«ОЗОН»- сетевой магазин



Для сети, которая создавалась как инструмент ограниченного применения, прорыв в область бытовых услуг оказался грандиозным допингом - никакие военные разработки не смогли бы дать Интернету такой динамики развития. Пользовательская компьютерная сеть стала генератором совершенно новых информационных технологий.

Закономерно появление в Сети и Интернет-магазинов. Опыт почтовой торговли по каталогам показал, что покупателю вовсе не обязательно держать товар в руках для того, чтобы у него появилось неодолимое желание этот товар купить. Вполне достаточно этот товар представить, сообщить его характеристики, цену, организовать скидки... Интернет для этого вполне приспособлен. Более того, у него есть ряд очевидных преимуществ. Скажем, объемы торгового каталога так или иначе ограничены - чисто технологически трудно напечатать книгу толщиной более тысячи страниц, - в то время как объем помещаемой в Интернете информации о каждом . товаре практически неограничен. Это особенно актуально для товаров, в которых важна не столько форма, сколько содержание (например, для книг). Кроме того, система торговли через Интернет позволяет обойтись без аренды обширных складских помещений - что было бы неизбежно при организации обычной торговли таким широким ассортиментом товаров.
Появившиеся три года назад специализированные сетевые книжные магазины стали сейчас одними из наиболее популярных «культурных» ресурсов Интернета. Самым известным из них является «Amazon» (www.amazon.com), в каталогах которого представлено сейчас около трех миллионов книг. В России также предпринимались попытки построить сетевые книготорговые системы, однако все они носили локальный характер. Обычно это были или сайты издательств, при которых существовали системы типа «книга-почтой» (например, сайт издательства «ACT» по адресу www.ast.ru), или сайты специализированных книготорговых структур (как у книжной лавки «У Сытина» по адресу www.kvest.com/sytin.htm). Имея необходимый ассортимент и опыт книжной торговли, такие магазины не располагали современными технологиями обработки и представления больших объемов информации, что не позволяло им развернуться в полную силу. К тому же в условиях отсутствия развитой системы безналичных расчетов с частными лицами работа таких структур опиралась только на почту, работа которой до сих пор оставляет желать много лучшего. В результате сайты выполняли для издательств и книготорговых фирм только вспомогательную функцию и, в принципе, были настолько неэффективны, что их существование поддерживалось на минимальном уровне. Несмотря на это, системы Интернет-торговли в русскоязычной Сети появлялись - было создано даже объединение таких систем - Russian Shopping Club (www.russianshopping.com/index-r.htm). Впрочем, даже объединение систем торговли в Интернете не позволило им совершить качественный скачок.
Но есть и более позитивные примеры. Проект «оЗон» (www.o3.ru), запущенный петербургской фирмой «Рексофт» (www.reksoft.ru) в содружестве с рядом издательств и видео-дистрибьюторов, быстро стал крупной и универсальной системой сетевой торговли книгами и видеокассетами. Возможно, это удалось благодаря удачному сочетанию новейших технологий представления и обработки информации, грамотного менеджмента и хорошо сыгранной команды профессионалов-программистов, журналистов и культурологов, которые создали сайт «с человеческим лицом», максимально учитывающий требования конкретного пользователя. Они учли ошибки и недоработки своих предшественников, привнесли множество собственных уникальных идей и решений и постарались использовать весь доступный спектр технологий, обеспечивающих взаимодействие с человеком. Сайт «оЗона» «узнает» зарегистрированных клиентов, строит общение с ними в зависимости от их личных предпочтений.
В отличие от других проектов «оЗон» не ограничивается продажей книг и кассет - его каталоги пополняются не только новыми изданиями, но и выпусками прошлых лет, которые доступны для букинистического поиска, здесь публикуются рецензии на книги и фильмы, обзорные статьи, биографии писателей, актеров и режиссеров, все это иллюстрируется фотографиями, обложками книг, кадрами и фрагментами из фильмов и так далее. На «оЗоне» запущен цикл онлайн-интервью с известными писателями, организована постоянная викторина для знатоков литературы и кино, победители которой могут бесплатно выбрать на «оЗоне» любую книгу или фильм. В результате для посетителя «оЗон» выглядит не как магазин а скорее как обширный сетевой журнал, посвященный новостям и истории культуры, с разделами кино и литературы, с отдельными тематическими подразделами современной прозы, фантастики, детектива и так далее. Пользователь имеет возможность оставить на сайте отзыв на книгу и фильм, принять участие в дискуссии в онлайн-форуме. По мере роста и развития к проекту присоединяются все новые возможности, и «оЗон» все больше напоминает популярную мультимедийную энциклопедию по литературе и кино. Структура его выглядит достаточно гибкой, чтобы проект мог расширяться за счет добавления новых разделов - например, музыкального, программного обеспечения, книг на иностранных языках и так далее.
Основной преградой для создания больших торговых Интернет-проектов еще год-два назад оставались общее отставание России в развитии системы безналичных частных платежей и низкая надежность работы почты. Однако Россия достаточно уверенно движется по дорожкам, протоптанным западными индустриальными гигантами, и за последний год появилось несколько вполне демократичных систем безналичных расчетов, поэтому можно считать, что решение этой проблемы - вопрос времени. Посетители «оЗона» могут выбирать из полудюжины форм оплаты заказа - от тривиального почтового перевода до новейшей отечественной системы сетевых расчетов CyberPlat (www.qrberplat.ru) и наиболее распространенных систем кредитных карт. Пользователь может выбрать на «оЗоне» также оптимальный для себя по скорости и стоимости способ доставки заказа - местной курьерской службой, почтой (одна из форм предоплаты или наложенный платеж) или через одну из международных служб экспресс-доставки (DHL, Westpost, Post International). Характерно, что посетитель заказывает обычно не одну книгу или кассету, а несколько - в этом случае стоимость доставки распределяется на несколько экземпляров и каждый из них, таким образом, обходится пользователю дешевле, чем если бы он заказывал их по одному. Все это делает услуги и ассортимент «оЗона» доступным для любого пользователя Интернета с русифицированным компьютером - вне зависимости от того, где он живет - в России, США или в Новой Зеландии. Видимо, в немалой степени именно это обстоятельство привлекает на «оЗон» покупателей -количество заказов на сайте постоянно растет, причем весьма внушительными темпами - только в течение июня количество заказов на «оЗоне» выросло более чем на 70%.
Серьезной проблемой для всех торгующих видеопродукцией Интернет-магазинов вообще и «оЗона» в частности остается продолжающаяся неразбериха с лицензированием фильмов и программ. Качество записи фильмов - даже выходящих у «официальных» дистрибьюторов - колеблется в достаточно широких пределах. Один раз «обжегшись», посетитель может потерять доверие как к Интернет-магазину, так и к дистрибьютору. Однако политика «оЗона» допускает возврат денег и обмен кассет на другие.
Легко заметить, что наиболее проблемной остается обыкновенная почтовая доставка по СНГ - если при доставке в рамках России можно хоть как-то «найти крайнего» при пропаже или повреждении отправления, то клиенты из других стран СНГ находятся в гораздо более тяжелой ситуации. Они, как правило, не могут отправить в Россию почтовый перевод, получить отосланный наложенным платежом заказ, к тому же почтовые отправления в страны СНГ идут очень долго. Поэтому жители таких стран в большинстве случаев могут пользоваться сервисом «оЗона» только как жители дальнего зарубежья, что далеко не всегда удобно.
Магазин «оЗона» привлекает универсальностью ассортимента. Проект связан с многими крупными издательствами и видео-дистрибьюторами, в его постоянно пополняющихся каталогах можно найти книги и фильмы практически любого направления (удобно организована здесь и система поиска). Также на «оЗоне» организуются продажа ряда периодических изданий и подписка на них. При достижении определенного уровня полноты (порядка десятков тысяч названий книг и фильмов) он может стать одним из самых серьезных культурных центров русскоязычного Интернета. Уже сейчас житель Санкт-Петербурга может заказать в четверг на «оЗоне» новейший фильм и уже в пятницу вечером его получить. Такой же сервис в ближайшее время будет доступен и для москвичей. Легко представить, что в перспективе время выполнения таких заказов будет составлять лишь несколько часов.
Магазин активно ищет пути взаимодействия со всеми российскими издателями и видео-компаниями, для разработки и ведения тематических разделов приглашает к сотрудничеству журналистов и обозревателей, а также волонтеров, вклад которых в проект, как подсказывает опыт, может быть очень существен и, соответственно, вознагражден. В рамках проекта «оЗон» реализуется масштабная Партнерская программа, в которую имеет доступ каждый Интернет-сайт: достаточно установить специфически оформленные ссылки на «оЗон» - и владелец сайта будет получать процентные отчисления от всех товаров, которые закажет пользователь, пришедший по этой ссылке на «оЗон». Таким образом к проекту могут быть подключены сайты издательств, странички поклонников отдельных писателей, литературные Интернет-обозрения, справочно-библиографические сайты, литературные сетевые журналы и так далее.
Перспективы таких проектов, как «оЗон», можно уверенно оценить как очень интересные. Количество пользователей русскоязычного сегмента Интернета, как показывает практика, ежегодно удваивается и при сохранении тенденции к концу тысячелетия будет насчитывать около пяти миллионов. Следует учесть также, что это будут в большинстве своем образованные люди, обладающие навыками существования в информационной среде. Для них приобретение книг через Интернет будет чрезвычайно привлекательно.