Древнейшая энциклопедия жизни



Территория Киргизии — своеобразный музей под открытым небом, наибольшее число экспонатов которого составляют археологические памятники. Они находятся в долинах и межгорных котловинах, ущельях и урочищах, на сыртах и альпийских лугах с перепадом высот от 500 до 4000 м над уровнем моря. Это пещеры и стоянки каменного века; погребения, поселения и каналы эпохи бронзы; курганы, наскальные рисунки, остатки городов и поселений поры античности; могильники, каменные изваяния, городища, ирригационные сооружения, места по добыче полезных ископаемых, надписи, гумбезы, минареты. Каждый из них является как бы отдельной страницей в многотомном труде по истории и культуре киргизского народа. При изучении многих вопросов древней истории археологические памятники являются основными, а зачастую  и  единственными  источниками.
На основе их исследования написана древняя и средневековая история Киргизстана, созданы многочисленные труды, в которых освещаются различные стороны жизни населения древнего  Тянь-Шаня.
Многие памятники, открытые на территории Киргизии, получили широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом. Это сирийские (несторианские) памятники письменности Пишпекского (Кара-джигачского) и Буранинского городищ, наскальные изображения Саймалы-Таша, охороно-енисейская письменность Таласа, Иссык-Кульские жертвенники, Кенкольский и Кара-Булакский могильники. Большой интерес вызвали выдающиеся сооружения средневекового зодчества Киргизии: буддийские храмы городища Ак-Бешим, Узгенские и Буранинские архитектурные комплексы, мавзолей Шах-Фазиль, гумбез Манаса, караван-сараи Манакельди  и Таш-Рабат.
Петроглифы — наскальные рисунки, особый вид археологических памятников Киргиз-стана. Среди других памятников они выделяются не только специфичностью, но своей многочисленностью и сохранностью. Находящиеся в предгорных и горных местностях, они в большинстве районов остаются пока в неприкосновенности. Наскальные изображения — ценнейший исторический источник, представляющий возможность для изучения многих вопросов быта, занятий, хозяйства, религиозных представлений, на что зачастую не дают ответов другие виды археологических памятников. В то же время они являются наиболее древними памятниками изобразительного искусства.
Наскальные рисунки Киргизии, как теперь установлено, близки по тематике и стилю аналогичным памятникам Средней Азии, Казахстана, Алтая, Южной Сибири и Монголии. Это объясняется тем, что в эпоху бронзы и особенно в начале железного века на огромных пространствах наблюдалось сходство в образе жизни, материальной и духовной культуре.
Петроглифы встречаются на стенах пещер и гротов, но сотни и тысячи изображений на носились на открытые скальные поверхности и отдельные камни, составляя огромные «кар тинные галереи». Рисунки выбивались ост рым металлическим орудием. Обычно это делалось на стороне, обращенной к солнцу, которая была покрыта «пустынным загаром» — патиной  черного  цвета.
В Киргизии, как и в других районах нашей страны, петроглифы датируются в основном г пределах от эпохи бронзы и до позднего средневековья. Однако большая часть их относится к раннежелезному веку (VII — III вв. д( н. э.). Это был период зарождения и развития на Тянь-Шане, как и на обширных просторах евразийских степей, кочевого скотоводства В прикладном и наскальном искусстве этой времени у всех кочевников преобладают изображения животных в своеобразной позе, известной под названием «скифо-сибирский звериный стиль».
Древнейшая живопись в республике от крыта пока что только в одном месте. Это пещера Ак-Чункур, которая находится в Цен тральном Тянь-Шане в бассейне р. Сары Джас на высоте около 3500 м над уровнем моря. На ее стенах и потолке еще сохранились изображения быков, козлов, человеческих фигур, змей и различных знаков. Рисунки вы полнены охрой, остатки которой найдены полу пещеры, и хранились они в роге барана Живопись пещеры Ак-Чункур предварительно датируется академиком А. П. Окладниковым эпохой неолита, и, по его мнению, здесь тогда совершались магические обряды в честь зверей и охотников. При раскопках в пещер обнаружены и каменные орудия труда VI — V тыс. до н. э.
Остальные наскальные рисунки Киргизии находятся на открытых поверхностях скал и отдельных валунах. Большей частью они рас полагаются в удобных местах: урочищах-ущельях, на перевалах. Отдельные скопления рисунков находятся в труднодоступных районах, они там как бы укрыты от взоров всех i каждого.  Это были  святилища, где совершались обряды в определенное время года, связанные с образом жизни людей того времени. Наибольшее скопление наскальных рисунков, равных которому нет в среднеазиатско-казахстанском регионе, находится в Ферганском хребте в урочище Саймалы-Таш. Эта межгорная котловина расположена на высоте 3500 м над уровнем моря. В восточной ее части находится завал, состоящий из десятков тысяч камней, вытянутый с юго-востока на северо-запад. Скальные породы различных форм и размеров покрыты плотным черным загаром, отдающим блеском. На камнях, составляющих верхний ряд завала, выбиты одиночные и групповые рисунки. Наличие этих рисунков и дало название урочищу «Саймалы-Таш», что значит «узорчатый камень». По приблизительным подсчетам, здесь находится свыше 10 тыс. изображений. Такое гигантское скопление рисунков в одном месте придает урочищу мировое историко-культурное значение.
Впервые этот поистине уникальный комплекс был открыт в начале нашего столетия, и с тех пор, особенно в советское время, он неоднократно обследовался археологами. Ему посвящено немало публикаций, но он по-прежнему остается неисчерпаемым источником сведений по древней истории и культуре не только Киргизстана, но и Казахстана, Средней и Центральной Азии.
На основе исследований, проведенных специалистами, в первую очередь А. Н. Берншта-му удалось классифицировать рисунки в хронологических рамках от II тыс. до н. э. до начала средневековья. Последующими исследованиями эта периодизация большей частью подтверждалась, уточнялись лишь отдельные ее вопросы и детали. По мнению А. Н. Берн-штама, Саймалы-Таш, эта «гигантская галерея», являлась «горным храмом», куда на протяжении многих веков приходили люди для свершения культовых обрядов в период своих общинных празднеств.
Наиболее ранняя группа рисунков Саймалы-Таша относится к бронзовому веку (II — начало I тыс. до н. э.). Она включает бытовые сцены (пахота на быках, колесницы-повозки), развитие охоты (облава, загон, преследование с собаками и др.). В большинстве случаев сцены охоты сопровождаются ритуальными танцами. Многочисленны изображения солярных знаков — солнцеголовых божеств: человек-солнце, олень-солнце, бык-солнце и т. д.
Для периода раннежелезного века характерно изображение животных в манере скифо-сибирского звериного стиля. В сценах с культовыми танцами имеются черты, которые напоминают обычаи, описанные античными авторами. В рисунках этого периода прослеживаются религиозные представления кочевников — обожествление животных и сил природы.
Последняя группа Саймалы-Ташских петроглифов—от рубежа и до VIII в. н. э.— представлена изображениями охотников с большими луками и так называемыми «планами городов».
Наскальные изображения Саймалы-Таша дают нам представление не только о быте, занятиях, хозяйстве племен периода II тыс. до н. э.— I тыс. н. э., но раскрывают нам и духовный мир людей того времени, созданные ими идеи, мифы, легенды. Саймалы-Таш — это энциклопедия древнего изобразительного искусства Киргизстана и сопредельных с ним территорий.
Другим крупнейшим районом наскального искусства является Иссык-Кульская котловина. Здесь в хребтах Кунгей Ала-Тоо и Терскей Ала-Тоо, а также на камнях в предгорной части котловины встречаются сотни и тысячи разнообразных рисунков. Особенно интересные местонахождения скоплений петроглифов сосредоточены на северном побережье озера Иссык-Куль между городами Рыбачье и Чолпон-Ата.   В  урочищах  Ак-Таш,  Тору-Айгыр, Тамчы, Чоктал, Чон-Сары-Ой, Чон-Кой-Суу находятся валуны, вынесенные из горных ущелий на равнину. На десятках и сотнях этих валунов древними художниками выбиты изображения различного вида животных и сцен из жизни ранних кочевников. Это козлы с круто загнутыми к спине и спиралевидными рогами. Многие из них изображены в движении. Распространены и рисунки оленей с древовидными и ветвистыми рогами. Часто встречаются сцены охоты: пешие и верховые охотники с луками преследуют диких животных. Имеются сцены охоты с собаками, нападения хищников на животных. Многочисленны изображения всадников на лошадях и верблюдах, рисунки отдельно лошадей и верблюдов. В ряде мест встречается изображение солярных знаков: круг, обозначающий солнце, человек-солнце и козел-солнце. Большая часть этих и других рисунков Иссык-Куля выполнена в манере скифо-сибирского звериного стиля и датируется VII — III  вв. до н.  э.
Уникальное скопление наскальных рисунков находится в районе Чолпон-Атаи, прилегающей к нему местности. На базе сохранившихся камней с рисунками, по инициативе Киргизского добровольного общества охраны памятников истории и культуры, здесь создается археолого-этнографический музей под открытым небом. На сотнях камней этого района имеется по одному-два и более рисунков животных: козлов, архаров, оленей, быков, лошадей, верблюдов, собак, барсов, волков, а также различных сцен из жизни людей того времени. На ряде камней можно проследить изображения животных, выполненных одним и тем  же художником.
Есть камни  с  многофигурными  композициями животных и охоты на них. Так, обращает на себя внимание огромный валун, поверхность которого на площади 2x4 м сплошь занята рисунками. Центральное место в этой композиции принадлежит группе из пяти козлов, которые изображены в нижней ; половине камня. Тулова козлов орнаментированы спиралями, уголками и прямыми линиями. Верхняя часть камня занята другой сценой. Она состоит из хищников, крупных размеров животного и двух охотников с луками. Эта сцена перекрывает более ранние изображения, контуры которых едва заметны. Все рисунки на рассмотренном камне и особенно козлов даны в лучших традициях скифо-сибирского звериного стиля.
Другое скопление камней с рисунками находится рядом с Чолпон-Атой к северу от с. Долинка. Здесь насчитываются около тысячи рисунков, изображающих диких и домашних животных и сцены занятий древних кочевников. Все рисунки аналогичны Чолпон-Атинским и датируются  I  тыс.  до н. э.
Среди этого местонахождения наскальных рисунков следует выделить огромный валун, две стороны которого были заняты изображениями животных. На южной стороне из-за разрушенности поверхности камня рисунки почти не заметны, а на восточной сохранились великолепные изображения двух оленей. Они показаны идущими друг за другом, вслед за ними бежит собака. Длина фигур 64 х 65 см, высота от копыт до кончиков рогов 174 х 176 см. Фигуры оленей полны грации, экспрессии и реализма. Подобное изображение оленей пока единственное в наскальных рисунках, открытых на территории республики. Выполненные на высоком профессиональном уровне, они относятся к числу шедевров древнего изобразительного искусства Киргизстана.
Многочисленные наскальные изображения выявлены в Центральном Тянь-Шане в бассейне реки Сары-Дажас, на Иссык-Кульских сыртах и вдоль южного побережья озера в бассейнах рек Каракол, Джуука, Чичкан, Джаргылчак, Барскоон, Тон, Ак-Терек, на горе Алабаш и других местах. Особенно примечательны рисунки горы Алабаш. Это изображения козлов, архаров, оленей, лошадей, верблюдов, людей, сцен охоты с луком и собакой. Здесь, в отличие от других мест, почти все рисунки выполнены в скифо-сибирском зверином стиле. Особенно поражают реализмом миниатюрные изображения животных и сцен охоты  на них.
Повсеместно распространены наскальные рисунки на Тянь-Шане: в Сусамырской, Джумгальской, Кочкорской, Атбащинской, Арпыинской, Тогуз-Тороусской долинах, в бассейне реки Нарын и ее притоков. Из петроглифов на Тянь-Шане следует выделить недавно открытые К. И. Ташбевой изображения в урочище Жапырык к югу от озера Сон-Куль. Здесь на камнях выбиты рисунки козлов, лошади, лося и водоплавающих птиц. Причем изображения лося и водоплавающих птиц на территории Киргизстана обнаружены впервые. Все рисунки отличаются совершенством исполнения как птиц, так и фигур животных, и нанесены опытной рукой искусного мастера. Примечательно то, что лось не характерен для фауны Тянь-Шаня и его наличие в рисунке этого района является одним из свидетельств историко-культурной связи племен  Киргизстана с Южной Сибирью.
Много петроглифов в долинах Чаткал и Кетмень-Тюбе. В горах, обрамляющих Кет-мень-Тюбинскую долину, выделяется местонахождение Чаар-Таш — «рябой камень», обнаруженное И. Кожомбердиевым в 1970 г. Здесь насчитано около 1000 рисунков различных сюжетов в основном на темы, связанные с кочевым образом жизни населения Кетмень-Тюбе и прилегающих к нему территорий.
Чаар-Таш пока крупнейшая «картинная галерея» в северо-западном Тянь-Шане, являвшаяся, по-видимому, одним из святилищ древних племен, обитавших в данном районе в I тыс. до н.  э.
Богата петроглифами и Алайская долина, зафиксированы они и в отрогах Туркестанского хребта, на горе Сулейман-Тоо в г. Ош, у с. Араван, в урочище Айрымая-Тоо. В последних двух местах изображены прекрасно исполненные фигуры лошадей. Это является одним из подтверждений сведений письменных источников, что данный район Ошского оазиса являлся одним из центров разведения высокопородистых лошадей в I тыс. до н. э., широко известных  на  Востоке.
Удивительные по значимости петроглифы открыты в Таласской долине. Среди наскальных рисунков этого района, изображающих быков, архаров, оленей, кабанов, бычков, медведей, есть животные, которые не встречаются в петроглифах других мест Киргизии, а известны только для Саяно-Алтая. Талас — второй после Саймалы-Таша район, где были обнаружены рисунки бронзового века.
Прослеживается интересная закономерность: во многих местах, где имеются наскальные рисунки, встречаются и могильники I тыс. до н. э. и более поздних периодов. В Таласской долине, недалеко от Ур-Маральского местонахождения наскальных изображений эпохи бронзы, располагаются и захоронения этого же периода. Материалы из раскопок древних погребений, особенно предметы прикладного искусства, помогают в датировке наскальных рисунков.
Массовое распространение петроглифов на территории Киргизии свидетельствует об ее исключительном богатстве памятниками древнего изобразительного искусства. Ценность наскальных изображений заключается не только в том, что они являются важнейшими источниками по истории и культуре древнего Киргизстана, но и что это источники особого рода. Как памятники изобразительного искусства петроглифы зримо и в конкретных образах показывают нам картины жизни далеких предков киргизского народа.