нескольких месяцев, команда «внедряется» на территорию заказчика и работает в тесном контакте с ним и его функционерами. Руководитель команды - Web-продюсер -создает, согласует и утверждает (вместе с заказчиком) план строительства и развития сайта, составленный с учетом информационной и финансовой ресурсоемкости проекта, и полностью отвечает перед заказчиком за его исполнение. Исходя из выделенного бюджета, продюсер формирует состав своей команды, ставит задачу перед каждым из специалистов и контролирует ход исполнения работ.
Примерный минимальный состав такой команды - продюсер (руководитель и координатор проекта), дизайнер-стилист (визуальная концепция сайта, фирменный стиль, элементы визуальной коммуникации: пиктограммы, знаки, логотипы и тому подобное), компьютерный дизайнер-оператор (реализующий решения дизайнера-стилиста и хорошо владеющий средствами компьютерной графики, в том числе специализированной для Интернета), инженер-программист. Естественно, что все перечисленные специалисты должны иметь опыт работы. Если потребуется, к участию в проекте могут быть привлечены дополнительные специалисты, к примеру, фотограф, менеджер по public relation или журналист. Создание серьезного корпоративного сайта, в отличие от общих ресурсов Сети, должно ангажироваться в традиционных (ТВ, радио, печать) средствах массовой информации для укрепления паблисити заказчиков проекта. И здесь может пригодиться опыт по проведению пресс-конференций и организации интервью в деловой прессе.
Вообще, если заказчик испытывает потребность в Web-представительстве, это свидетельствует не только о его прогрессивности, но и о некоторой неудовлетворенности в информационном отражении своей деятельности. При этом заказчик зачастую не предполагает, что лучшим способом полноценного и рационального отражения и освещения его деловой активности может стать именно воплощенный проект собственного Интернет-представительства. Ведь корпоративный сайт - это не малотиражный буклет с опечатками и не лобовая реклама с «кривым» логотипом в ежедневной газете, о которой мгновенно забудут. Здесь придется у всех на виду круглосуточно выставлять на показ свои сильные и слабые стороны. В связи с этим Web-команда, создавая сайт в офисе заказчика, должна быть готова к тому, чтобы «попутно» залатать прорехи в маркетинговой политике фирмы, разумеется, за отдельную плату. PR-менеджер заставит прессу писать о фирме, дизайнер-стилист доведет «до ума» фирменный стиль, а инженер построит сеть интранет, оптимизирующую коммуникационные связи внутри компании. Вот вам еще одно преимущество работы «in house».
После того как процесс создания корпоративного сайта будет завершен, продюсер перебросит свою команду на другой объект. При этом он может подобрать для фирмы новых сотрудников-администраторов, которые будут поддерживать жизнеспособность сайта. Однако если за обновление содержания может отвечать кто-нибудь из прежнего персонала фирмы, то для развития и поддержания работоспособности сайта без Web-мастера обойтись будет тяжело. Кроме того, сайт может получать постоянную поддержку (проще -абонементное обслуживание) со стороны специалистов Web-команды.
О расходах на создание корпоративного сайта нельзя сказать ничего определенного - все зависит от конкретики проекта. Стоимость проекта определяется обычно в процессе переговоров и планирования. Ведь здесь речь идет об использовании не столько суммы технологий, сколько интеллектуальных ресурсов, стоимость которых нечасто поддается тарификации. Что же касается принципов оплаты, то здесь можно говорить о первоначальном авансе, поэтапной или ежемесячной оплате работы Web-команды и премии, выплачиваемой после сдачи проекта заказчику. При этом порядок и суммы выплат каждому члену команды определяет Web-продюсер. Добавим, что на Западе стоимость создания, размещения, «раскрутки» и сопровождения крупного корпоративного Web-сайта может составлять сотни тысяч и даже миллионы долларов (например, сайт Уолта Диснея или Олимпийских игр). У нас о таких суммах пока что и речи не идет. Судя по всему, ситуация изменится сразу после появления первого высокодоходного российского Web-проекта, сообщение о котором может стать сенсацией в ближайшие год-два.
Интернет сегодня - свободная коммуникационная среда. Полностью управлять ею невозможно. И, видимо, не нужно. Необходимо лишь понять одну простую вещь. На пороге Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. стоят деньги. И деньги немалые. А деньги любят порядок, следовательно, надеяться на то, что они широким потоком потекут в карманы «рассеянных гениев» Сети не приходится. Недостающим связующим звеном между большим бизнесом и World Wide Web может стать только профессиональная и прагматичная команда с четкой специализацией.