Древний Радонеж



В Радонеже прошли годы юности Сергия Радонежского. Около 1342 г. им был основан Троицкий «в Радонъже» монастырь, получивший название благодаря своему расположению на землях одноименного княжества. Современникам Сергия было присуще восприятие Радонежа не только как княжества, но и как некоей культурной области. В летописной повести, возникшей на рубеже XIV и XV вв., говорится: «Живяше же въ его (князя Владимира Андреевича) области и странъ въ нарицаемьй въ Радоньжь, въ его предълъ, въ его отчинъ... мужъ святъ старецъ преподобенъ именем Сергш, игуменъ мнозш братш, отйцъ многымъ монастыремъ». Подобное восприятие родины Сергия Радонежского возникло не случайно. В истории Радонежа не только отражались формы хозяйственного уклада, социального устройства и общественного сознания русского Северо-Востока, но активно протекало их взаимодействие, в ходе которого рождалась самобытная культура Московского княжества. На землях Радонежа сформировалось органическое единство всех сторон русской культуры XIV в., единство, которое дало ей силы на века.
Вид с колокольни Преображенской церкви на с. ВоздвиженскоеЭтот исторический опыт может стать критерием для развития культуры будущего лишь в том случае, если памятники и историческая среда Радонежа будут сохранены. Достоянием памяти должны стать не только формы архитектуры, градостроительства, расселения, земледелия," но и те устроительные начала, которые пронизывали все стороны жизни древнерусской эпохи и обеспечивали гармоническое взаимодействие природы и общества.
Экология культуры охватывает два круга проблем. Первый - изучение памятников в контексте породившей их эпохи. Второй - жизнь памятника в современном мире. Место Радонежа в культуре ранней Москвы, кратко охарактеризованное выше, уже рассматривалось автором. Второй же круг проблем является темой настоящей статьи.
Оба эти круга проблем взаимосвязаны: роль Радонежа в синтезе московской культуры предопределяет и его место в современной культуре. В этом отношении симптоматично, что представления, которые мы теперь, определяем термином «экология культуры» зародились в стенах Троицкой лавры. В работе «Троице-Сергиева лавра и Россия», написанной в 1919 г., П. А. Флоренский, говоря о будущем с убежденностью ученого и интуицией поэта, назвал Троицкую лавру и весь Радонежский край «живым музеем России».
Период, прошедший со времени написания работы П. А. Флоренского, ясно свидетельствовал о том, как далеко реальность может отклониться от оптимальной траектории культурной преемственности. В то же время этот период показал, что реальность рано или поздно возвращается к этой траектории. В настоящее время в общественной ситуации отчетливо проявляется интерес к задачам комплексного сохранения культурного наследия и исторической среды. Причины этого явления хорошо известны. Резкое расширение технических возможностей и последовавшие за ним деформации в социальной сфере обнажили невидимые обычно нити культуры, которые обеспечивают доброкачественное развитие общества. Ясно обозначившаяся перспектива бездуховности заставила обратиться к традиционному опыту прошлого. Художественному зрению людей открылся мертвенный колорит, отмечающий те широты этического пространства, за которыми размывается понятие личности. Это научило ценить тепло старых полотен, историческую насыщенность пейзажа, человеческую реальность, свойственную бессмертным прозрениям иконописи.
Однако насколько велик общественный интерес к целостному воссозданию исторической среды, настолько мало сделано в этом направлении в практической области. Достаточно самого беглого знакомства с существующими музеями-заповедниками и охраняемыми территориями, чтобы прийти к выводу: до сего времени русские средневековые ландшафты специально не охраняются. Исторические ландшафты входят в зоны охраняемого ландшафта древнерусских городов, музеев-усадеб, памятников архитектуры, заказников, национальных парков. Однако охраняются они главным образом как фон архитектурных сооружений или часть природных комплексов. За рамками охраны, таким образом, оказывается громадный пласт древностей. В качестве исключения можно назвать находящиеся в стадии проектирования заповедники на Соловецком архипелаге, в Старой Ладоге и Старой Рязани. Если положение в этой области не изменится, то местности, драгоценные для отечественной истории и культуры, будут разрушены в результате неконтролируемой хозяйственной деятельности, а эколого-культурный подход к древнерусскому наследию останется лишь декларацией.
Вот почему так важно в наши дни создать эталонную территорию, на которой была бы обеспечена жизнеспособность исторического ландшафта, отработана методика выявления памятников и налажена их охрана, органически сочетающаяся с хозяйственным и социальным развитием. Именно такая цель и была поставлена в проекте зон охраны Радонежа .
Округа Радонежа дошла до нашего времени почти в первозданном виде. Произошло это во многом благодаря тому, что Северная железная дорога, проложенная в 1862 году, оставила село Городок в стороне. Трудно поверить, но и сегодня можно пройти лесами, вдоль полу-зэросшей колеи, по которой в XIV в. к Радонежу вела главная дорога Московского княжества. К концу третьего километра пути лес расступается и посреди обширной равнины загорается золотом купол колокольни. Вслед за тем открывается вид на Преображенскую церковь, валы городища и село Городок, сохранившееся на месте Радонежа.
Приметы древнего города, разоренного в Смутное время, не совсем изгладились. Особенно явственно они проступают при взгляде на окрестности села с колокольни Преображенской церкви. Река Пажа, протекающая у подножия церковного холма, огибает городище. Перед ним - луг Подзацерковь с изумрудной зеленью по дну пересохших стариц. По лугу проходит древняя дорога из Москвы. В глубине, там, где она выходит к Паже, виднеется Заречный луг, обрамленный рощей. Левее окаймляющая всю линию горизонта стена леса приближается к Паже. Золотые кроны берез и осин и темно-зеленые ели ярусами поднимаются к вершине Марьиной горы. В южном направлении взгляд проникает сквозь синюю дымку вплоть до сосновой гряды, возвышающейся у слияния Пажи и Вори. На переднем плане - Афанасово поле. За ним белоснежная ротонда церкви села Воздвиженского. А на северо-востоке, за околицей села, перспективу замыкает летописная гора «над Радонежемъ». Открывающийся пейзаж так органично и тонко проработан резцом истории, что при виде его невольно Вид на преображенскую церковь в с. Городак из-за р. Пажиохватывает ощущение реальности древнего Радонежа, оставившего на этой земле свой неизгладимый след.
Окрестностям села Городок свойственна одна особенность, которая выделяет их среди других подмосковных ландшафтов. Эту особенность почувствовал К. С. Аксаков, писавший о Радонеже в 1857 г.: «На немъ лежитъ какой-то особый видъ тишины и уединешя; точно, Богъ знаетъ въ какой глуши, и так хорошо и тихо становится на душь. Перед глазами нашими, за близкой околицей опять поле и опять льса. Так тихо и далеко. Так хорошо! Миръ и просторъ». Подобное чувство рождается и сегодня при взгляде на унизанные стогами и оттого приобретающие особую пространственную глубину Городецкие поля. Но в полной мере величие и умиротворенность Радонежа можно ощутить, обозревая местность с Радонежской горы. Вся равнина с церковью, селом, дорогами и лесами на противоположном берегу Пажи просматривается почти с птичьего полета. Село Городок кажется небольшим на фоне этой панорамы и воображение легко достраивает на его месте картину древнего города, какой ее могли видеть путники, двигавшиеся от Троицкого монастыря.
Гармонический облик Радонежа обусловлен его природными особенностями и историческим развитием. Характер ландшафтов здесь издавна определялся тремя природными зонами, отличавшимися по своему рельефу и геологическому происхождению. Моренная возвышенность, охватывающая пространство вплоть до Троицкого монастыря, моренное плато, простирающееся в южном направлении, и долины рек - Пажи и Вори - смыкаются у Радонежа как бы для того, чтобы сообщить местности редкое разнообразие. Исследования, проведенные Ботаническим садом МГУ, позволили выделить участки лесов, отражающие коренную растительность, которая была свойственна этой территории в древности". На возвышенности преобладали дубравы и липово-еловые леса, на плато - ельники, на песчаных почвах по берегам Вори и Пажи - сосново-еловые леса, а в поймах - ольшаники. Реликтовые участки дубрав сохранились к северо-востоку от с. Городок до сих пор. По преданию, здесь некогда существовало святилище Белые Боги, расположение которого было обусловлено тем, что дубравы издавна почитались славянами. Несмотря на многочисленные рубки, радонежские леса примерно на треть сохранили свой древний породный состав, что свидетельствует об удивительной устойчивости ландшафтов. Восстановить естественное равновесие, свойственное природным комплексам,- одна из целей проекта зон охраны.
Заселение окрестностей Радонежа началось в XIII в., а столетие спустя на холме, глубоко вдающемся в долину реки Пажи, возникла крепость Радонежа. К востоку от укрепления, на равнине, располагался посад, выросший из села Радонежского, впервые упоминаемого в духовной грамоте Ивана Калиты 1336 г. Центральная часть посада ныне занята селом Городок, южная - охватывает Афанасово поле, а северная - Морозовское поле. Раскопки показали, что под распаханным верхним культурным слоем сохранились остатки построек и ремесленных производств, целых кварталов города.
По преданию, до разорения города в Радонеже было 7 церквей и 2 монастыря. В крепости располагалась церковь Рождества Христова. «Житие Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым около 1418 г., содержит известие о том, что отец Сергия Кирилл, «отъехав» из Ростова в Радонеж, «переселился близ церкви, нареченные въ имя святого Рождества Христова». Преображенская церковь, основанная в центре посада, была возобновлена в 1617 г. архимандритом Троицкого монастыря Дионисием и келарем Авраамием Палицыным. В 1800 г. на ее месте была построена деревянная церковь, а в 1840 г.- ныне существующая, каменная. Место третьего храма связано с возвышенностью в северной части Афанасова поля, которую старожилы именуют «Погостом». Писцовая книга сообщает о нем: «Погост близко... Городка Радонежского а на погосте церковь Афонасея Великого стоит без пениа». В середине XIX в. сохранялось воспоминание еще об одной церкви, которую предположительно можно помещать в центре села, там, где в XVI - XVII вв. находился перекресток дорог. В XVII в. центр управления радонежскими землями переместился в село Воздвиженское. через которое была проложена новая Переяславская дорога. В начале 1620-х гг. в Воздвиженском был построен путевой дворец. Во время походов московских государей на богомолье он служил последним «станом» перед Троицким монастырем. С Воздвиженским связаны драматические события, предшествовавшие приходу к власти Петра I. В 1682 г. здесь по приказу царевны Софьи были казнены князья Иван и Андрей Хованские, а в 1689 г., потерпев поражение в борьбе за престол, сама Софья из Воздвиженского была отправлена Петром в заточение. На Поклонной горе, между селом Воздвиженским и Троицким монастырем, на месте древней деревянной часовни, посвященной Стефану Пермскому, в XVII в. была построена каменная шатровая часовня «Крест». В 1612 г. близ нее войско К. Минина и Д. Пожарского получило благословение на освобождение Москвы . Разрушение этого памятника в 1932 -1935 гг. обеднило архитектурный облик Радонежа.
Крепость РадонежаЭкспедицией исторического факультета МГУ в 1976 - 1984 гг. в Радонеже было выявлено более 200 памятников XIII - XVII вв., в том числе 84 селища, а также могильники, дороги, пруды и другие сооружения.
Наиболее ранние письменные источники, относящиеся к радонежским землям, были составлены в Троицком монастыре при преемнике Сергия игумене Никоне Радонежском в начале XV в. Большой интерес представляет межевая книга 1542/1543 г., созданная в эпоху расцвета города", а также описания, возникшие после передачи в 1617 г. «Городка Радонежа» Троицкому монастырю.
Связующим звеном между письменными и археологическими свидетельствами стала устная традиция25. Результаты опросов старожилов превзошли все ожидания, открыв богатейшую топонимическую систему, которая сохранила до наших дней названия 450 угодий и урочищ. С помощью устной традиции, данных Генерального межевания (1768 г.) и других источников межевые описания 1680 и 1684 гг., а затем и 1542/1543 г. были локализованы, а селения, известные по писцовым книгам, идентифицированы с селищами, выявленными археологически. Применение такой методики позволило детально отразить памятники на историко-опорном плане и поставить на более точную основу последующие стадии проектирования.
Дороги Радонежа - своего рода путеводные нити, помогающие увидеть местность приблизительно такой, какой ее воспринимали в прошлом. Межевая книга 1542/1543 г. сохранила древние названия «больших дорог», расходившихся от центра удельного княжества. На север от Радонежа, по правому берегу Пажи, вела дорога на Хотьков монастырь. По левому берегу шла «Инобожская дорога», соединявшая город с Инобожской волостью соседнего Дмитровского княжества. По имени радонежской волости Тешилово получила название «Тешиловская» дорога. В юго-восточном направлении пролегали дороги на Стромынский монастырь и «городок» Шерну. Главным же трактом, проходившим через Радонеж, был «великий и широкий путь все-людский» (так назвал его Епифаний Премудрый) из Москвы в Переславль и Ростов. Переяславский путь, сохранившийся до наших дней, и долина реки Пажи - две главные исторические оси, определившие конфигурацию охранной зоны.
С XV - XVI вв. почти не изменили своих границ поля, окружающие с. Городок, и большая часть лугов. Скрытые среди приречных лесов и лежащие в стороне от больших дорог, луга Радонежа - один из наиболее архаичных элементов его ландшафта. Пожалуй, ни о чем не вспоминают старожилы столь охотно, как о своих покосах: «лугах», «калигах», «халугах». В 1920-е гг., когда размеры крестьянских наделов расширились, практически все исторические луга были расчищены под покосы. Сегодня же около половины из них заброшено или застроено, хотя хозяйства остро нуждаются в угодьях. Впрочем, вблизи села Городок и теперь устраиваются большие покосы. В эти дни, которые приходятся на конец июня и совпадают с праздником Троицы, Радонеж оживает, приобретая свой традиционный колорит.
Установление с помощью археологии мест, на которых располагались древние храмы и селения, показало, каким тонким знанием ландшафта обладали их основатели. Трудно представить все богатство визуальной композиции Радонежа в тот период, когда существовали церкви Рождества Христова, Афанасия Великого и другие, еще неизвестные нам архитектурные доминанты. Сегодня лишь отдельные мелодии напоминают о некогда существовавшей симфонии зрительных впечатлений31. Градостроительная композиция Радонежа формировалась под влиянием представлений об организации пространства, которые сложились в XIV в. в Троицком монастыре.
В их основе лежало понимание религиозно-нравственной ценности «Бого-зданного» мира, проявляющейся в красоте девственной природы и произведений человеческих рук. Основание храма или селения, любая форма устроения земли мыслилась как узнавание «Божественного смысла» природы, тех вечных начал, которые роднят человека и окружающий его мир. В этом заключались истоки гармоничности ландшафтов Радонежа.


Радонежское городищеСостояние памятников Радонежа к началу 1960-х гг. было удручающим. В письме, опубликованном в газете «Советская культура» в феврале 1966 г., Леонид Леонов, Сергей Коненков и Павел Корин с возмущением писали: «В самой церкви размещен склад грязной соли местного колхоза, тут же селитра и мазут на белокаменном полу, хотя в этой церкви в 1959 г. были обнаружены художественные и исторические ценности, восходящие ко времени Дмитрия Донского. Рядом построен свинарник... Мусор и кучи навоза придвинулись вплотную к крепостным воротам... и стенам церкви». «Памятники Радонежа,- отмечали далее авторы письма,- беспредельно дороги русской истории, и мы не имеем права допустить их гибели. Радонеж должен стать заповедным местом... для чего следует обозначить границы охранной зоны, освободить от склада церковь и провести восстановительные работы и вообще сделать весь этот историко-мемориальный комплекс филиалом Загорского музея-заповедника». В марте 1966 г. Мособлисполком дал указание перенести на другое место скотный двор, отремонтировать здание церкви и запретить захоронения на кладбище. Первые два пункта были выполнены, чему в немалой степени способствовали усилия общественности, и в частности энтузиаста охраны памятников Радонежа скульптора Ф. Ф. Ляха. К сентябрю 1968 г. реставрация церкви, осуществленная Московской патриархией, была завершена. В 1971 г. церковь была передана Загорскому музею, который на следующий год открыл в ней выставку «Древний Радонеж» (автор Л. М. Спирина) . К 1975 г. был демонтирован скотный двор, а в 1976 г. к селу Городок подведено шоссе.
Инициаторы организации музея «Древний Радонеж» сознавали, насколько важно сохранить его уникальные окрестности, и по их инициативе в 1977 г. президиум Центрального совета ВООПИиК принял решение о необходимости разработки охранной зоны и создания в Радонеже заповедника. Эта мера, однако, не была реализована своевременно. Между тем фронтальное наступление на ландшафты Радонежа уже началось. В 1970 - 1972 гг. окрестности с. Воздвиженского были искажены карьерами вдоль строившегося тогда нового Ярославского шоссе. Это повело к утрате древнейшего поселения славян Гольневского. Непоправимый урон природному богатству нанесли рубки Загорского лесхоза. Были уничтожены реликтовые дубравы и ельники, обезображено селище Дюденево XIV в., на протяжении 2 км рубкой и корчевкой сметена с лица земли Старая Переяславская дорога, по которой шли русские войска на Куликово поле. До сего времени здесь ведутся «показательные рубки» для иностранных специалистов. В 1979 - 1982 гг. в районе Радонежа без согласования с органами охраны памятников было отведено и вскоре построено 22 поселка (коллективные садоводства), насчитывающие 2,5 тысячи домов. Под участки вырублено 100 гектаров леса, в основном лесопарков. В результате были разрушены памятники археологии и природы XIVr - XVII вв.. искажены долины рек, застроена заповедная территория, соединявшая ансамбль Хотькова монастыря с округой Радонежа. В непосредственной близости от с. Городок были размещены поселки Орбита, Дубки, ВНИИЛМ. И наконец, пренебрегая категорическим возражением Министерства культуры РСФСР, напротив музея «Древний Радонеж», в зоне памятника, был построен поселок «Подмосковье», вследствие чего снивелированы часть Радлнежского посада и селище Гусинцы XIV - XVI вв. Такова была ситуация, когда в 1982 г. началась разработка проекта зон охраны.
Целью проекта явилось создание условий для обеспечения надежной охраны памятников и исторической среды, установление режимов ограниченной хозяйственной деятельности и поиск оптимального сочетания охраны и хозяйственного развития.
В проекте были определены территория памятника, охранная зона, зона охраняемого ландшафта и регулирования застройки. Их общая площадь составила около 8 тысяч гектаров. В охранную зону вошел сложный культурно-экологический комплекс, сформировавшийся на протяжении 9 столетий. Это поля и луга, примыкающие к памятникам Радонежа и Воздвиженского, определяющие бассейны их видимости, а также ценные лесные массивы. В охранную зону, кроме того, были включены земли в районе деревень Корось-ково, Новосёлки, Лешково и Голыгино, берущих начало от поселений XIII - XVI вв. и являющихся важными элементами структуры расселения.
Общий анализ территории в связи с отраслевыми схемами развития хозяйства и районными планировками Загорского и Пушкинского районов показал, что экономическая необходимость размещения в зонах охраны Радонежа новых промышленных объектов отсутствует. Ведение сельского хозяйства в целом способствует сохранению исторического ландшафта, тем более, что центральные усадьбы совхозов, обрабатывающих радонежские земли («Хотьковский» и им. Жданова), находятся за пределами зон. Для развития сельских производственных центров были определены зоны регулирования застройки. Они были закреплены генпланом пос. Репихово и проектом застройки д. Морозово, что позволило тактично вписать новые одноэтажные дома усадебного типа в исторический ландшафт. В целях музеефикации и регламентации развития исторических сел Городок и Воздвиженское было предложено разработать Вид на Преображенскую церковь 1840 г. и часть посада радонежаспециальные генпланы. В области лесного хозяйства проектом были запрещены сплошные и проходные рубки и намечен перевод лесохозяйственных кварталов в категорию лесов научного и исторического значения. Запрещено также строительство новых коллективных садоводств, которые должны размещаться в соответствии со специальными схемами на бросовых землях. Относительно садоводств «Подмосковье», «Орбита». «Дубки» и «ВНИИЛМ» единственным научно обоснованным решением является их вывод с территории зон охраны. Проблему размещения пионерских лагерей способна ршить разрабатываемая в настоящее время схема зоны детского отдыха.
Таким образом, проектное решение доказало реальность выполнения режимов хозяйства, необходимых для охраны памятников. Обобщая на заседании Градостроительного совета ГлавАПУ Московской области значение утверждаемого проекта Зон охраны Радонежа, председатель Градостроительной комиссии ЦС ВООПИиК А. В. Ганешин подчеркнул: «Радонеж - первый случай, когда территория такого ранга ценности является живым организмом. Здесь можно достичь высокого культурного уровня хозяйственной деятельности на землях, имеющих большую историческую значимость».
Для проведения проекта в жизнь в 1983 г. Центральный совет ВООПИиК взял под контроль землеотводы в южной части Загорского района, а в июне 1983 г. эскизный вариант зон охраны был одобрен ГлавАПУ. В мае 1985 г. вышло решение Мособлисполкома «О сохранении и восстановлении исторического ландшафта в проектируемых охранных зонах древнего города Радонеж», в котором была намечена программа охраны Радонежа как единого заповедного района.
Однако, несмотря на принятые меры, нарушения законодательства об охране памятников продолжались. В Воздвиженском, в зоне памятника, было намечено возвести 25 коттеджей, что привело бы к полному искажению облика центральной части охранной зоны. Производственный комплекс был посажен на территории памятников «Стрелецкие могилы» и селище Воздвиженское-3. Подобное «комплексное переустройство» села пренебрегало не только охраной памятников, но и элементарным здравым смыслом, поскольку коттеджи были спроектированы на трассе подземных коммуникаций. Когда последнее выяснилось, под строительство решили отвести находившиеся рядом приусадебные участки жителей села. В этих условиях сход жителей с. Воздвиженского высказался против строительства. Осенью 1985 г. Мособлисполком дал распоряжение не вести работ до утверждения зон охраны, однако директор совхоза решил поставить всех перед фактом начавшегося строительства. Тогда в декабре 1985 г. председатель уличного комитета села, бывший учитель, С. В. Елизаров и другие жители вышли навстречу грузовикам и не дали сгружать строительные блоки. Во многом благодаря этому вопрос был решен в соответствии с законодательством: после утверждения зон охраны Радонежа производственный центр совхоза было решено разместить за их пределами.
Не менее остро угроза существованию зон охраны Радонежа возникла в результате новых незаконных отводов земли под коллективные садоводства, и в частности отвода участка для Московского института автоматической аппаратуры между Воздвиженским и Городком..


12 июня 1986 г. Мособлисполкомом были установлены зоны охраны Радонежа. Значение этого решения, утвердившего заповедные режимы землепользования на обширных территориях, трудно переоценить. В то же время при всей важности этой меры с юридической точки зрения, она недостаточна для того, чтобы обеспечить фактическую охрану трехсот памятников Радонежа.
Подобную задачу способен решить лишь государственный историко-культурный заповедник «Древний Радонеж» с дирекцией и штатом сотрудников. С образованием подобного заповедника в непосредственной близости от Москвы возникнет не имеющий аналогов живой музей ландшафтов раннемосковской Руси, который станет одной из жемчужин «Золотого кольца России».
Заповедник будет сочетать охранные, научные, реставрационные и музейные функции. Для этого уже имеется прочная основа. С 1976 г. археологическая экспедиция непрерывно ведет здесь свои исследования. Интерес археологов к Радонежу вызван тем, что на окружающие его земли Загорского и Пушкинского районов приходится около десятой доли подземельных грамот Северо-Восточной Руси XIV - XV вв.: уникальный корпус источников по землевладению и хозяйству, расселению и быту. В комплексе с этими документами археологические данные позволяют изучать во всех подробностях образ жизни той далекой эпохи. Большую ценность представляют, в частности, обнаруженные в лесах с помощью аэрофотосъемки селища на полянах - «оселках» - уникальные уголки допетровской Руси, настоящие лаборатории для археологических и палеогеографических исследований.
Значение Радонежа как эталонной территории для изучения культуры Северо-Восточной Руси делает перспективным создание здесь научно-исследовательского стационара.
В Радонеже проведены широкие фольклорные и этнографические исследования, которые уже дали интересные результаты. Жители села Городок и окрестных деревень хранят и передают из поколения в поколение предания о Радонеже, названия пустошей, холмов, ручьев, часть которых уже нельзя найти ни в одном письменном источнике. Корни многих местных семей уходят в далекое прошлое. Все это питает привязанность к памятникам старины. В этой не угасшей искренней заботе - источник жизненной силы Радонежа - «стойкость вещественных образований проработанных духом» и вовлеченных «в круговорот культуры» . Бережное отношение к местным традициям40 - залог того, что Радонеж не утратит присущий ему дух подлинности.
В рамках заповедника стало бы возможным осуществить программу реставрации исторического ландшафта, восстановить утраченные архитектурные памятники, создать образцы музеефикации археологических объектов. После осуществления такой программы историко-культурный заповедник стал бы центром по совершенствованию проектирования исторических территорий России.
Трудно переоценить значение заповедника в деле экологического и нравственного воспитания.

С. 3. Чернов, историк