Движения



ОСНОВА ДВИЖЕНИЯ - СОКРАЩЕНИЯ МУСКУЛОВ
Мы можем произвольно, по своему желанию вызывать сокращение и расслабление мускулов. Когда мы хотим согнуть руку в локте, возникает возбуждение в нервных клетках коры больших
полушарий головно­го мозга, по особым нервным путям оно переходит в спинной мозг, а оттуда рас­пространяется по нервам к мускулам плеча; последние со­кращаются и сгибают руку в локте.
Мускулы прикре­пляются к костям, поэтому при своем сокращении они пе­ремещают части на­шего тела.
Некоторые кости, например кости че­репа, соединены друг с другом неподвижно.
Большинство же костей соединено друг с дру­гом подвижно, что обеспечивает возможность разнообразных движений.
Подвижные соединения костей называются суставами. Суставные поверхности соприкасаю­щихся костей бывают разной формы, от этого зависит характер возможных движений: в лок­тевом суставе можно только сгибать и разги­бать руку, а плечевой или тазобедренный сус­тав позволяет производить более сложные, в том числе и вращательные движения. Благода­ря большому числу мелких костей и большой подвижности суставов чрезвычайно разнообраз­ны движения рук и особенно пальцев рук. Руки человека - главные его орудия, которы­ми созданы все ве­ликие произведения человеческого труда. Недаром про хоро­шего работника го­ворят: «У него золо­тые руки». Но, конеч­но, все движения со­вершаются под «уп­равлением» централь­ной нервной систе­мы.
При своем сокра­щении мышцы осу­ществляют механиче­скую работу. Дея­тельность одних мышц, производящих так называемую ди­намическую работу, заключается в перемещении частей тела, например при ходь­бе, пилке дров и дру­гой работе. Деятель­ность других мышц, осуществляющих так называемую статиче­скую работу, заклю­чается в поддержа­нии определенного положения тела че­ловека и фиксации различных суста­вов в определенном положении. Если бы мышцы все время не сокращались, тело человека не могло бы находиться в верти­кальном положении. Это легко заметить: стоит только человеку задремать, как мышцы его на­чинают расслабляться и голова опускается на грудь.
При хорошем состоянии мускулатуры, осо­бенно мышц спины, человек обладает хорошей осанкой; при слабой мускулатуре легко иск­ривляется позвоночник, человек сутулится, ходит и сидит сгорбившись. Очень важно, начиная с раннего детского возраста, заниматься гим­настикой и укреплять мускулы. Особенное внимание нужно уделять осанке детей в школь­ном возрасте.

ВСЕ ДВИЖЕНИЯ-РЕФЛЕКСЫ
К мышцам подходят нервы: двигательный нерв, по которому возбуждение распространяет­ся из мозга к мышце, и чувствительный нерв, по которому возбуждение от мышцы поступает в обратном направлении-к мозгу.
Все движения являются по существу рефлек­сами. Часть движений представляет собой без­условные рефлексы, ребенок может производить их сразу после рождения - это самые элементар­ные движения. Постепенно они усложняются и совершенствуются.
Выработка новых движений основана на об­разовании новых условных двигательных ре­флексов.
Вспомните, как долго ребенок учится сидеть, стоять, ходить и производить более слож­ные движения, как постепенно взрослый человек осваивает новые движения на производстве и при занятиях спортом, например при езде на вело­сипеде. Все эти новые движения связаны с вы­работкой новых условных рефлексов.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ТОКИ В МЫШЦАХ, НЕРВАХ И ГОЛОВНОМ МОЗГУ
Можно ли доказать, что мозг действительно посылает по нервам возбуждение в мускулы и этим вызывает их сокращения? Хотя мы непо­средственно и не видим бегущего по нервным волокнам возбуждения, но уловить его можем. Дело в том, что возбужденный участок всегда несет отрицательный заряд.
Выдающийся русский ученый Н. Е. Введен­ский (1852-1922) еще 70 лет назад при помощи простого телефона уловил электрические токи в мышце и в мозгу. В настоящее время при по­мощи новейшей радиотехнической аппаратуры (катодные и шлейфные осциллографы) мы можем улавливать электрические токи, возникающие в любой живой ткани. Прикладывая электроды к коже над мышцами, мы отводим возникающие в мышце токи сначала к усилителю (при помощи него токи усиливаются в тысячи, а если нужно, то и в миллионы раз), а затем к осциллографу. На экране осциллографа видна волнистая ли­ния, отражающая величину и частоту электриче­ских токов. Наблюдаемые токи фотографируются при помощи движущейся кинопленки, и на ней получается изображение токов, которое назы­вается электромиограммой (изображение токов, возникающих в сердечной мышце, называется электрокардиограммой).
Таким же способом можно записать и элек­трические токи головного мозга. Для этого надо приложить электроды к различным участкам кожи головы.
Недавно советский физиолог М. Н. Ливанов разработал способ телевизионного изображения электрических токов, возникающих в головном мозгу. На голову надевают шлем с 50 малень­кими электродами. Возникающие в мозгу токи передаются при помощи специальных приспо­соблении к телевизионной установке, и тогда на экране телевизора появляются светящиеся точки. Чем сильнее возбуждение в каком-либо участке мозга, тем ярче светится соответствую­щая точка на экране. При мышечной и умствен­ной работе одни точки светятся сильнее, другие слабее или совсем гаснут. Мы видим на экране телевизора, как изменяется электрический заряд в разных участках мозга. По изменениям элек­трического заряда можно судить о процессах возбуждения и торможения в головном мозгу.
Установлено, что наш мозг посылает воз­буждение по нервам примерно 50-100 раз в секунду. Мускулы, получая столь частые возбуждения, сокращаются до тех пор, пока эти возбуждения не прекратятся. Чем чаще мозг посылает возбуждения, тем сильнее со­кращаются мускулы.

СКОРОСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ В НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ
Немецкий физик и физиолог Гельмгольц впервые определил скорость распространения возбуждения по нерву. По нервам человека возбуждение распространяется со скоростью около 100 м в секунду. Если длина какого-либо нерва равна 1 м (а это очень длинный нерв), то возбуждение успеет пройти этот путь за 0,01 секунды. Это такой короткий промежуток времени, что мы его и не замечаем.
В мозгу возбуждение распространяется мед­леннее, так как происходит некоторая задержка при передаче возбуждения с одной нервной клет­ки на другую. Поэтому двигательный рефлекс осуществляется в среднем через 0,1-0,2 се­кунды после момента раздражения. Это очень важно знать. Если, скажем, шофер заметил пе­шехода, переходящего дорогу, он должен спеш­но затормозить машину. Но как бы быстро ни старался он это сделать, от момента раздраже­ния глаз (когда шофер увидел пешехода) до начала движения ноги для нажатия на тормоз пройдет не меньше 0,1 секунды, а за это время быстро движущаяся машина пройдет 3-6 м.

РАБОТА, УПРАЖНЕНИЕ СТРОИТ ОРГАН
Исследования показали, что количество крови, протекающей через работающий орган, уве­личивается во много раз. Следова­тельно, увеличивается доставка питательных веществ к органу и усиливается обмен веществ. Вот почему чем больше работает мускул, тем лучше он развивается, питается и растет тем больше увеличивается его масса, тем большую силу он развивает при сокращении.
Усиленная работа, если она регулярно повторяется, постепенно изменяет и само строе­ние мускула, изменяет и строение костей, к кото­рым мускул прикрепляется. Следовательно, для хорошего развития мускулов и костей, для хорошего общего физического развития человека необходима регулярная работа мышц, регулярная тренировка движений тела. Вот почему каждый человек, если он хочет быть здоровым, должен регулярно заниматься физи­ческим трудом и спортом.

ТРЕНИРОВКА ДВИЖЕНИЙ И НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Однако было бы неправильно думать, что тренировка движений связана только с измене­ниями в самих мышцах. На самом деле она обес­печивается работой всех органов нашего тела и прежде всего нервной системы. В мышцах имеются чувствительные нервные окончания, и при каждом сокращении мышцы в этих окон­чаниях возникает возбуждение. По центро­стремительным нервам возбуждение пере­дается в спинной мозг, потом в головной мозг, а оттуда по двигательным нервам возбуждение передается в эту же и в другие мышцы, вызы­вая их сокращение. Когда сокращения опре­деленных мышц при определенных движениях последовательно повторяются, в некоторых участках мозга возникает возбуждение, а в других - торможение. Благодаря торможению многие лишние движения тормозятся, а нуж­ные для данной работы движения делаются более быстрыми, тонкими, более совершен­ными.
Вспомните, как постепенно мы осваиваем новые движения. Человек, например, решил научиться ездить на велосипеде. Сначала со­кращения его мускулов слишком сильные и к тому же он делает много лишних движений. В результате человек быстро устает, иногда со лба его льется обильный пот, успехов мало: того гляди он упадет на землю. Но вот день за днем велосипедист тренируется в езде. Лишних движений становится все меньше и меньше, а нужные движения производятся все легче и легче. Тренировка сделала свое дело: движения стали точными, строго согласован­ными и менее утомительными.
Таким же образом происходит тренировка движений и тогда, когда впервые начинают за­ниматься каким-либо видом физического труда.
Овладение все новыми и новыми движениями, а также совершенствование привычных движе­ний осуществляются в первую очередь выс­шим отделом центральной нервной системы - корой больших полушарий головного мозга.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП И РЕЖИМ ЖИЗНИ
Всякое движение вызывает в мозгу про­цессы возбуждения и торможения, причем следы от этих процессов остаются в мозгу некоторое время после движения. Вот почему частое повторение одних и тех же движений ведет к тому, что в коре головного мозга закрепляется та последовательность, в которой процессы возбуждения и торможения сменяли друг друга соответственно последовательности производи­мых движений. Явление это Павлов назвал динамическим стереотипом.
Определенная последовательность в дея­тельности коры головного мозга - стереотип - воспроизводится сравнительно легко, и при этом движения совершаются экономно, плавно и без затруднений. Поэтому, чем чаще и дольше по­вторяются в одной и той же последовательности одни и те же рабочие движения, тем легче и совершеннее они выполняются. С образованием динамического стереотипа свя­зано также образование многочисленных при­вычек в нашей повседневной жизни, и поэтому все привычное мы обычно делаем легче, затра­чивая при этом меньше усилий. Чтобы не за­ставлять нервную систему производить частую «ломку» стереотипа, желательно избегать частых перемен в порядке смены работы отдыхом, сна бодрствованием и т. д., иными словами, жела­тельно постоянно соблюдать одинаковый режим работы, отдыха, сна, питания - это значительно облегчает работу всех органов нашего тела и прежде всего нервной системы.
Отсутствие постоянного режима, беспоря­дочный ритм работы и беспорядочный сон за­ставляют очень часто заменять один стереотип другим, а такая частая «ломка» стереотипа дается нервной системе нелегко.
Но иногда привычный для нас образ жизни, привычный режим противоречит гигиеническим требованиям, не соответствует новым условиям, создавшимся, например, после переезда в мест­ность с другим климатом или после перехода на другую работу, из одной смены в другую и т. д. В таких случаях, конечно, можно и нужно внести необходимые изменения в режим, и че­рез некоторое время перестроятся и соответ­ствующие динамические стереотипы в централь­ной нервной системе.
При правильном режиме труда и отдыха, бодрствования и сна, при правильном режиме питания человек сохраняет хорошее здоровье и высокую работоспособность многие годы.