Западные индийцы и загадка амазонок (часть 2)
Продолжение. Начало статьи - читать.
Походы амазонок
Эта гипотеза подтверждается и другим путем. Если мы наложим на карту мифические походы амазонок, то они совпадут (во времени и в пространстве) с реконструированным движением древних индийцев на запад вплоть до западного побережья Малой Азии. Исходным пунктом движения амазонок был Дон, в древности называвшийся Танаисом. Но, как сообщает античное предание, это название он получил от Танаиса, сына царицы амазонок Лисиппы, а до этого назывался Син. Как доказал О. Н. Трубачев, Син — это искаженное название Синда, главной, основной реки древних индийцев. От Танаиса народ амазонок под предводительством Лисиппы двинулся в поход через Кавказ на южный берег Черного моря, где захватил богатую и удобную для развития коневодства долину реки Фермодонта (современная река Терме-чай). При преемниках Лисиппы амазонки дошли вдоль северного берега Черного моря до Дуная, а затем, двигаясь с севера и с юга, достигли богатейших земель на западном берегу Малой Азии, где основали ряд городов.
Время этих походов античная традиция датирует десятилетиями, предшествующими Троянской войне. Царь Приам у Гомера вспоминает о войне троянцев с амазонками в годы его юности:
«Некогда, быв во фригийской земле, виноградом обильной,
Зрел я великую рать фригиян, колесничников быстрых;
Станом стояло их воинство вдоль берегов Сангария;
Там находился и я, и союзником оных считался,
В день, как мужам подобные ратью нашли амазонки...»
Хронологически походы амазонок, таким образом, можно отнести к XIV—XIII векам до новой эры, что подтверждается лингвистическими данными о распространении индийцев, а также некоторыми археологическими материалами о движении на юг катакомбной культуры.
На пути к берегам Эгейского моря амазонки столкнулись с двигавшимися на восток микенскими греками. Согласно преданию, поход греков на амазонок возглавил сам Геракл.
Проникнув в главную базу амазонок на Фермодонте, он, как гласит легенда, захватил царицу амазонок Антиопу и отдал ее в жены афинскому царю Тезею.
Чтобы выручить свою царицу, амазонки предприняли поход на Афины. При этом исходным пунктом похода, согласно ряду античных авторов, был не Фермодонт, а Танаис (Дон), берега которого — коренная область амазонок (и древних индийцев). Ворвавшись в Афины, амазонки захватили стратегическую высоту — холм, получивший название бога войны Ареса, которому поклонялись эти конные воительницы (впоследствии здесь был расположен высший суд Афин — Ареопаг). Однако афиняне отразили натиск амазонок, и те ушли на родину.
После этого могущество амазонок быстро пошло на спад. Они еще приняли участие в Троянской войне на стороне царя Приама. В этой войне, по «Илиаде», Ахилл сразил царицу амазонок Пентесилею. Вскоре после этого, как сообщают греческие авторы, варварские народы Малой Азии, объединившись, изгнали амазонок, и те ушли на Северный Кавказ.
Союзники амазонок
Теперь, когда положение амазонок во времени и пространстве несколько прояснилось, рассмотрим вопрос об их внутренней структуре — действительно ли это был народ, состоявший исключительно из женщин. Внимательное чтение античных источников показывает, что дело обстояло отнюдь не так просто. Историк Помпеи Трог, в частности, сообщает, что амазонок в их походе на Афины сопровождало союзное скифское войско во главе с царевичем Панасагором. Но скифская народность сложилась много веков спустя (в VII веке до новой эры), после того как амазонки сошли с исторической арены. Значит, под именем скифов скрывались какие-то другие, более древние племенные образования.
Античные авторы, начиная с Гомера, ставят рядом с амазонками имя их союзников — солимов. Согласно преданию, те и другие были разгромлены в Ликии (запад Малой Азии) греческим героем Беллерофонтом. Слово «соли-ма» соответствует древнеиранскому «сарима», то есть сарматам (савроматам), которые, согласно Геродоту, произошли от браков амазонок со скифами (точнее — древними иранцами). Можно допустить, что это древнее имя существовало в среде амазонок (древних индийцев) раньше, чем было перенесено на исторических сарматов.
В качестве постоянных союзников амазонок в античной литературе называют и другое племя — гаргарейцев (гаргаров). Древнегреческий географ Страбон писал: «...Утверждают, что амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими... Гаргарейцы вместе с амазонками, как говорят, поднялись в эти места из Фемискиры (город на Фермодонте.), затем, однако, начали восстание и стали воевать против амазонок... Впоследствии, прекратив войну, они заключили соглашение на таких условиях: будут общаться друг с другом только для того, чтобы иметь детей, жить же каждое племя будет самостоятельно».
То, что гаргарейцы действительно пришли на Северный Кавказ из Малой Азии, подтверждается данными античной топонимики. У Эгейского моря находился эолийский город Гаргары. Гаргаром в «Илиаде» называется горная вершина близ Трои, на которую опускались боги. Главное же в сообщении Страбона то, что оно впервые проясняет структуру отношений амазонок с их « союзниками». На самом деле и «скифы» царевича Панасагора, и солимы, и гаргарейцы, судя по всему, отнюдь не были союзниками амазонок, а составляли другую половину того же племени.
Чтобы лучше уяснить себе такую структуру, перенесемся на юг Африки начала XIX века. Жившие там зулусы находились на переломе от первобытного общества к классовому, другими словами, переживали свой «героический век» и, подобно амазонкам, вели обширные завоевательные походы. Военную службу у них несли не только мужчины, но и незамужние девушки, которые объединялись в отдельные полки, жившие в особых поселениях в строгой изоляции от мужчин.
Нечто похожее, несомненно, было и у так называемых амазонок. Эта своеобразная структура, очевидно, возникла впервые у древнеиндийских племен на Дону, после ухода их основной массы в Индию, когда немногочисленные остатки некогда могущественного племенного массива, теснимые наступавшими иранцами, нашли способ удвоить свою военную мощь. Привлечение женщин к военной службе было значительно облегчено произошедшими в это время переменами в военной технике, на что проницательно указал знаменитый афинский оратор Лисий. Он пишет:
«Амазонки, жившие на реке Фермодонт, были единственными из окружающих их народов, которые имели железное оружие, и первые, которые стали ездить верхом. Они легко догоняли бегущих врагов и легко уходили от преследования. Амазонки властвовали над многими народами, поработили своих соседей, но пошли на греков и тут потерпели решительное поражение».
Краткую характеристику Лисия можно принять целиком, за исключением того, что верховой конный строй амазонки явно освоили еще в донских степях. С железом же действительно могли ознакомиться только на Фермодонте, где их соседями было племя халибов, первыми освоивших железо.
Обладая такими важными военными преимуществами, индоязычные амазонки могли довольно долгое время наносить поражения более отсталым в военном отношении соседям, в том числе, возможно, и могущественному хеттскому государству, территорию которого они обтекали по периферии. Когда же соседи амазонок тоже освоили верховую конную езду, стрельбу с коня из лука и железное оружие, амазонский племенной союз пришел в упадок.
Куда девались амазонки?
Из своих великих походов амазонки вернулись, согласно Страбону, не на свои исконные земли у Дона, а в предгорья Северного Кавказа. Очевидно, донские степи в это время уже были захвачены древними иранцами — предками скифов. Впрочем, имеется и другая версия, принадлежащая Геродоту, о которой мы уже говорили вкратце. Согласно ей, амазонки, побежденные греками при Фермодонте, сумели вырваться от своих врагов и приплыли к порту Кремны на Азовском море (недалеко от устья Дона). Высадившись здесь, они начали грабить скифскую землю (повторимся: на самом деле землю предков скифов). После ряда сражений скифы выделили группу юношей, которые сумели найти общий язык с амазонками и вступили с ними в брак. Однако амазонки отказались жить на скифской земле и по скифским обычаям, поэтому они вместе со скифскими юношами поселились на востоке, в трех днях пути от Танаиса (Дона), положив таким образом начало народу савроматов (сарматов).
«С тех пор, — пишет Геродот, — савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами». Это сообщение Геродота подтверждается археологически. В 26 процентах савроматских погребений с оружием похоронены женщины.
Сообщение Геродота показывает нам, куда девались индоязычные амазонки приазовских степей, — они слились с ираноязычными племенами, причем при этом слиянии победил иранский язык, хотя в него вошли отдельные элементы индийского.
Иная судьба постигла южную группу индо-язычных племен, занимавших степи Северного Кавказа. Теснимые иранцами, они продвигались все дальше на юг, пока не слились с другими племенами Северного Кавказа. Это подтверждается как археологическими данными о слиянии племен катакомбной и северокавказской культуры в районе их контакта, так и памятниками фольклора.
Легенды об амазонках вплоть до нашего времени сохранились у многих народов Кавказа. На Кавказе, в частности, довольно распространено название гор «Кыз-Кала» («Девичья крепость») с соответствующими преданиями. Сохранилось на Кавказе и название Гаргар (близ Казбека), напоминающее о гаргарейцах. Еще в XVIII веке в Черкесии была записана легенда об амазонках («еммечь» по-черкесски), некогда владевших обширными землями на Северном Кавказе. После долгих войн с черкесами предводительница амазонок решила выйти замуж за черкесского князя Тульму, после чего амазонки слились с черкесами и стали жить на одной земле.
Наконец, третья группа индоязычных племен, жившая на Таманском полуострове (синды) и в неширокой полосе вдоль восточного берега Азовского моря (меоты), видимо, долгое время (возможно, до V—IV веков до новой эры) сохраняла свой язык, но в новых условиях утратила традицию женской воинской службы (хотя античные авторы донесли до нас рассказ о воинственной меотянке Тиргатао, имя которой, согласно О. Н. Трубачеву, является индийским). Интересно, однако, что на синдской территории в античное время преобладал культ женских божеств, а название племенной группы меотов (в которую входили и синды), по О. Н. Трубачеву, на древнеиндийском языке означает «материнские», что снова напоминает нам об амазонках.
Э. Берзин,
доктор исторических наук