Белокаменные страницы (часть 2)



Продолжение. Начало статьи - читать.

«Срублен бысть городок  на  Волге...»
Главная наша речная артерия — Волга врезается в толщу карбонатных пород в районе Старицы. Наличие в окрестностях города близко к поверхности залежей белого известняка способствовало развитию здесь монументальных сооружений.
Старица, удобная для сообщений с другими районами страны, пережила расцвет при Иване Грозном, который сделал ее своей резиденцией с 1579 по 1581 г., к концу Ливонской войны. В это время Старица быстро строится. Возведенный в ней кремль сравнивали с Московским. Между ними было много общего: те же очертания, одинаковое устройство стен и башен. Отличие было одно, что Московский Кремль был кирпичным, старицкий — белокаменным.
В Старицком районе добывали известняки высокого качества — и белокаменные, и морозостойкие, принадлежащие мячковскому и подольскому горизонтам. Карьеры находились по берегу Волги и другим речкам. До сих пор находят разработки по берегам Нижней Старицы, Городенке, Холохоленке, Тьме, Итомле. До 1960 г. возле деревни Молоково в 4 км от Старицы еще действовал карьер по добыче известняка из подольского горизонта.
В настоящее время ни в одном из карьеров известняк для строительных целей не добывается. Для реставрации старинных памятников в Старицу, как и в другие города, завозят известняк из Крыма. Крымские известняки же очень низкого качества и совершенно не пригодны для нашего сурового климата в связи с низкой морозостойкостью. Отсюда плачевные результаты реставрации — не успеют восстановить, как начинается разрушение.
Старицкое городище возникло на высоком холме, омываемом с одной стороны Верхней Старицей, с другой — Волгой. Первое упоминание о Старице мы находим в Тверской летописи: «6805 (1297 г.) лето срублен бысть городок на Волге, ко Зубцову, на Старице». На узком длинном мысу и находилось крепостное городище, которое с юга и запада было   опоясано    земляным    валом.    Крутые склоны холма (до 70°) были выложены блоками белого камня. Центральной частью крепости являлся кремль, обнесенный деревянной стеной протяженностью 1300 метров, при высоте 4 и ширине 3 метра.
Но использование белого камня здесь началось гораздо раньше. По Старицкому району разбросаны древние сторожевые и могильные курганы, которым насчитывается более четырех тысяч лет. Археологи в 1967 г. в одном из курганов Иверовской группы обнаружили белокаменный саркофаг с останками мужчины. Саркофаг хранится в Тверском историко-архитектурном  и  литературном  музее.
Старица входила во владения Тверского княжества, соперника Москвы. Московские князья неоднократно пытались завладеть городом. Удалось это только в 1375 г. Дмитрию Донскому. В результате этой распри Старица была разорена, но через некоторое время она опять отошла к Твери. В 1482 г. город вторично присоединили к Московскому княжеству. По духовной Великого князя Московского Ивана III, Старица была отписана в удел его младшему сыну Андрею Ивановичу, который  принял  титул  князя  Старицкого.
При князе Андрее начинается большое строительство. Напротив кремля на противоположном берегу Волги восстанавливается Успенский монастырь. В нем возводится белокаменный собор и другие постройки. Укрепив власть, Андрей стал требовать себе новых земель, а получив отказ, собрал войско и повел его к Новгороду с целью объединиться с новгородцами. Москва на перехват высылает большую рать. Встретившись, оба войска остановились, не решаясь на сражение. Поддавшись уговорам воеводы И. Ф. Телепнева-Оболенского, Андрей едет в Москву на переговоры. Вместо этого князя заковали в кандалы и в тюрьме уморили голодом. Сыну его Владимиру оказавшиеся у власти князья Шуйские возвратили удел только в  1540  г.
Владимир Старицкий был фигурой, вокруг которой формировалась боярская оппозиция. Но сам Владимир долго ладил с царем Иоанном Грозным, принимал участие в покорении Казани. Однако Владимир никак не соглашался признать наследником престола царевича Дмитрия. В 1569 г. Иван Грозный вызывает Владимира в Москву, где его казнят вместе с семьей. Мать его Ефросинью сослали в Кириллов монастырь на север, а затем утопили в Шексне. Род Старицких перестал существовать. Царь берет город «на себя» и делает его опричным.
В конце Ливонской войны, которая длилась 25 лет, начиная с 1558 г., царь Иван Грозный выбирает Старицу своей резиденцией, подолгу живет здесь. В ней он принимал папского посла Анатолия Посевина. Посол был поражен величественными архитектурными сооружениями города. Это по приказу Грозного кремль обнесли каменной стеной с башнями. Одним из замечательных архитектурных сооружений была Борисоглебская церковь. Она представляла собой группу из пяти восьмигранных башен, крытых каменными шатрами. Средняя башня была самая высокая и достигала тридцати с лишним метров. Вся группа из пяти шатровых храмов стояла на высоком подклете, окруженном арочной галереей. Фасады ее зодчий    покрыл    белокаменной    резьбой,    кроме того, в белокаменные стены вставлены цветные изразцы, которые оживляли это громадное сооружение, придавая ему некоторую изысканность.
Собор Бориса и Глеба возводили с 1558 по 1561 г. В это же время в Москве строится собор Василия Блаженного, но уже из кирпича. Пять шатровых куполов напоминают шатры Борисоглебского храма, что говорит о их близости. Различие применяемого материала сказалось на оформлении их внешнего вида.
Если фасады Василия Блаженного испещрены и украшены разнообразными неповторяющимися деталями, то фасады Борисоглебского храма более сдержанны по рисунку. Однако в старицком соборе было громадное изразцовое панно с изображением распятого Христа, а под карнизом центрального шатра проходил изразцовый пояс с надписью, что храм «был зачат родителем на поминовение и
в память прочим родам и сему граду на украшение и утверждение от противных супостатов и всем  христианам  во  спасение...»
Поставленный на высоком холме, увенчанный пятью стройными шатрами, он более походил на белокаменный храм город. Судьба его, как и других памятников Старицы, трагична. Шведско-польские войска в начале XVII века внезапно захватили город, забрали все что можно с собой, остальное громили и жгли. Старица после этого пришла в запустение. Уцелело немного, сильно пострадали и каменные здания, в том числе собор Бориса и Глеба. Население, оставшееся в живых, разбежалось, и, как горестно сообщает летописец, церкви  стояли   «пусты  без  пения».
При царе Алексее Михайловиче всесильный патриарх Никон распорядился начать разборку шатровых храмов Старицы, в том числе и знаменитого храма Бориса и Глеба. Но внезапно наступившая опала предотвратила сломку. Все же в 1803 г. «за ветхостью» его разобрали. На его месте в XIX веке поставили памятник, который напоминал бы о выдающемся произведении древнерусского зодчества.
Сведения об истории Старицы почерпнуты из летописи, которая велась в Успенском монастыре в течение многих столетий. К сожалению, летописный свод, хранившийся до Великой Отечественной войны в Старицком музее, пропал. Сохранились отдельные выписки  и  ссылки  из  него.
К настоящему времени наиболее древним сохранившимся сооружением  в городе является Успенский собор в монастыре того же названия. Постройка храма была закончена в 1530 г. Белокаменные въездные ворота с часовней, построенные в 1880 г., открывают торжественный ансамбль старинных сооружений не только монастыря, но и города. Собор пятиглавый, центральная глава резко приподнята над четырьмя другими, стоящими по углам. Стены собора сложены из тесаных блоков и плит мячковского известняка на известковом растворе. Размеры блоков по высоте меняются от 15 до 42 см. Пространство между внешней и внутренней стенами заполнено бутом из обломков известняка и валунов разных пород, залитых известковым раствором. Этот тип кладки, начавшийся в домонгольский период, был хорошо разработан в Суздальско-Владимирском княжестве. Затем им начали пользоваться в Московском княжестве,  он  выдержал  испытание  временем.
На левом берегу Волги, у моста, находится еще одна белокаменная церковь, посвященная Параскеве Пятнице — покровительнице торговли. Когда-то рядом здесь находилась Торговая площадь. В основании храма положен кубический четверик, который несет на себе восьмерик, увенчанный небольшой главой. По бокам к кубическому объему примыкают изящные приделы-ротонды. Основной объем церкви построен в 1750 г. Приделы-ротонды — более поздние, их строительство закончено в 1825 г. Белокаменная колоннада в дорическом стиле соединяет храм с приделами. Хорошо найденная форма поздних пристроек образовала редкий по красоте ансамбль, напоминающий небольшой монастырь. Белокаменные стены церкви сложены однородными тесаными блоками известняка размером 50x50 см. Все фигурные детали (карниз, колонки и порталы) выполнены из такого же белого известняка мячковского типа.
На этом же левом берегу Волги, на возвышенности, образованной древним земляным валом высотой в 3 — 4 м, расположен Борисоглебский собор с колокольней, который был построен в 1820—1827 гг., как бы в память о
старом соборе того же названия. Занимая свое высокое место, он доминирует над местностью и постройками. Собор решен в виде огромного куба, к которому с юга, запада и севера примыкают портики тосканского ордера. Собор построен из кирпича, снаружи оштукатурен и побелен. Верхний ярус колокольни украшен белокаменными  деталями.
Земляной вал местами прикрыт белокаменными плитами, особенно наружный откос со стороны улицы. Плиты связаны между собой тонким слоем известкового раствора. В подошву земляного вала встроены подземные склады, укрепленные белокаменными арками.
Камень для построек брали здесь же, на левом берегу Волги, в 1 км выше по течению от Старицы. Здесь был карьер, который работал до 1956 г. В забое и сейчас еще можно видеть три слоя толстоплитчатого белого известняка, каждый мощностью 0,3—0,4 м. Между слоями располагаются прослои рассланцованного рыхлого известняка с примесью  глинистого  материала.
В старое время кроме этого карьера существовало еще множество, где крестьяне выламывали ломами или кирками из слоев глыбы и на санках, называемых «кобылкой», вытаскивали из каменоломен. Каменный товар скупали купцы, который грузили на барки-унжаки и отправляли его по воде в Тверь, Ярославль, а когда началось строительство Петербурга,   белый   камень   весь   отправляли туда. В XIX веке отсюда брали камень для построек городов и сел районов Верхней Волги. Но когда в 1971 г. для ремонта Успенского собора понадобились плиты известняка, то реставраторы не нашли ничего лучшего и заказали плиты  из  Крыма.
В подножии разрушенного крепостного вала имеется много белокаменных арок. Это остатки входов в заброшенные кузницы. Архитектурно-археологическая экспедиция, начиная с 1979 г., восстановила конструктивные приемы, которые использовались при сооружении арок при входе в кузницы. Обычно арки выкладывали из очень крупных хорошо тесаных фигурных блоков. Кузницы, огибая холм, образовывали единый ансамбль. На одном из каменных блоков хозяин кузницы высек цифру «1792», которая, очевидно, означает дату сооружения арки. Еще в начале XX века здесь насчитывалось около 50 кузниц. Осталось только шесть, но и они нуждаются в ремонте.
Бывал в Старице наш великий Пушкин. С его именем связан один дом, который, хотя и в перестроенном виде, но сохранился до наших дней. Это дом купца Филиппова (ныне Дом культуры) — белокаменный красивый особняк с легкой аркой и профилированными полуколоннами на фасаде.
Его перестраивали несколько раз, но и под поздними наслоениями угадываются благородные формы классического фасада.
Белокаменный    особняк,    как    и    другие памятники,   ждет   своего   реставрационного часа... Как   же   сохранить   белокаменное   наследие сегодня? Как специалист я позволю себе дать некоторые советы тем, кто реставрирует, ремонтирует или просто заботится о памятниках нашей древней архитектуры, об ее ансамблях, ее городах. Воспользуйтесь ими, они просты, но так необходимы, чтобы сохранить белокаменные  страницы.
Белый камень — известняк как строительный материал, на многие века определивший архитектурный «белокаменный» стиль, заслужил известность благодаря своей долговечности в суровом континентальном климате. Блоки камня из соборов Владимира, прослужившие более восьми веков, почти не потеряли своей первоначальной  прочности.
Древние зодчие, не интуитивно, но, скорее, из практического опыта, строго придерживались правила: подбирали материал применительно к условиям его службы, чего не скажешь о производимых современных работах.
В настоящее время белокаменные памятники находятся в катастрофическом положении. Состояние дел таково, что даже после реставрации они разрушаются и даже более ускоренными  темпами.
Причины, приводящие к разрушению белого камня в зданиях, во-первых, связаны с глобальным изменением экологии; во-вторых, с отсутствием нужного по качеству белого камня. К ним присоединяется еще и наше невежество, порожденное структурой нашего общества.
1. Экологическая проблема обусловлена общим изменением воздушного океана. В атмосферных осадках, как правило, присутствуют слабые растворы кислот. Скапливающаяся возле стен вода по капиллярным каналам проникает в камень и за счет капиллярного натяжения поднимается до двух метров от подошвы. Главный минерал известняка кальцит, соединяясь с основанием серной кислоты, образует новый минерал — гипс. Пораженные гипсом участки превращаются в «муку», то есть становятся рыхлыми.
Чтобы ликвидировать причину разрушения, необходимо избавиться от подсоса подкисленных вод. Это делается простым сооружением отмостков с наклоном от здания. К сожалению, даже такой простой способ реставраторами не применяется.
Из рассмотренных в настоящее время зданий в сооружении отмостков нуждаются Успенский собор Московского Кремля, собор Архангела Михаила (Меньшикова башня в Москве), церковь Знамения в с. Дубровицы в Подмосковье, Дмитровский собор во Владимире,  Успенский собор в Старице.
Следует предупредить, что замазывание пораженных участков блоков белого камня цементом или кремнийорганическими соединениями себя не оправдало. Все происходит наоборот. Под цементом блоки разрушаются еще быстрее, ведь мы лишаем камень «дыхания».
2. После того как в 1975 г. был закрыт последний карьер по добыче так называемого белого известняка мячковского типа, из которого построено большинство зданий центральной и северо-восточной России, для нужд реставрации камень стали возить из Крыма. Оказалось, что крымский известняк похож на мячковский только по цвету и фактуре, но не по морозостойкости. Он начинает разрушаться после пяти, максимум пятнадцати циклов замораживания и оттаивания, тогда как мячковский даже после четырехсот Циклов не теряет  прочности.
Предупреждения специалистов, как это принято в наше время, не принимаются во внимание. Так началась еще одна печальная
страница в жизни белокаменных памятников. И что поразительно, получился какой-то абсурд: чем больше вкладывается сил и, следовательно, денег в реставрацию, тем быстрее приближается   их   уничтожение.
Этой статьей сделана еще одна попытка привлечь внимание не только к белокаменному наследию малых городов. Как видим, задача становится гораздо шире — помочь в сохранении уникальных памятников для будущего.