Красная площадь



...От Воскресенских, или Курятных, ворот по левую сторону, где денежной двор, а по правую Университетская типография и книжная лавка, что в старину Аптекарский приказ, или Истерия, была; между Кремлем, соборною Казанския Богородицы церквою, и между рядами купеческими до Лобного места, что против Спасских ворот, называется Красная площадь.
Описание императорского столичного города Москвы..., 1782

...это огромнейшая из площадей московских; длина ея (от Спасских ворот до Никольских) 135 сажен; ширина (от стены до рядов) 75 сажен. Окруженная со всех сторон предметами самыми занимательными... площадь сия сама по себе есть такое место, которое может точно служить напоминанием многих важных событий отечества нашего.
Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского, 1827, ч. 2

Название намекает на ея красоту. Прежде, когда город ограничивался одним Кремлем, она была гораздо меньше и служила рынком. По этой площади вдоль кремлевских стен тянулся в прежнее время глубокий ров, и поэтому кремлевские ворота соединялись с площадью мостами - Спасским и Никольским.
При Иване Грозном вдоль Кремля выстроено 15 деревянных церквей родственниками казненных на местах их казни: «на костех казненных и убиенных и на крови»...
Путеводитель по Москве, 1905

В настоящее время Красная площадь является самой обыкновенной площадью, отличаясь от прочих городских площадей лишь своим наружным видом и историческими памятниками... Стоит лишь отметить, что ежегодно в течение последних четырех дней шестой недели великого поста на Красной площади устраивается торг, привлекающий огромное количество народа... Чего только тут не продают: искусственные цветы и мебель, книги и вафли, материи и жареные пирожки, картины и конфеты, парфюмерию, письменные принадлежности, стальные изделия, дешевую посуду, воздушные детские шары и специально для этого торга изготавливали игрушки вроде «морских жителей» (пляшущие в спирту фигурки чертей), махающие крыльями бабочки («животрепещущие бабочки»), тещины языки, трещотки, сверчки, «иерихонские трубы» и проч., и проч.
Путеводитель по Москве и ея окрестностям, 1913

...Красная площадь интересна осмотром расположенных на ней многих достопримечательностей, а также происходящим на ней раз в году вербным торгом, во время которого бывает грандиозный разъезд. В последнее время чрез площадь проложены линии город-
ского трамвая, из-за прокладки которых у города возник крупный спор с Археологическим обществом.
Иллюстрированный путеводитель по Москве на 1913 год, ч. 1

По своим размерам Красная площадь... громадна (ок. 8 десятин). Как бы сильно ни было на ней движение пешеходов и экипажей, она всегда кажется несколько пустынной. Это - не безмолвие кремлевских площадей, но людской шум еще не в состоянии здесь превозмочь той тишины, какая царит в Кремле. Здесь - как бы переход от отжившей великокняжеской и царской Москвы в современный центр кипучей торговой деятельности, в московское «Сити»; зубчатая кремлевская стена, Спасские ворота, башни, Василий Блаженный - с одной стороны, и грандиозные торговые ряды - с другой; словно встретились оне, эти немые каменные громады - свидетели и детища разных эпох, различных культурных потребностей и художественных вкусов.
Москва. Путеводитель, 1915

Перед нами обширная Красная площадь, бывшая когда-то центром политической и общественной жизни старой Москвы. Площадь эта была для Москвы тем же, чем был форум для старого Рима. Здесь находилось Лобное место - трибуна, как римская «ростра» или как у вечевиков «степень». Здесь с утра и до вечера толпился народ и праздный, и деловой; здесь узнавали последние новости, слушали бирючей, возвещавших царские указы, и здесь же по царскому приказу рубили головы. Одно из последних кровавых событий этого рода - казнь мятежных стрельцов при Петре, увековеченная на картине Сурикова «Утро стрелецкой казни» (в Третьяковской галерее).
...Из Спасских ворот через ров шел Спасский мост. В XVII веке этот Спасский, или Поповский, крестец был своеобразной биржей безработных священников. Ранним утром здесь выстраивались «попы без мест», на которых был большой спрос на Москве ввиду множества домовых церквей. Сюда бояре и богатые торговые люди, имевшие домовые церкви, приходили нанимать попов отслужить обедню, долго и энергично торговались, и поп, назначив крайнюю цену, подносил ко рту имевшийся на этот случай у него калач, т. е. пшеничный хлеб, и говорил нанимателю: «Сейчас закушу». Под этим давлением нанимающий спешил согласиться, ибо священник лишается права совершать обедню, раз он что-нибудь поел.
...Безместные попы своим поведением доставляли много заботы патриарху. На них жаловались, что они «садятся у Фроловского моста и бесчинства чинят великие, меж себя бранятся и укоризны чинят скаредные и смехотворные, а иные меж себя играют и борются и в кулачки бьются»...
По Москве, 1917
Это дивный памятник нашего искусства, годами стоявший без должного внимания, в настоящее время
пришел в такую ветхость (собор Василия Блаженного), что грозит рухнуть. Лишь в самое последнее время на капитальный ремонт его предположено отпустить большую сумму.
По Москве, 1917

Площадь тиха; нет народа. Только трамваи быстро и шумно проходят по ея окраине. Как-то не верится былой ее оживленности, когда она гудела тысячами голосов на земских соборах или коленопреклоненно встречала святейших патриархов всея Руси, шествовавших в Вербное воскресенье на осляти из Успенского собора в Покровский (Василия Блаженного). Только раз в году на три дня ее заполняет многотысячная толпа, и площадь живет, как в старые времена, шумной жизнью во время веками установившегося вербного торга в Лазареву субботу и Вербное воскресенье.
Пройдет «Верба», и все снова погружается в тишину. Только мерный звон часов на Спасской башне ежечасно будит уснувшую площадь.
По Москве, 1917