Русская Америка



Еще в 1725 году Петр I повелел Берингу отправиться на поиски «неведомой земли», чтобы проверить, где «оная сошлась с Америкою». И мореплаватель нашел ее. В июле 1741 года после долгого, мучительно трудного плавания его корабль «Святой Петр» подошел к берегам Аляски в районе острова Каяк. Край этот показался командору неприютным - снега да льды. Но у берегов плавало множество китов, водились тюлени и каланы. Так что в Петропавловск команда Беринга вернулась хоть и измученная цингой, зато не с пустыми руками.
Пушной промысел был тогда основным занятием жителей Сибири и Дальнего Востока, поэтому многие отчаянные головы, прослышав о богатых «морским бобром» землях, сразу туда ринулись. Сибирские купцы надеялись  на  гигантские барыши - мех этого   зверька был тогда ценным товаром: за одну шкурку калана давали 50 соболиных. Первая экспедиция промысловиков привезла «меховой рухляди» на 64 тысячи рублей.
Так благодаря калану русские хлынули на Аляску. Ради «мягкой рухляди» они рисковали жизнью, страдали от голода и холода. Многих перебили аборигены. Но даже восстание индейцев-тлинкитов не помешало в 1803 году вывезти с Аляски пушнины на миллион рублей.
К концу XVIII столетия предприимчивые купцы стали объединяться в коммерческие союзы. Вместе сподручнее было промышлять калана и других морских животных в прибрежных водах Аляски, на Алеутских и Командорских островах.
Одним из таких объединений была компания Голиковых-Шелихова. Купец Григорий Иванович Шелихов (1747-1795), уроженец города Рыльска - фигура весьма примечательная. Всю жизнь он посвятил делу освоения Аляски.
«Открытые новые земли есть продолжение земли Российской», -говорил он. Неслучайно Державин называл его «российским Колумбом». В 1783 году этот энтузиаст снарядил экспедицию к берегам Аляски. С ним в опасное плавание отправились 192 человека, в том числе жена Наталья и двое детей.
На острове Кадьяк Шелихов основал первые русские поселения. Планы у него были грандиозные. Он мечтал выращивать здесь хлеб, строить корабли, торговать с другими странами.
Шелихов был выходцем из зажиточной купеческой семьи и не представлял себе русского поселения без церкви. Его стараниями на Кадьяк прибыла православная духовная миссия - монахи Валаамского монастыря.
Через три года купец-мореплаватель отправился в Петербург - просить у Екатерины II денег на колонизацию северного края. Императрица встретила его ласково. Пожаловала золотую медаль, грамоту и именную шпагу, но в просьбе отказала - зачем империи этот медвежий угол? Так что назад Шелихов вернулся печальный - ни с чем...
После его смерти в 1795 году всеми делами стала заправлять жена Наталья. И весьма успешно. Ее можно считать одной из первых русских женщин-предпринимателей. Прекрасно понимая всю важность начатого мужем дела, она продолжала бомбардировать Петербург прошениями о создании на Аляске единой русской торговой компании.
В конце концов 8 (19) июля 1799 года Павел I подписал соответствующий указ. Следуя примеру колониальных держав, император решил не включать земли на тихоокеанском побережье Америки в состав России, а велел создать акционерную компанию, нечто подобное британской Компании Гудзонова залива. Российско-американская компания получила монополию на торговлю и разработку полезных ископаемых сроком на 20 лет и исключительное право исследовать и включать в состав империи новые территории.
Формально Российско-американская компания оставалась частным предприятием, однако действовать независимо от государства и без его поддержки возможности не имела. А вскоре иркутских купцов вообще отстранили от руководства. В 1800 году по высочайшему повелению главную контору перевели из Иркутска в Санкт-Петербург. Изменился и состав акционеров: купцов сменили столичные сановники. Впоследствии сам Александр I стал держателем акций Российско-американской компании.
Почта из Санкт-Петербурга на Аляску шла годами, уже поэтому правителям Русской Америки приходилось действовать самостоятельно, на свой страх и риск.
Первым «губернатором» Аляски стал сподвижник Шелихова каргопольский купец Александр Андреевич Баранов. Двадцать восемь лет этот умный и предприимчивый человек управлял русскими колониями на Аляске.
Попал он за океан в качестве управляющего компании Шелихова. О том, что он стал главным правителем русских колоний, Александр Андреевич узнал только через три года после назначения - так долго шло письмо.
Баранов обследовал побережье Аляски, строил укрепленные поселения. На острове Ситха была основана столица Русской Америки - Ново-Архангельск.
Поселок быстро рос. К1819 году здесь проживало больше 200 русских и тысяча туземцев. Появилась начальная школа, верфь, церковь, цейхгаузы, арсенал и разные мастерские. Каждый приходивший сюда корабль встречали, как в петровские времена, оружейным салютом.
За время правления Баранова доходы компании значительно возросли. Испанцы, англичане из Компании Гудзонова залива, американцы, также промышлявшие в этих местах пушного зверя, стали воспринимать русских как достойных конкурентов.
Баранов твердой рукой управлял вверенной ему территорией. С аборигенами был строг, порою даже жесток, хотя после смерти супруги сам женился на молодой индианке.
Фактически туземцы находились у русских в рабстве. Хуже всего приходилось погонщикам-каюрам. За свой нелегкий труд они не получали ничего, кроме скудной пищи. На работу гоняли даже стариков и беременных женщин. Причем в официальных донесениях в Петербург управляющие утверждали, что каюры трудятся на добровольных началах.
Основной рабочей силой в колониях были алеуты. Так русские называли всех туземцев, которых принуждали ходить на промысел калана. Уклониться от повинности было невозможно. За это били, заковывали в колодки.
Время от времени туземцы бунтовали. Самыми опасными считались индейцы-тлинкиты, обитавшие у границ контролируемых русскими территорий. Они собирали целые флотилии из сотен больших боевых каноэ, умели обращаться с порохом и огнестрельным оружием. На вооружении у них были даже маленькие пушки-фальконеты, которые индейцы выменивали на меха у европейцев.
Весной 1802 года тлинкиты захватили и сожгли Михайловскую крепость. В 1805 году пала крепость Якутат. В одном из музеев Аляски хранятся захваченные тогда трофеи: медная пушка и шпага коменданта Ларионова. В Якутате погибли 14 русских и много находившихся у них на службе туземцев. Младший сын Ларионова провел в плену у тлинкитов пятнадцать лет.
Несмотря на все усилия, Российско-американской компании так и не удалось создать в Новом Свете жизнеспособную колонию. Жизнь русских на Аляске была скудной и суровой. Отчасти это объясняется тем, что правители компании верили только в пушной промысел, другие виды деятельности считались излишними и даже вредными.
На Аляске хронически не хватало рабочих рук - населенные области империи были слишком далеко, и на приток переселенцев рассчитывать не приходилось. В укрепленных поселках проживала горстка русских, состоявших на службе в Российско-американской компании, и обращенные в православие аборигены.
Со временем все более заметную роль в жизни аляскинских поселений стали играть креолы - так на испанский лад называли детей от браков русских с индианками и эскимосками. Русских женщин в колониях почти не было.
Острее же всего чувствовалась нехватка продовольствия и самых насущных вещей. Охотские приказчики компании были мошенниками и нередко отправляли в колонии лежалый и вовсе ненужный товар по завышенным ценам. Постоянная угроза голода заставила руководство задуматься о продвижении на юг - в Калифорнию. Так на берегу залива Сан-Франциско возник форт с гордым названием Росс.
Калифорнийские туземцы рассказывали испанским миссионерам-францисканцам, что в 1812 году «командир русского корабля по имени Талакани (Тараканов) купил это место у вождя за 3 одеяла, 3 пары штанов, бусы, 2 топора и 3 мотыги».
История возникновения Росса перекликается с мифом об основании Нью-Йорка на острове, купленном у индейцев за несколько ножей. Увы, русскому поселению в Калифорнии не было уготовано великое будущее. Оно просуществовало всего 30 лет. Росс обеспечивал северные форты Российско-американской компании всем необходимым - от зерна и мяса до древесины, смолы и кирпичей. На американских картах тех лет появляются странные названия - «ранчо Костромитинова», «ранчо Черных». Русская крепость в Калифорнии открывала простор для самых смелых геополитических фантазий. С фортом Росс связаны авантюрные планы декабриста Дмитрия Завалишина, побывавшего здесь в 1823-1824 годах во время кругосветного плавания на фрегате «Крейсер». Завалишин на свой страх и риск вел переговоры с местными чиновниками, уговаривая их основать независимое калифорнийское государство под протекторатом России. Но правительство отвергло план Завалишина. Не получила поддержки и идея служащего Российско-американской компании Г.А. Шеффера установить русское господство на Гавайях.
Несмотря на доходность пушного промысла, число недоброжелателей компании в Санкт-Петербурге росло. Причин тому было несколько. Не сумев наладить собственное хозяйство, компания зависела от дорогостоящих поставок продовольствия и промышленных товаров, росла ее задолженность перед казной. Но главное - в правительстве понимали, что у России нет возможности защитить далекие колонии. А их потеря нанесла бы болезненный удар по престижу империи. Поэтому официальный Петербург так скептически отнесся к калифорнийским и гавайским авантюрам Завалишина и Шеффера. В 1841 году решили отказаться и от форта Росс. Его продали мексиканскому предпринимателю.
А после поражения в Крымской войне (1853-1856) всем уже стало очевидно, что заокеанские колонии - легкая добыча для обладавших куда более сильным флотом французов и англичан.
Тогда-то и задумались всерьез о том, чтобы продать Русскую Америку американцам. Главным инициатором сделки был великий князь Константин, брат императора Александра П. Его поддерживало министерство финансов - тамошние чиновники подсчитали, что деятельность Российско-американской компании убыточна.
В атмосфере строжайшей секретности Александр II принял окончательное решение. Договор о продаже Аляски американцам был подписан в Вашингтоне весной 1867 года.
В России долго отказывались верить доходившим из Нью-Йорка слухам. О продаже заокеанских колоний официально сообщили только через полгода.
Частную, по сути, собственность продали за 7 МЛН 200 ТЫС. ДОЛЛАРОВ (11 МЛН 520 тыс. рублей). Большая часть этих денег осталась в казне. Самой компании пришлось довольствоваться 311 197 рублями.
Русских в колониях было к этому моменту не более 800 человек. И несколько тысяч перешедших в православие алеутов и креолов. Право переехать в Россию за счет казны получили лишь 812 человек. Остальным предложили выбираться за свой счет или принять американское подданство.
6 октября 1867 года в 15 часов 30 минут на Ситхе состоялась церемония передачи Русской Америки Соединенным Штатам. Деньги за свои территории Россия получила только через год, да и то после сложной закулисной борьбы. Так закончилась история Русской Америки. 
                   
Игорь Федюкин