Связь архитектурных традиций



Говоря об архитектурных памятниках Эстонии, в первую очередь вспоминаются древние постройки и укрепления старого города Таллинна, средневековые замки, готические церкви, одним словом,— сооружения древних эпох. Древнее зодчество Эстонии действительно очень разнообразно. Среди включенных в охранный список почти 600 памятников архитектуры: представлены жилые и общественные постройки исторических городов и деревень, крепости, замки, земляные укрепления, монастыри, усадебные ансамбли, трактиры, мельницы, мосты, маяки и многие другие виды построек.
В ходе архитектурно-исторического исследования православных церковных построек на территории Эстонии выяснилось, что среди этих, до сих пор незаслуженно обойденных вниманием исследователей церквей имеется ряд довольно ценных, представляющих интерес не только в контексте изучения местной архитектуры, но и красноречиво отражающих тесные связи с общеархитектурными тенденциями  российской  архитектуры.
Первые русские церкви в Эстонии появились в исторических центрах Тарту и Таллинне при купеческих факториях еще в средневековье. После присоединения Эстонии к Российской  империи  в  XVIII   в.  Строительство новых православных храмов отмечается в первую очередь в крупных городах, и лишь позднее, в начале и первой половине XIX в., церкви возводятся уже повсеместно. Наибольшего развития строительство православных церквей в Эстонии достигло во второй половине XIX в. Последнее десятилетие прошлого столетия прошло под знаком настоящего строительного бума, когда за два-три года строилось более десятка новых церковных зданий. Строительство православных церквей не закончилось с началом нашего века, а продолжалось, правда, в одиночных случаях, и в годы Эстонской буржуазной республики, вплоть до начала второй мировой войны.
За все времена на территории Эстонии просуществовало около 200 православных церковных построек. Под охраной государства находятся семь храмов: три в Таллинне, по одному в Пярну, Тарту, Выру и Курессааре, а также архитектурный ансамбль женского монастыря в Куремяэ (Пюхтицкий монастырь). По итогам архитектурно-исторической инвентаризации для включения в охранный список представлено несколько десятков церковных построек.
Старейшая из существующих в Таллинне православных церквей — в прошлом соборная Преображенская церковь, построенная еще в средние века как церковь женского цистер-цианского монастыря св. Михаила, была освящена в 1716 г. и с тех пор неоднократно перестраивалась. Наиболее значительные перестройки были выполнены по эскизам петербургского архитектора А. Мельникова в 1827— 1830 гг. Во внутреннем убранстве церкви главную роль играет резной иконостас, выполненный в 1720 г. в мастерской Ивана Зарудного.
Старейшая из специально построенных русских церквей XVIII в.— деревянная церковь Казанской богоматери, была освящена в 1721 г. для нужд русского гарнизона. Примерно в это же время в Таллинне было сооружено еще несколько небольших деревянных церквей (Федора Стратилата, Симеона и Анны и др.), которые по своей архитектуре не отличались от Казанской церкви. Типичное для того времени продолговатое здание с многогранной апсидой с востока и с квадратной башней-колокольней с запада имело над продольной частью большое купольное перекрытие — по тем временам первое в городе. Типичное для архитектуры барокко здание было в XIX в. обшито досками, и фасад получил черты, свойственные классицизму.
Третья но  возрасту  таллиннская  православная церковь — Святого Николая на улице Вена построена в 20-е гг. XIX в. по проекту петербургского   архитектора  Луиджи   Руска. Возведенный по составленному в 1807 г. проекту с некоторыми изменениями, храм представляет  собой  стильную  центрическую  постройку в духе классицизма. Симметрию постройки несколько нарушила градостроительная ситуация выбранного места (новое здание возводилось на месте старой  церкви),  из-за которой  пришлось  усечь     северо-восточный I   угол развернутого главным фасадом с ионическим портиком в сторону узкой улицы здания.
Четыре церкви — архитектурные памятники находятся в крупных городах Эстонии. Пярнуская   церковь   Святой   Екатерины   построена в 1764—1768 гг. по проекту петербургского архитектора П. Егорова. Крестообразная в плане постройка с хорошо пропорционированными объемами — ярчайший пример архитектуры барокко в Эстонии. Характерное для барокко ритмичное нарастание центрального объема и четырехъярусной колокольни, дополненное богатым лепным декором, ставят постройку в один ряд с лучшими образцами сакральной архитектуры того периода.
Стилистически близок пярнуской Екатерининской церкви Успенский собор в Тарту. Эта несущая в своей архитектуре уже черты раннего классицизма, постройка имеет сложную историю. В Тарту, городе, где первые православные церкви существовали еще в средневековье, в 1754 г. была торжественно освящена новая Успенская церковь, но уже в 1763 г. здание сгорело, и вместо него была сооружена временная деревянная церковь. Тогда же началось проектирование нового храма, но проект не получил одобрения императрицы и был отвергнут. Работы должен был ускорить большой городской пожар 1775 г., в огне которого сгорела и временная деревянная церковь, но тем не менее новый собор но проекту архитектора П. Шпекле (Спекле?) был закончен только в 1783 г. Пятиглавый с трехъярусной колокольней храм имел план в форме равностороннего (греческого) креста. Позднее, в конце XIX в., план собора был изменен на квадратный путем симметричных пристроек между лопастями креста первоначального плана. В результате этой пристройки основной объем стал более массивным, тяжеловесным, хотя и при его кажущейся дисгармонии Успенский собор остается одним из выдающихся примеров раннего классицизма в Тарту.
Конец XVIII в. отмечен в Эстонии строительством близких по архитектуре церквей в малых городах. Так, в 1788 г. вместо старой деревянной церкви  в Курессааре по распоряжению Екатерины II была сооружена новая каменная церковь. Несколько лет спустя похожая церковь была выстроена в Выру. Обе эти церкви имеют одинаковое объемное и плановое решение и похожий внешний декор. Это трехнефные с тремя парами опорных столбов постройки, в плане близкие латинскому кресту. Авторство построек не установлено, по всей видимости, мы имеем здесь случай повторного проектирования. Подобного типа церковь была построена в те же годы на русском  берегу  Нарвы  в  Ивангороде.
Архитектурный ансамбль Пюхтицкого Успенского  монастыря в Куремяэ   сложился сравнительно недавно — в последнее десятилетие прошлого века. Ансамбль монастырских построек состоит из целого комплекса зданий, обнесенных каменной стеной с надвратной и угловыми башнями. Автором генерального плана, а такгке многих выполненных с использованием элементов т. н. русского стиля построек был академик архитектуры М. Т. Преображенский. Им же был составлен и первоначальный проект архитектурной доминанты всего ансамбля — собора Успения Богородицы, возведенного на месте недостроенной лютеранской часовни. В 1910 г. собор был  перестроен  по  проекту архитектора А. А. Полещука. Теперь это монументальная пятиглавая центрическая постройка простых форм  с тройной апсидой.
Таков краткий обзор архитектуры православных церквей Эстонии, включенных в охранный список, но, как показала проведенная архитектурно-историческая инвентаризация, примеры построек, достойных считаться памятниками, этим не ограничиваются. До сих пор были обойдены вниманием многие интересные церковные постройки конца XVIII - начала  XIX   в.
В 1787 г. в Палдиски (Балтийский порт — заложенная Петром 1, но окончательно так и не достроенная большая морская крепость) по проекту губернского архитектора Иоганна Моора была построена православная церковь Святого Георгия. Сохранившееся здание церкви — продолговатая с полигональным завершением бесстолпная постройка. По своему плановому решению здание не отличалось от большинства местных лютеранских церквей. Особое сходство с ними подчеркивали также западная башня с барочным кивером и контрфорсы стен продольной части. В конце XIX в. кивер заменили на шатер, а башню несколько перестроили в духе архитектуры историзма, старое объёмно-пространственное решение осталось  прежним.
Значительный интерес представляет и построенная в 1784 г. церковь на острове Кихну, с той лишь разницей, что она была построена как лютеранская, а в 1862 г. перестроена в православную церковь Святого Николая. К этой же группе следует отнести и Преображенскую церковь в Люманда на Сааремаа. Построенная в 1867 г., она в отличие от сооружавшихся в это время в Эстонии типовых деревянных церквей похожего вида несет в своей архитектуре черты ярко выраженной индивидуальности, сближающие ее лишь с местными сакральными постройками готического  периода.
Большая группа интересных примеров православного церковного зодчества расположена на берегу Чудского озера, в так называемом Причудье. Несмотря на то что древние, как правило, деревянные храмы до наших дней не дошли, заменившие их в начале и первой половине прошлого века каменные церковные здания дают возможность проследить за развитием многих архитектурных направлений   и  традиций.
Одна из старейших, построенная в 1801 г. церковь Параскевы Пятницы в Сатсеринна, первоначально представляла собой пример простой деревенской церкви с четвериком квадратного плана и полигональной алтарной апсидой. В 80-е годы прошлого столетия к церкви была пристроена продолговатая трапезная и стройная колокольня со шпилем в духе неоклассицизма. В результате церковь получила трехчастевое планировочное решение, господствовавшее в тот период среди сооружавшихся по типовому проекту местных деревенских  храмов.
Сооруженные в период повсеместного использования «высочайше одобренных» образцовых фасадов церкви в Ряпина и Нина значительно различаются по своей архитектуре. И если построенная вместо старой деревянной церкви и впоследствии несколько перестроенная церковь Святых Захария и Елизаветы в Ряпина в своей архитектуре и сейчас сохраняет многие присущие ампиру элементы и формы, то в Покровской церкви в Нина наряду с типичными приемами классицизма уже наблюдается робкое включение элементов романтического (в данном случае неоготического) декора. Подлинным украшением церкви в Нина является богатый иконостас в стиле рококо, перенесенный сюда из какой-то другой церкви.
С общероссийскими традициями развития архитектуры историцизма тесно связаны монументальные постройки больших городов Эстонии. К ним относится в первую очередь сооруженный в 1900 г. по проекту уже упоминавшегося в связи с ансамблем Пюхтицкого монастыря  академика архитектуры М. Т. Преображенского собор Александра Невского в Таллинне на Вышгороде. Не вписавшийся в архитектурный ансамбль Старого города, несший в своих формах и декоре большую политическую нагрузку, пятиглавый храм был возведен в традициях позднего проявления академического направления, господствовавшего на рубеже веков «русского стиля», опиравшегося на образцы московской архитектуры  XVII  в.
За несколько лет до освящения таллиннского собора Александра Невского в Нарве было закончено строительство .монументального трехпрестольного храма. Как и многие другие нарверхие постройки того периода, собор Воскресения Христова был построен при инициативе и при финансовой поддержке большого покровителя искусств владельца ткацкой фабрики барона Штиглица. Возведенный по проекту архитектора П. В. Алиша, храм является единственным такого рода сооружением в Эстонии. Одноглавая, с небольшой колокольней над входом, с шлемовидными куполами и тщательно выполненной полосатой кладкой стен постройка выражает одно из эклектических направлений второй половины  XIX  в.— т.  н.   «византийский  стиль».
Возведение крупных монументальных храмов продолжалось в Эстонии и в начале XX в. В 1915 г. в Тарту была закончена церковь Александра Невского. Считающийся автором проекта тогдашний архитектор Рижской епархии В. И. Лунский в этой постройке позволил себе отойти от традиционных для большинства подписанных им ранее проектов шаблонности и копирования. Новый храм представлял собой оригинальную постройку, в которой органично сочетаются элементы модерна и «русского стиля», заимствованного из древнего владимиро-суздальского зодчества. Стоящая на высоком подклете, с множеством маковок-луковиц, с высоким сквозным крыльцом вместо монументальной колокольни церковь благодаря удачным пропорциям ступенчато нарастающих боковых объемов и умеренному декору занимает место в ряду лучших образцов церковной архитектуры того периода.
Наряду с построенными по типовым или близким к типовым проектам деревенскими церквами бесспорного признания заслуживают и возведенные в конце XIX в., с разницей всего в несколько лет, храмы в Хаапсалу, Нарва-Йыэсуу, Юуру, Тойла-Ору, весьма различные в стилистических и композиционных решениях.
Все многоообразие как перечисленных здесь, так и оставшихся за пределами этого беглого обзора православных церковных построек в Эстонии при углубленном изучении позволит проследить архитектурные связи и влияния российской церковной архитектуры, их трансформацию в местных условиях. Подобное знание наряду с исследованием архитектуры поместий, промышленной архитектуры и другого зодчества позволит в комплексе проследить и исследовать целостную картину развития эстонского зодчества в послепетровский   период.