О «Челюскине» и челюскинцах



В апреле 1934 года, завершилась продолжавшаяся несколько месяцев челюскинская эпопея. 104 человека, оказавшиеся в дрейфующем ледовом «лагере Шмидта» после гибели судна, были спасены летчиками Ляпидевским, Леваневским, Молоковым, Водопьяновым, Каманиным, Слепневым, Дорониным. Тогда же, в апреле 1934 года, было установлено высшее в нашей стране звание — Героя Советского Союза, и первыми в истории Героями стали именно те пилоты, которые спасли челюскинцев. Трагедия, выражаясь словами Бернарда Шоу, превратилась в триумф.
Арктика тридцатых годов — неповторимое, романтическое, героическое, порой трагическое время. Начало планомерного освоения трассы Великого Северного морского пути, стремительный рост молодой полярной авиации, дальних полярных зимовок, количественный и качественный рост первого поколения советских полярников-профессионалов. В 1932 году ледокольный пароход «А. Сибиряков» впервые в истории проходит ледовую трассу без зимовки, в одну навигацию. В результате успешного рейса в стране организуется Главное управление Северного морского пути во главе с профессором О. Ю. Шмидтом, призванное всесторонне исследовать и осваивать Крайний Север, совершенствовать плавания по СМП. Чтобы закрепить успех «Сибирякова», нужно как можно скорее повторить сквозной рейс с запада на восток.
В 1933 году такое плавание состоялось, но в качестве судна был выбран не ледокол или хотя бы ледокольный пароход, а обычный грузовой пароход «Челюскин», мало приспособленный к походу во льды. Во главе экспедиции встал О. Ю. Шмидт, капитаном был назначен В. И. Воронин. На борту «Челюскина» находилось 112 человек, из них чуть меньше половины — экипаж, а остальные — научная группа, представители прессы и кино, рабочие-строители и зимовщики, направлявшиеся на далекую полярную станцию «Остров Врангеля».
«Челюскин» вышел из Ленинграда 16 июля 1933 года, обогнул Скандинавию, пришел в Мурманск. 10 августа судно вышло в полярный рейс. Довольно скоро начались неприятности. Льды Карского моря успели нанести пароходу серьезные раны, прямо на ходу экипаж и строители старались залечить их, ставили дополнительные крепления внутри корпуса.
В сентябре—октябре грозная обстановка возникла у берегов Чукотки. Две недели пароход простоял в тяжелых льдах, затем три недели его носило течениями взад и вперед вдоль побережья, но потом пароход увлекло в Берингов пролив, к конечной цели плавания. На борту ликовали, однако преждевременно: мощное противотечение снова загнало судно в Чукотское море. Начался почти четырехмесячный "дрейф,    закончившийся    гибелью «Челюскина» в координатах 68° 18' северной широты и 172° 5Г западной долготы.
В октябре, когда пароход находился недалеко от берега, его покинула группа из восьми человек, которым необходимо было вернуться на Большую землю. А 31 августа в Карском море у одной из полярниц родилась девочка, названная Кариной! Таким образом, к моменту гибели судна на нем находились 105 человек. 13 февраля 1934 года в 15 часов 50 минут, примерно через три часа после начала сильнейшего сжатия, «Челюскин», высоко задрав корму, ушел в пучину. Вместе с ним погиб завхоз Борис Могилевич, не успевший спрыгнуть на лед. 104 человека — и среди них десять женщин, двое маленьких детей, больные и пожилые люди — остались во льдах Чукотского моря в ожидании помощи с Большой земли.
Их спасли. Эпопея навсегда вошла в историю Арктики и всей страны. Вот что писал о ее значении кандидат географических наук ветеран советской ледовой разведки, крупный знаток полярных льдов Николай Александрович Волков: «Значение челюскинской эпопеи в научном и практическом отношении далеко выходит за пределы целей, которые были поставлены перед экспедицией. Если расценивать результат похода формально, то он закончился неудачей. Но эта неудача ни у кого не оставила сомнения в возможности эксплуатации СМП даже в такие тяжелые в ледовом отношении годы, каким был 1933-й. Плавание «Челюскина» подтвердило основные выводы, сделанные на основании похода «Сибирякова», о возможности регулярной эксплуатации арктического пути. Можно с уверенностью сказать, что исход похода мог стать иным, если бы «Челюскин» был ледокольным пароходом. Не подлежит сомнению и то, что плавание могло закончиться удачно, если бы не двадцатидневное опоздание с выходом на трассу и отсутствие помощи ледокола на последнем этапе. Челюскинская эпопея вскрыла просчеты и недостатки в организации, в методах и средствах арктического мореплавания. Она, как ни один арктический поход до этого, обогатила полярный опыт моряков, летчиков, ученых, дав ценнейший материал для разработки конкретных планов освоения Северного морского пути. Стало очевидным, что регулярное судоходство на арктических трассах невозможно без создания ледокольного флота и специальных кораблей, приспособленных для плавания во льдах, без организации авиационного подразделения для ведения ледовой разведки. Это вызвало необходимость строительства авиапортов по всей трассе, ибо бортовые легкие самолеты типа «Ша-2» эту задачу решать не способны. Важным условием безопасности кораблевождения стало гидрографическое обеспечение, что вызвало организацию гидробаз, производство морского промера, создание морских карт и лоций, строительство навигационных знаков и другое. Большие работы были намечены по развитию сети полярных станций, строительству радиоцентров, морских портов.
И сейчас, оглядываясь назад, оценивая плоды огромной созидательной работы по претворению намеченных программ, можно с уверенностью сказать, что из челюскинской эпопеи были сделаны правильные выводы. Северный морской путь стал магистралью массовых перевозок народнохозяйственных грузов. По арктическим трассам ежегодно, не только летом, но на некоторых участках и зимой, плавают сотни первоклассных судов, которые без задержек проводят десятки ледоколов во главе с атомоходами. Создана надежная система управления арктическими перевозками, в которой важную роль играют службы гидрометеорологического и гидрографического обеспечения.
Таким образом, мы с полным основанием можем сделать вывод о том, что челюскинская эпопея во многих областях вызвала решительный поворот в освоении Великой Северной магистрали и дала мощный толчок изучению Арктики.
Невозможно недооценить значение челюскинской эпопеи в расширении знаний о природе арктических морей. Исключительную ценность имеют данные, опубликованные Гаккелем и Хмызниковым по дрейфу льда в Чукотском море. Общая протяженность дрейфа в Чукотском море, во время которого производились непрерывные наблюдения, составила за 177 суток 2042 километра, из них: на судне за 119 суток — 1831 километр, в «лагере Шмидта» за 58 суток — 211 километров. Научными наблюдениями в этот период был охвачен широкий круг природных явлений, происходящих во всех подвижных оболочках Земли.
Эти данные являются уникальными, так как ни до эпопеи, ни после нее в зимний период в Чукотском море такие наблюдения не выполнялись. В результате анализа этих наблюдений удалось выяснить основные особенности циркуляции вод и льдов.
Челюскинская эпопея способствовала возникновению нового способа изучения Арктики, который в наши дни получил большое развитие. В те времена из всех средств, испробованных человеком для изучения морей, наиболее распространенными были маршрутные судовые разрезы и стационарные наблюдения с береговых и островных пунктов. Если до этого и делались попытки использовать самолет и дирижабль, то очень ограниченно, и применение этих средств носило чисто рекогносцировочный характер. Двухмесячный дрейф «лагеря Шмидта» и спасательные самолетные операции имели совершенно неожиданный эффект. Именно там, в «лагере Шмидта», возникла идея использовать ледяное поле как самодвижущуюся платформу для морских исследований в Арктике, а самолет — как средство для доставки   на   лед   научной   группы.
Уже через три года на полюсе высадилась первая дрейфующая станция. И не случайно то, что воздушную экспедицию в Центральный Арктический бассейн возглавил начальник ледового лагеря О. Ю. Шмидт, а среди четырех папанинцев двое — Кренкель и Ширшов   —  были   челюскинцами.
Как известно, самолеты и дрейфующие станции на льду в дальнейшем стали основными средствами исследований Северного Ледовитого океана, в этой области советская наука добилась огромных успехов и прочно удерживает первое место в мире».