Красная площадь советская



Современный образ главной площади Советской страны вошел в сознание и сохраняется в памяти множества людей планеты, в том числе и тех, кто никогда в Москве не был. Хотя территория Красной площади не очень велика (длина - 695 метров, ширина -130 метров), ее художественный облик впечатляет богатством и разнообразием форм, слитых в строгой гармонии. В ансамбле доминирует Кремль, на который раскрыта вся площадь, и расположенный у его стен Мавзолей В. И. Ленина. Могучие шатры Спасской и Никольской башен подчеркивают ключевое положение мемориального сооружения, связавшего древнейший ансамбль с современностью.
В перекличку с Кремлем вступают с южной стороны - красочное многокуполье собора Василия Блаженного - уникального памятника XVI века, а с севера - островерхие шатры Государственного Исторического музея, построенного столетие тому назад. С востока площадь ограничивает протяженное здание бывших Верхних торговых рядов, ныне самого большого универсального магазина страны ГУМа - Государственного универсального магазина. Его архитектура конца прошлого века не претендует на «конкуренцию» с кремлевским ансамблем и составляет для него нейтральный фон. В целом торжественно строгий и мажорный ансамбль Красной площади, складывавшийся в течение многих веков, служит великолепным архитектурным обрамлением для демонстраций и праздничных шествий.
История площади уходит в глубь веков. Впервые она упомянута в летописи XV века под названием Торг, что свидетельствует о ее назначении в то время. С тех пор площадь не раз меняла имя и очертания. Современное название закрепилось за ней в XVII столетии. Слово «красная» означает лучшая, красивая. Как и Кремль, Красная площадь стала державным символом Советской России. На Красной площади страна провожала в последний путь своих выдающихся сыновей и дочерей, прах которых покоится в Кремлевской стене.
Каменная летопись Красной площади хранит многовековые традиции борьбы народа против угнетателей. Еще в начале XVII века здесь, у белокаменного круглого возвышения - Лобного места, разбрасывались листовки - «прелестные письма» Ивана Болотникова, стоявшего во главе народного восстания. В то столетие площадь дважды, в 1648 и 1662 годах, явилась местом выступлений городской бедноты, а через девять лет на ней был подвергнут мучительной казни Степан Разин - руководитель крестьянской войны. Именем его названа улица, выходящая на площадь. В 1771 году восставшие во время эпидемии чумы городские низы пытались расправиться со знатью.
На Красной площади москвичи видели и другого предводителя восставших в XVIII веке крестьян - Емельяна Пугачева, его везли в железной клетке на казнь в Замоскворечье. В бывшем здании Московского губернского правления, выходящем на площадь (Исторический проезд, 1), перед отправкой в Сибирь содержался под стражей первый русский
революционер Александр Радищев - автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (в память об этом установлена мемориальная доска).
Здесь же, на площади, 27 октября (9 ноября) 1917 года прозвучали первые в Москве залпы Великого Октября. Возле Исторического музея отряд революционных солдат с боем прорвал цепь юнкеров, пытавшихся задержать их на пути к штабу революции - Московскому Совету. А спустя шесть дней Красная площадь стала свидетельницей последних боев за установление Советской власти в Москве: на рассвете 16 ноября революционные войска вступили в Кремль.
Красная площадь - свидетельница борьбы народа и против иноземных захватчиков, которая велась в течение многих веков. У стен древнего Кремля москвичи не раз отражали нападения золотоордынцев. В начале XVII столетия здесь шли ожесточенные битвы с польско-шляхетскими войсками, о разгроме которых напоминает установленный на площади памятник героям народной освободительной войны 1612 года земскому старосте Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Площадь- свидетельница бегства из Москвы наполеоновских войск, почти полностью уничтоженных во время их отступления армией Кутузова в 1812 году.
7 ноября 1941 года, когда гитлеровские войска рвались к Москве, на Красной площади состоялся военный парад. Отсюда бойцы уходили на поля Подмосковья, где в непосредственной близости от столицы пролегала линия фронта. Именно здесь, в снегах Подмосковья, в декабрьские дни гитлеровский вермахт потерпел первое крупное поражение в ходе второй мировой войны.
5 августа 1943 года на брусчатку площади легли красочные отблески первого в столице салюта в честь освобождения от гитлеровских захватчиков городов Орла и Белгорода. А 24 июня 1945 года на Красной площади состоялся парад Победы, в котором приняли участие посланцы всех фронтов. Под дробь барабанов к подножию Мавзолея были брошены двести трофейных знамен германского рейха.
Многие страницы истории Красной площади вошли в летопись отечественной культуры. Возле Спасских ворот в XVIII столетии сосредоточивалась торговля книгами, располагалась первая публичная библиотека в Москве, у Никольских ворот был открыт театр - «Комедийная хоромина». В 1755 году здание, где находилась Главная аптека (на месте Государственного Исторического музея), было передано Московскому университету- первому в России.
Художественный образ Красной площади формировался веками. Советское время придало ему новое содержание и завершенность.
Генеральный план развития Москвы предусматривает главенствующую роль кремлевского ансамбля в архитектурном решении центральной части города и предопределяет градостроительное значение Красной площади в будущем. По существу, являясь продолжением Кремля, она открывает цепь центральных площадей столицы, откуда берут начало московские магистрали.
Кремль обращен к Красной площади зубчатыми стенами с башнями. Никольская башня была построена в 1491 году Солари и затем не раз меняла свой вид. В начале XIX столетия верх башни был перестроен в духе псевдоготики и таким остался до нашего времени. В октябре 1917 года башня сильно пострадала от артиллерийского обстрела. По указанию В. И. Ленина в 1918 году она была реставрирована (архитектор Н. Марковников).
В гармоничную мелодию кремлевских шатров входит и Сенатская башня, расположенная за Мавзолеем. Она без изменений сохранилась с XVII века и хорошо видна на фоне здания бывшего Сената, который и дал ей название. Построенное в 1776-1788 годах архитектором М. Ф. Казаковым в традициях русского классицизма, это здание завершается большим куполом. Оно органично входит в ансамбль Красной площади и вносит мягкое цветовое звучание в его общий живописный строй.
На площадь обращена и ставшая символом Спасская башня, которая в числе пяти других украшена рубиновой звездой.
Спасская башня была построена под руководством Солари в 1491 году. Свое название она получила по иконе Спаса, помещенной в XVII столетии над входом (до этого называлась Фроловской). Со стороны Красной площади на башне установлена первая мемориальная доска Москвы с надписью по-латыни о времени ее сооружения. Московское предание, однако, толковало содержание этой надписи как проклятие каждому, кто нарушит старинный обычай: в знак особого почитания Кремля как народной святыни все проходившие через его главные ворота должны были снимать шапки. Об этом сообщают почти все старые путеводители. (В некоторых встречается добавление, что женщинам вменялось в обязанность закрывать зонтики.) Сохранившаяся стрельница напоминает о том, что башня имела оборонное значение. Верхние ярусы, увенчанные шатром, надстроили в 1624-1625 годах мастер Важен Огурцов и Христофор Галовей. Архитектура башни, устремленная ввысь, как бы отразила дерзновенный взлет мысли зодчих. Замечательно «хитро-стройное художество» резьбы по белому камню, украшающей башню. Тогда же на ней были установлены первые часы с «перечасьем» (боем). В 1851-1852 годах они были заменены курантами, изготовленными фирмой братьев Бутеноп.
Механизм часов занимает три этажа и приводится в действие тремя гирями весом от 160 до 224 килограммов. Сегодня они поднимаются при помощи электромотора два раза в сутки. Точность хода регулируется двухпудовым маятником, а механизм боя состоит из 10 колоколов, украшенных художественным орнаментом. Весят часы 25 тонн. Циферблаты, расположенные на каждой из четырех сторон башни, имеют диаметр 6 метров 12 сантиметров, а минутная стрелка - 3 метра 28 сантиметров длиной, т. е. почти в два раза больше среднего роста человека.
Во время боев в 1917 году часы были повреждены. Восстановленные в 1918 году по предложению В. И. Ленина мастером Н. В. Беренсом при участии художника М. М. Черемных, они стали исполнять мелодию «Интернационала».
За Спасской башней, спускаясь к реке, стена образует как бы ступени гигантской зубчатой лестницы, на которой башни замерли подобно часовым. Среди них и самая маленькая - высотой всего 17 метров - Царская. Она построена в 1680 году и по форме напоминает нарядный русский теремок.
Столь же затейливо и красочно выглядит следующая за ней Набатная башня, относящаяся примерно к тем же годам.
Монументальна и приземиста Константино-Еленинская башня со следами заложенных позднее проездных ворот, частично скрытых земляной насыпью.
Завершает ряд башен, обращенных к Красной площади, угловая - Беклемишевская. Возведенная Марко Руффо в 1487 году, она имеет изящный шатер, надстроенный в XVII веке. Он несколько смягчил суровый характер архитектуры башни, господствовавшей над местностью, откуда в старину Кремль чаще всего подвергался нападениям.
Забота о состоянии стен и башен Московского Кремля постоянно проявляется в годы Советской власти. Для сохранения историко-архитектурных ценностей Кремля советские реставраторы используют все средства современной науки и техники.
Велик объем недавних работ и по реставрации Покровского собора, более известного как собор Василия Блаженного. Так звали юродивого, похороненного возле него почти полвека спустя после окончания строительства. Собор был воздвигнут в 1555-1561 годах в память русской воинской славы - сокрушения Казанского ханства. Народ видел в нем мемориал героям, павшим в вековой борьбе против золотоордынского ига.
История сохранила имена его гениальных создателей Бармы и Постника, потомки овеяли их легендами. По одной из них Иван Грозный приказал ослепить зодчих, чтобы они никогда не смогли воспроизвести построенное.
Фантастический каменный цветок расцвел на Красной площади - «на рву» у Спасских ворот. Вступив в художественную перекличку с соборами, колокольней и башнями Кремля, он украсил площадь - когда-то торжище у крепостных стен. Праздничный аккорд собора мощно звучит в симфонии кремлевского ансамбля поныне. Необычна композиция этого «всенародного чуда». На возвышении, как бы корректирующем рельеф местности, круто понижавшейся к Москве-реке, сооружен подклет с девятью башнями-столпами. Они группируются вокруг центрального шатра.
Известно, что Иван Грозный повелел построить собор-памятник из восьми церквей. Каждая из них посвящалась церковным праздникам и святым, которых чествовали в дни побед, одержанных во время Казанского похода. Вопреки царскому приказу, Барма и Постник воздвигли девять башен, организованных в цельный художественный образ. Главные столпы, заключая между собой небольшие приделы, расположены так, что почти все купола можно охватить одним взглядом с Красной площади. Они отличаются по размерам, рисунку и многоцветью луковичных глав, похожих то на распускающийся бутон, то на боевую булаву. Центральный восьмигранный столп с своеобразным «звездчатым» основанием испещрен фигурными нишами и отмечен по углам рустованными колонками. Ярусы кокошников, многократно повторяясь, выступают как главная тема, на которой строится декор памятника. Его дополняют машикули, ширинки, «стрелы» над окнами.
Пристроенные впоследствии придел и шатровая колокольня еще более обогащают сказочную живописность собора, в котором язык народной архитектуры, чуждой холодному аскетизму, нашел глубокое истолкование.
Мемориальный характер сооружения подчеркнут скромной отделкой интерьеров, отсутствует ясно выраженный главный фасад. Монолитность замысла и пластическое богатство создают целостный и вдохновенный образ. Грандиозный монумент победе и величию Руси - Покровский собор на протяжении многих веков не имел себе равного по величине, художественному совершенству и техническому мастерству.
В уникальном сооружении, столь убедительно воплотившем торжество народа, сбросившего ненавистное иго, Барма и Постник опередили свое время, гениально предвосхитив грядущую архитектуру. Понимание красоты как праздничного узорочья и щедрости форм стало эстетическим идеалом следующего столетия. Советские реставраторы устранили позднейшие искажения и восстановили сколько было возможно первоначальный вид Покровского собора - этой жемчужины русского зодчества.
В ансамбль Красной площади входит и реставрированный в 1980 году памятник Минину и Пожарскому - первый скульптурный памятник Москвы, открытый в 1818 году (его автор - скульптор И. П. Мартос). В советские годы он был передвинут от ГУМа к Покровскому собору и Лобному месту - трибуне древней Москвы. Последнее сооружено, по-видимому, еще в XVI столетии, но заново сложено из белого камня в конце XVIII. Недавно оно было отреставрировано.
В 1874-1883 годах напротив Покровского собора было воздвигнуто по проекту архитектора и художника В. Шервуда здание Исторического музея, которое сыграло значительную роль в развитии московской архитектуры на рубеже XX века. Именно оно положило начало реконструкции центра Москвы. Музей, по мнению автора, должен был нести в себе глубокое идейное содержание и стать памятником эпохи, воплощая образ России. В основу архитектурного решения фасадов было положено национальное своеобразие, которое олицетворяли шатры, кокошники, ширинки, рундуки и другие элементы и детали русского узорочья. Само здание должно было служить просветительно-познавательным целям. Поэтому его декоративный наряд точно повторял фрагменты убранства многих известных памятников России и сам нес функцию музейного экспоната.
Шервуд стремился к органичному включению музейного здания в ансамбль Красной площади. Ему удалось это сделать продуманным членением массивного объема и введением вертикалей башен, скоординированных с Кремлем и собором Василия Блаженного.
Трудно найти более подходящее место в Москве для музея, назначение которого знакомить с историей страны от древнейших времен до наших дней. В фондах этого крупнейшего в стране хранилища памятников истории и культуры народов Советского Союза находится более 4,5 миллиона экспонатов.
Исторический музей располагает богатейшими в стране археологическими находками, большим нумизматическим кабинетом, великолепной коллекцией восточного и западноевропейского оружия, русских и привозных тканей и одежд, изделий из металла, дерева, стекла, керамики, кости, получившим мировую известность собранием рукописей и старопечатных книг, ценнейшими изобразительными материалами. Уникальны собранные здесь произведения древнерусской живописи. Специально по заказу музея в 1884 году художник В. М. Васнецов написал панно «Каменный век».
Гордость музея составляют Бородинский (Бессарабский) клад (II тысячелетие до н. э.), Таманский саркофаг (III в. до н. э.), золотые предметы Копенского Чаатаса (VII-VIII вв.), «Изборник» Святослава (1073), знаменитые новгородские берестяные грамоты и греческие рукописи, летописи и реликвии, связанные с историческими деятелями и важнейшими событиями. В их числе обширные собрания по Отечественной войне 1812 года, Севастопольской обороне 1854- 1855 годов, вещи, принадлежавшие полководцу М. И. Кутузову, писателю И. С. Тургеневу.
В музее развернута постоянная выставка, знакомящая с современной жизнью страны.
Развитие национального самосознания обусловило поиски русского архитектурного стиля. В пореформенной России большинство его приверженцев видело прежде всего декоративную сторону. И потому забота о привлечении свежих форм и мотивов, навеянных древними образцами и народным орнаментом, вытесняли требование единства и соответствия назначения здания, его конструкции и художественности. Нередко архитектура трактовалась такими зодчими- «славянофилами» как повествовательно-многословная декорация фасадов. Именно поэтому возведенные ими здания эклектичны и лишены правдивости и той чарующей власти красоты, которыми обладают подлинные произведения искусства.
В русском стиле решены на восточной стороне Красной площади Средние (1892, архитектор Р. И. Клейн) и Верхние торговые ряды (1890-1893, архитектор А. Н. Померанцев). Фасады этих протяженных построек - своеобразная декорация-выставка ритмически повторяющихся разнообразных элементов древнерусского декора, механически перенесенных в канун XX столетия. В последнем здании большие стеклянные перекрытия были установлены над торговыми линиями с помощью металлических конструкций, которые проектировал ученый и инженер В. Шухов - автор радиобашни на Шаболовке, о которой речь шла выше. В 1953 году здание было реконструировано. Тогда же в нем открыли универсальный магазин.
Архитектурно-художественное завершение площадь получила после сооружения у Кремлевской стены Мавзолея Владимира Ильича Ленина. Выдающееся творение А. Щусева стало композиционным центром Красной площади. Зодчий нашел точный масштаб сооружения, разместил его на поперечной оси Сенатской башни, органично связав с кремлевскими стенами и башнями.
Каменный Мавзолей, каким мы видим его сейчас, был создан в 1930 году. Вначале на этом месте была временная деревянная постройка. Ее возвели по эскизу Щусева в январскую стужу траурных дней 1924 года за трое суток.
Весной того же года первый Мавзолей был заменен другим, выполненным из дубовых досок. Уже в этих сооружениях Щусев наметил композиционное решение, закрепленное затем в камне.
В поисках форм усыпальницы Щусев обратился к древней традиции памятника-пирамиды. Ему были известны пирамида Цестия в Риме, мавзолей Цецилии Метеллы, знаменитые надгробия Аппиевой дороги между Римом и Капуей, мастабы и пирамиды Египта, погребальные башни Пальмиры и Петры. Но творец выбрал свой путь, не повторив ни один из этих памятников. Щусев придал Мавзолею ступенчатый силуэт, согласовав его с уступами и ярусами башен Кремля. Призвав на помощь традицию, зодчий облек ее в современную лаконичную архитектурную форму. Виртуозно используя богатство архитектурных средств, он достиг эпической силы, ясного спокойствия и монументальности художественного образа, не утративших своего значения и сегодня.
За Мавзолеем у Кремлевской стены- некрополь, где покоятся борцы за Советскую власть, выдающиеся деятели. В двух братских могилах похоронены павшие в боях герои Октябрьской революции. Среди них - могила американского журналиста Джона Рида, умершего в 1920 году в Москве, автора книги «Десять дней, которые потрясли мир».
На месте погребений установлены памятники-бюсты: Я. М. Свердлова, Ф.Э. Дзержинского, А.А. Жданова, М. И. Калинина, М. В. Фрунзе (скульптор С. Меркуров), И. В. Сталина, С. М. Буденного (скульптор Н. Томский), К. Е. Ворошилова (скульптор Н. Брацун).
За черными плитами в Кремлевской стене замурованы урны с прахом С. М. Кирова, В. В. Куйбышева, Г. К. Орджоникидзе, А. Н. Косыгина, А. В. Луначарского, соратницы и жены В. И. Ленина Н. К. Крупской, А. М. Горького.
В Кремлевском некрополе похоронены герои Великой Отечественной войны маршалы Советской Армии Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, Б. М. Шапошников, Л. А. Говоров, прославленные летчики В. П. Чкалов, М. М. Раскова, стратонавты А. Б. Васенко, П. Ф. Федосеенко, И. Д. Усыскин, космонавты Ю. А. Гагарин, В. Н. Волков, Г. Т. Добровольский, В. И. Пацаев, В. М. Комаров, академики А. П. Карпинский, И. В. Курчатов, С. П. Королев, М. В. Келдыш.