Страницы морской летописи Москвы



В глубь веков уходят истоки развития отечественного мореплавания. Уже более тысячи лет назад восточные славяне осваивали мореходное дело, создавали прочные суда, способные выдерживать длительные плавания. Известно, что киевские дружины Олега, Игоря, Владимира пересекли на судах Русское (Черное) море от устья Днепра к Царьграду, а поморы смело шли в просторы Студеного моря. Именно в те далекие времена был приобретен первый отечественный опыт в кораблестроении, мореплавании, военно-морском искусстве.
История создания и развития отечественного Военно-Морского Флота неразрывно связана с Москвой. После освобождения от татаро-монгольского ига она, став крупным центром международной политики, предъявила исторические права на морские побережья.
Ни одна великая нация, писал К. Маркс, никогда не существовала в таком отдалении от моря, в каком находилась Россия в XVII веке.
Страна древних морских традиций, Россия длительное время была единственной крупной державой в мире, имевшей крайне ограниченный выход к морю.
Изоляция от внешних торговых путей и отсутствие необходимых связей с внешним миром тормозили экономическое развитие Русского государства.
В процессе формирования и укрепления централизованного многонационального Русского государства его столица Москва создавала хорошо оснащенные войска, куда входили и судовые рати — зачаток будущего регулярного Военно-Морского Флота. Судовые рати оказали большую помощь сухопутным войскам в борьбе с Казанским ханством. Они перебрасывали по речным путям воинов, боеприпасы, продовольствие.
Из белокаменной столицы уходили отряды первопроходцев к берегам Северного Ледовитого и Тихого океанов за «мягкой рухлядью» и «рыбьим зубом». Московская дружина под руководством воеводы С. Курбского в 1499 году добралась до устья Печоры, основала русский форпост в Заполярье — знаменитый Пустозерск, сыгравший важную роль в освоении Крайнего Севера и развитии арктического мореплавания.
С новой силой проявилась роль Москвы в конце XVII века, когда Россия вновь начала настойчиво добиваться освобождения своих' прибрежных земель, выхода к морям.
В ноябре 1668 года в селе Дединове москвичами был построен первый русский боевой корабль «Орел». В столице тогда жил и трудился известный строитель верфей и приморских крепостей А. Ордын-Нащекин.
В нынешней столице в районах Измайлова и Преображенской площади сохранилось немало памятных мест, связанных с созданием флота. Как известно, поход в 1695 году к Азовскому морю показал, что без кораблей врага не одолеть. И тогда Москва совершила исторический подвиг — на основанной в подмосковном селе Преображенском верфи готовились детали для судов, которые затем собирались в Воронеже. С их помощью в июле 1696 года была взята крепость Азов. Почему бы в районе Преображенской площади не отметить это событие мемориальной доской?
В селе Преображенском была построена первая парусная фабрика для молодого Балтийского флота, пороховая мельница, кожевенный, суконный, шляпный и другие дворы для изготовления обмундирования моряков.
В Москве указом Петра I от 14 (25 по новому стилю) января 1701 года была учреждена «Школа математических и навигацких наук». Первоначально под Навигацкую школу было освобождено помещение близ Москвы в «мастерских палатах» на Хамовном дворе в Кадашеве. Затем по просьбе преподавателей 25 июня того же года Петр I отдал под школу Сухареву башню со всеми строениями и землей. Она находилась на месте теперешней Колхозной площади в восточной части Москвы и получила свое название от фамилии полковника расположенного здесь второго стрелецкого полка — Л. П. Сухарева. Сословных ограничений при приеме в школу не было, принимали юношей от 12 до 17 лет, но поскольку набор шел с трудом, то принимали и 20-летних. Воспитанники, успешно окончившие курс школы, с большой пользой служили не только на морском поприще. Наряду с офицерами для кораблей в стенах школы были подготовлены первые инженеры, артиллеристы, гидрографы, топографы и учителя для многочисленных гражданских «цифирных» школ.
В числе ее воспитанников — выдающиеся мореплаватели-первооткрыватели С. Челюскин и С. Малыгин, именами которых названы московские улицы.
Сейчас вынашивается проект восстановления Сухаревой башни, в которой размещалась школа. Надо полагать, что в этой башне найдется место и для мемориального музея, рассказывающего о зарождении военно-морского образования в нашей стране.
Флотским уголком Москвы можно назвать и Измайлово. Здесь в 1688 году в одном из старых амбаров усадьбы юный Петр нашел одномачтовое парусное судно—знаменитый «ботик», которому суждено стать «дедушкой» русского флота. На нем будущий основатель регулярного военно-морского флота плавал по Яузе и Измайловскому пруду. Отсюда в начале Северной войны он пошел с Семеновским, Преображенским и другими полками пробивать выход к Балтийскому морю.
В Москве (подмосковное село Покровское) жил создатель первой подводной лодки в России Ефим Никонов. В 1718 году он подал Петру I челобитную, в которой предложил построить «потаенное судно» для борьбы с кораблями неприятеля.
В белокаменной столице в 1687 году была создана Славяно-греко-латинская академия — первое не только в Москве, но и на Руси высшее общеобразовательное учебное заведение. Из его стен вышли видные деятели науки и техники (М. В. Ломоносов, Л. Ф. Магницкий и др.), сделавшие немало для развития географических и флотских наук.
Старожилам Москвы хорошо знаком район города, называемый Лефортово. Здесь на берегу реки Яузы в конце XVII века квартировался полк под командованием сподвижника Петра I, выходца из Швейцарии, Ф. Я. Лефорта. В качестве командующего молодым российским флотом Лефорт участвовал в Азовских походах и был удостоен чина адмирала. В 1697—1699 гг. по приказанию царя в подарок его любимцу, почти четверть века находившемуся на русской службе, на берегу реки Яузы был построен дворец (автор проекта талантливый русский зодчий Д. В. Аксамитов). Через месяц после новоселья Лефорт умер, и в течение нескольких лет дворец служил главной резиденцией самого Петра, а затем тот подарил его А. Д. Меншикову. Ныне в этом здании размещается один из старейших русских архивов — военно-исторический. В этой части Москвы, относящейся к Бауманскому району, находятся площадь, набережная и переулок, носящие имя Лефорта, а в Калининском районе — улица Лефортовский вал. Имя русского адмирала присвоено также одному из мостов через Яузу.
Головинская набережная названа в честь другого сподвижника Петра Ф. А. Головина — генерал-адмирала, участника Азовских походов и взятия Нарвы. Улица Матросской Тишины в Сокольниках названа в связи с тем, что в давние времена здесь находилась больница для матросов, работавших на основанной Петром I парусной фабрике.
Через реку Яузу есть Матросский мост, который назван так в связи с тем, что неподалеку от него находилась Матросская слобода Москвы. Можно было бы продолжить подобный перечень.
Большой интерес представляет сохранившийся до наших дней бревенчатый домик Петра I, возведенный в 1702 году в устье Северной Двины, неподалеку от Архангельска. В нем жил основатель флота, когда строились корабли для похода на Балтику. В 1934 году уникальный памятник был доставлен в Москву и ныне стоит в Коломенском, напоминая о борьбе нашего народа за выход к морям.
Из Москвы шло руководство строительством регулярного русского флота. В ней в 1698 году был создан Приказ воинского морского флота, а в 1700 году — Приказ Адмиралтейских дел.
И после перенесения столицы в Петербург Москва играла важную роль в развитии флота. Здесь находились военно-морские учреждения, ведавшие набором личного состава, обеспечением кораблей вооружением, продовольствием.
Связь Москвы с флотом еще более упрочилась в дни Великого Октября. Как известно, балтийские матросы в октябре 1917 года оказали серьезную помощь московскому пролетариату в борьбе с контрреволюцией.
В марте 1921 года в Москве состоялся X съезд РКП (б), который специально рассмотрел вопрос о флоте и принял решение о принятии «мер к возрождению и укреплению Красного военного флота». Многие последующие съезды партии сыграли немалую роль в дальнейшем развитии советского флота, укреплении его материально-технической базы и кадров. На специальном совещании 31 октября 1917 года под председательством В. И. Ленина в штабе Петроградского военного округа было решено отправить в Москву сводный отряд питерских рабочих — красногвардейцев и матросов под общим командованием К. Еремеева и И. Колбина. «Нужно прийти на помощь москвичам,— подчеркивал В. И. Ленин,— и победа наша обеспечена».
Высокую оценку действиям моряков дали московские большевики. Газета «Правда» 7 ноября 1917 года писала: «Много бодрости и организованности нашему восстанию придали вовремя прибывшие из Петрограда товарищи матросы. Они резко выделялись своей сознательностью и революционной дисциплиной».
В столице в октябре 1922 года состоялся V съезд РКСМ, на котором Ленинский комсомол принял шефство над флотом. В годы Великой Отечественной войны на средства, собранные москвичами, было построено свыше десятка боевых кораблей.
Как признание заслуг москвичей на флоте еще с петровских времен повелась традиция называть боевые корабли именем «Москва». Со многими из них связаны памятные события из истории страны, отечественного мореплавания. Так, во время создания русского регулярного флота название «Москва» носили 4 крупных парусных корабля. Первый из них, 64-пушечный двухпалубный линейный корабль был спущен на воду в июне 1715 года. Участвовал в Северной войне 1700—1721 гг. Второй, 66-пушечный линейный корабль «Москва» введен в состав Ревельской эскадры в конце 1750 года. Во время Семилетней войны 1756—1763 гг. участвовал в блокаде Курляндского побережья.
Третий, однотипный двум первым парусник появился в русском военном флоте в 1760 году. Отличился в морской блокаде Пруссии, в высадке морского десанта под командованием капитана 1-го ранга Г. А. Спиридонова, а также содействовал русским войскам в овладении крепостью Кольберг.
Четвертый, 74-пушечный парусник в 1804—1807 гг. входил в состав Средиземноморской эскадры, которой командовал вице-адмирал Д. Н. Сенявин. В 1806 году освобождал русские торговые суда, задержанные австрийскими властями в Триесте, участвовал в блокаде пролива Дарданеллы, порта Венеция.
В конце русско-турецкой войны 1877—1878 гг. в состав русского ВМФ был зачислен крейсер 1-го ранга «Москва».
В годы гражданской войны на Северной Двине успешно вела бои против английских и американских интервентов плавучая батарея «Москва».
В феврале 1936 года в столице состоялось первое Всесоюзное совещание стахановцев морей, которое проводилось с целью развертывания соцсоревнования на судах и кораблях.
Немало славных страниц в героическую летопись ВМФ в минувшую войну вписали канонерская лодка и тральщик (Балтийский флот) и эсминец (Черноморский флот), которые носили имя столицы нашей Родины.
В 1967 году в состав Черноморского флота включен построенный в СССР первый противолодочный крейсер «Москва», который по боевым возможностям превосходит многие иностранные корабли подобного класса.
15 октября 1947 года комсомол столицы принял решение о шефстве над Северным флотом. С того дня не прекращается живая связь комсомольцев Москвы и флота, каждый год они обмениваются делегациями. На Краснознаменном Северном флоте несет службу сторожевой корабль «Московский комсомолец».
Особую страницу в истории Москвы вписали военные моряки в годы Великой Отечественной войны. Защищая подступы к столице, морские пехотинцы вели бои на канале Москва — Волга, обороняли Скопин. Соединения и части моряков участвовали в освобождении Клина, Солнечногорска, Наро-Фоминска, Волоколамска, деревни Белый Раст, других городов и населенных пунктов Московской области. За проявленную в боях отвагу, мужество и героизм одна из морских стрелковых бригад, которой командовал капитан 1-го ранга К. Сухиашвили, в марте 1942 года была преобразована в гвардейскую.
Моряки своими умелыми действиями приводили в ужас фашистов. Один из немецких генералов под Москвой отдал приказ: «Матросов и артиллеристов в плен не брать!»
Есть в Подмосковье в деревне Белый Раст Дмитровского района мемориал в память воинов 64-й отдельной морской стрелковой бригады, отдавших свою жизнь за честь и независимость нашей Родины.
В начале декабря 1941 года, в период контрнаступления советских войск под Москвой, здесь бойцы бригады при поддержке 24-й танковой бригады разгромили опорный пункт гитлеровцев и, развивая наступление, освободили ряд сел и деревень Московской области.
У братской могилы воинов, погибших при освобождении Белого Раста, воздвигнута стела, на которой установлен горельеф «Подвиг моряков». Он выполнен скульптором А. Ястребовым.
Трудно переоценить роль и место выдающихся ученых столицы в повышении боевой готовности отечественного ВМФ. Особенно это проявилось в годы минувшей войны. Академики А. Александров (до октября 1986 года президент Академии наук СССР), И. Курчатов, Е. Калашников, А. Колмогоров и многие другие своими открытиями способствовали успешным действиям нашего флота в годы войны.
В разное время на разных постах в Москве служило немало адмиралов — активных участников гражданской и Beликой Отечественной войн, оставивших заметный след в истории советского Военно-Морского Флота. Мемориальная доска на доме № 5 по Смоленской набережной гласит о том, что здесь с 1955 по 1967 год жил и работал Адмирал Флота Советского Союза, член-корреспондент Академии наук СССР Герой Советского Союза Иван Степанович Исаков. В столице руководил боевыми действиями Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Н. Г. Кузнецов, здесь жили и трудились адмиралы Г. И. Левченко, А. Г. Головко, И. С. Юмашев, Н. М. Харламов, Г. Г. Олейник и другие, внесшие большой вклад в строительство могучего Военно-Морского Флота. Память о славной истории отечественного Военно-Морского Флота хранят благодарные москвичи в названиях улиц: Азовская, Балтийская, Беломорская, Ладожская, Поморская и других. Подвиг приморских городов-героев воплощен в названиях Севастопольского и Ленинградского проспектов, Одесской, Керченской, Новороссийской улиц, Мурманского проезда. Тысячи тружеников столицы живут и работают на Нахимовском проспекте, улицах Флотской, Чесменской, Якорной, Пахтусова, Адмирала Макарова, Седова, Дыбенко, бульвара Матроса Железняка и Кронштадтском, Головинской набережной.
К сожалению, в столице много Первых и Десятых, Больших и Малых, Нижних и Верхних улиц, проездов, переулков. Однако среди этой, по моему мнению, безликой палитры названий не нашлось места для ознаменования памяти известных русских флотоводцев, жизнь и деятельность которых так или иначе были связаны с Москвой: Н. Сенявина, Ф. Ушакова и др.
Нет на карте столицы и улиц, носящих имена видных советских военачальников — деятелей Военно-Морского Флота: Н. Кузнецова, И. Исакова, А. Головко и др. Нет даже переулка, увековечивающего имена моряков — защитников столицы в 1941 —1942 гг. А ведь именно в названиях городских улиц таится своеобразная эстафета памяти подвигу и подвижничеству, признание величия дел того или иного человека.
В оформлении московского метро также нашла отражение флотская тематика. На станции «Площадь Революции» в числе других скульптурных изображений участников революции фигура матроса, на станции Таганская — медальон с барельефом военного моряка.