Искусство миниатюры



В истории народов Центральной Азии эпоха Тимуридов особо отличается известным развитием социально-экономических отношений, политического строя и культуры.
Целая плеяда великих умов Средней Азии жила и творила именно в этот период. Всему миру известны имена историков: Шарафиддина Али Язди, Ибн Арабшаха, Мирхонда, Хондамира, Давлетшаха Самарканди; ученых: Улугбека, Али Кушчи, Кази-заде Руми; философов-поэтов: Абдуррахмана Джами, Алишера Навои, Лютфи, Саккаки, Атаи; художников: Бехзада, Касым Али, Мирак Наккаша, Махмуда Музаххиба; каллиграфов: Султанали Мешхеди, Султана Мухаммеда Хандана, Мухаммед бин Нура, Дервиш Мухаммед Таки и многих других.
Последним представителем этой плеяды был потомок Тимура — выдающийся узбекский поэт, ученый, государственный деятель Бабур.
Захириддин Мухаммед Бабур родился в 1483 г. 14 февраля в городе Андижане. Отец его, Умаршейх Мирза — правнук Амира Тимура — был правителем Ферганских владений. Мать Захириддина, Кутлуг Нигар бегим. была дочерью Юнусхана из феодальной знати Ташкента.
Общественно-философские взгляды Бабура Мирзы, его эстетические вкусы и научные интересы формировались на гениальных произведениях Мирзы Улугбека, Алишера Навои, Абдуррахмана Джами, Лютфи и других классиков Востока.
После смерти отца в 1494 г. 12-летний Бабур занял его престол в Андижане и стал правителем Ферганского удела.
Большая часть территории империи Тимура в это время была захвачена Шейбанидами. Чтобы освободить Самарканд от Шейбанихана, Бабур дважды совершил поход на Самарканд (1498, 1500—1501), но не добился успеха. Тогда с немногочисленной группой преданных ему людей и родственников он двинулся в Кабул. Обосновавшись в Кабуле, который входил во владения его отца Умаршейха Мирзы, Бабур сформировал новую армию и в 1519 г. двинулся в сторону Индии. Только в апреле 1526 г. после известного исторического сражения возле Панипати к северу от Дели, одержав победу над султаном Ибрагимом Луди, Бабур создал свое обширное государство — империю Бабуридов . Город Агра на реке Джамна сделался столицей новой империи.
Бабур в Индии занимал престол всего пять лет (1525—1530). Скончался он 26 декабря 1530 г. в возрасте 47 лет и похоронен в Агре в саду Нурафшан. Через некоторое время, согласно завещанию, его останки были перенесены в Кабул и захоронены в Баги Бабури (Сад Бабура). Ф. Энгельс, описывая Кабул, заметил, что «главным его памятником является гробница императора Бабура».
В Индии триста лет господствовали Бабу-риды. Деятельностью Захириддина Мухаммеда Бабура ознаменовано восхождение новой династии, и господством Аурангзеба, его потомка, отмечено начало ее заката.
Захириддин Мухаммед Бабур был разносторонне развитой личностью и энциклопедическим умом своей эпохи. Он поражает мае энергией, острым умом, утонченным вкусом, нежной душой. Это крупный государственный деятель, полководец, талантливый ученый, прекрасный поэт, большой ценитель и покровитель искусства и страстный патриот, Бабура меньше всего интересовал престол монарха, он был озабочен созданием централизованного государства, обеспечивающего благосостояние страны.
Английский ученый-востоковед Эдуард Гольден в статье о Бабуре дал высокую оценку его личности и деятельности. Он писал, что Бабур обладал всеми свойствами великодушного человека. Гольден считает, что если учесть отличие эпохи и условий, то полководец Бабур. как правитель и литератор, не мог казаться не стоящим занимать место рядом с Цезарем, характер Бабура более достоин любви и уважения, чем характер Цезаря.
Благодаря своим высоким интеллектуальным качествам и энергии, если не в Мавераннахре, то в Индии, Бабур сумел основать централизованное государство, сыгравшее важную роль в истории Индии.
Джавахарлал Неру, высоко отзываясь о нем, писал: «Бабур был обаятельной личностью, типичным государем эпохи Возрождения, смелым и предприимчивым человеком, он любил искусство, литературу, любил наслаждаться жизнью»''.
Если мы будем оценивать деятельность Бабура по тому, что он дал для своей эпохи, в частности для Индии, по сравнению со своими предшественниками, то следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, Бабур, завоевывая Индию, не ставил перед собой цель ограбить завоеванный край для обогащения своей страны, как это делали другие завоеватели почти без исключения, во-вторых, путем постепенного объединения раздробленных феодальных государств Индии в единую мощную империю он положил конец опустошительным междоусобным и разнообразным религиозным войнам. Этим положено начало новой эпохи в истории Индии, отмеченной высоким подъемом экономики, культуры и благоустройства страны. Высказывание Джавахарлала Неру о том, что после прихода Бабура «в Индии произошли большие сдвиги, и новые стимулы вдохнули свежесть и жизнь в искусство, архитектуру и другие области культуры», является объективным определением места и роли его потомков в истории Индии.
За свою короткую жизнь Бабур создал большое литературное и научное наследие. Он писал на родном узбекском и персидско-таджикском языках. Все его сочинения, кроме трактатов по музыке и военному искусству, дошли до нас. Особое место среди них занимает «Бабур-наме» (Книга Бабура), которое называют и «Мемуарами». «Бабур-наме» — признанный образец узбекской классической прозы эпохи Тимуридов и выдающийся памятник узбекского литературного языка первой четверти XVI в. В противовес сочинениям природных историографов Рашидиддина, Ша-рафиддина Али Язди, Мирхонда и Хондами-ра, произведения которых написаны высоким, иногда чрезвычайно сложным, вычурным стилем с бесконечными гиперболами и эпитетами, Бабур свои мемуары писал простым, в то же время блестящим общедоступным языком, отличающимся исключительной лаконичностью.
«Бабур-наме» как бесценный источник по истории народов Средней Азии, Афганистана и Индии конца XV — начала XVI в, на протяжении ряда столетий продолжает оставаться настольной книгой историков, востоковедов, этнографов, археологов, лингвистов, литературоведов, искусствоведов, географов, зоологов, ботаников и др. Поэтому не случайно, что «Бабур-наме» начиная с XVIII в. переводили с узбекского на латинский, голландский, французский, немецкий, английский, русский, индийский, турецкий языки.
Самые древние и уникальные рукописи «Бабур-наме», относящиеся к последней четверти XVI в., дошли до нас в переводе Абдуррахимхана на персидский язык. Они богато иллюстрированы мастерами индийской миниатюрной живописи в придворной библиотеке Акбара. Из таких рукописей «Бабур-наме» в настоящее время известны два полных списка — хранящийся в Британском музее в Лондоне (OR. 3714) без даты, в Национальном музее в Ныо-Дели, датированный 1598 г.,— и 69 отдельных миниатюр, вырванных из погибшей рукописи «Бабур-наме», которая является достоянием Музея искусства народов Востока в Москве. Эти 69 миниатюр в 1960 г. были опубликованы известным искусствоведом С. Тюляевым и датированы последним десятилетием XVI в'.
В истории восточной миниатюры установлено четыре эпохи, охватывающие ряд школ: эпоха Тимуридов — Хорасан и Мавераннахр (гератская, самаркандская, тебризская, ши-разская школы); эпоха Сефевидов — Иран (ширазская, тебризская, мешхедская, исфа-ганская школы); эпоха Шейбанидов — Средняя Азия (бухарская и самаркандская школы); эпоха Бабуридов— Индия (агринская и делийская школы).
Индийская миниатюра XVI — XVII вв. почти всеми ее исследователями по старой традиции названа «миниатюрой Великих Моголов». С точки зрения объективного хода исторического процесса будет вполне справедливым взамен старого, не соответствующего действительности термина внести в научный обиход новый термин «миниатюра эпохи Бабуридов».
Благотворное влияние искусства народов Средней Азии и Сефевидского Ирана на индийское искусство дало изумительные плоды. В частности, индийская миниатюра эпохи Бабуридов зародилась как творческий синтез местных индийских школ с лучшими традициями тимуридеких, сефевидских и среднеазиатских школ.
В XVI —XVII вв. Бабуриды сыграли исключительную роль в развитии индийской культуры, великолепными памятниками которой и поныне восхищается весь мир. Это объясняется, помимо социальных и экономических условий общества, еще и другими факторами — просвещенностью двора Бабуридов и его высокими эстетическими идеалами.

X. Сулейман,
доктор филологических наук, профессор