Новое в жизни исторических памятников



25 апреля 1986 года, после четырехлетних работ по реставрации здания Оружейной палаты, его устаревшего технологического оснащения, а также реэкспозиции, старейший музей Кремля вновь открыл свои двери для посетителей. Оружейная палата, один из последних объектов Кремлевских музеев, прошедших всестороннее научное исследование и комплекс реставрационных работ, обеспечивающие сохранение и на современной основе использование их потенциала для решения воспитательных и образовательных задач нашего времени.
В 1971 году правительство поручило Госстрою СССР выработать предложения по реставрации и капитальному ремонту всего комплекса Кремля, а также замене устаревшего технического оснащения современным.
Десять рабочих групп специалистов в течение лета определили главные направления будущих исследований и проектных работ, организации для их исполнения, а также перечень специализированных предприятий для осуществления намеченных работ по капитальному ремонту и реставрации.
Более ста организаций были привлечены для выполнения намеченной программы, осуществление которой ныне успешно подошло к концу.
Не касаясь всего объема выполненных работ по Кремлю и Красной площади, остановим внимание читателей на исторических сооружениях.
Внешне все здания знаменитой Соборной площади, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты, Арсенала, здания Правительства, а также стен и башен Кремля мало изменились после реставрации, осуществленной после окончания Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. Напомним, что ко дню открытия для массовых посетителей Кремлевских музеев в 1955 году были проведены значительные реставрационные работы и капитальный ремонт и благоустройство территории.
Меня, знавшего музеи Кремля конца 1920-х - начала 1930-х и в 1940-х годах, посещение их в 1955 году поразило происшедшими в них изменениями в лучшую сторону. Особенно это касалось интерьеров четырех музеев-соборов.
Из них ушла прохладная влажность воздушной среды, полумрак из-за отсутствия достаточного освещения, сероватый налет на живописи, пустынность.
Особенно изменилось восприятие интерьера Успенского собора, в котором половину пространства занимали строительные леса, возведенные еще в начале века для реставрации живописи.
И вот в 1971 году вернувшись к оценке сохранности уникального памятника русской истории и культуры, к выяснению необходимых работ для обеспечения долголетия, пришлось рекомендовать провести исследовательские работы по оздоровлению фундаментов, укреплению ограждающих конструкций, разработке системы кондиционеров и создания устойчивого температурно-влажностного режима. Особую заботу вызвала настенная фресковая живопись и многочисленные шедевры XII - XVII веков темперной живописи в интерьере и в кнетах.
В перечне все уложилось в нескольких строках, однако для осуществления этих работ потребовалось собор вскрыть на несколько лет, для чего были привлечены самые крупные специалисты научных и производственных организаций.
Архитектор В. И. Федоров, работавший 25 лет главным архитектором музеев Московского Кремля, успешно координировал исследования и осуществлял научное наблюдение, опираясь на мнение комиссии специалистов.
Наибольшие сложности вызвала подводка фундаментов, так как все деревянные сваи превратились в труху, что могло вызвать подвижку здания в любой момент. Работа была выполнена.
Еще в 1624-1626 годах «каменных дел подмастерье Бажан Огурцов» и «каменный мастер Джон Талер» проводили укрепительные работы на сводах собора. Видимо, сказались большие пожары в XVII веке, во время которых горели главы, а потом образовались протечки крыш. В начале столетия зданию повредило устройство снеготаялок близ восточной стены собора. Во всяком случае отклонение северо-восточного угла собора сохранялось по инженерному расчету. Для укрепления требовалось ввести новые металлические связи довольно большого сечения. Установка их нарушала бы эстетическую выразительность свободного пространства под сводами, а кроме того потребовалась бы напускная выемка древней кладки во время их панкирования.
Предложение по замене связей напряженными металлическими струнами оказалось конструктивно и эффективно. Оно было выполнено.
Технологическая схема кондиционного отопления собора разрабатывалась без трудностей. Специфика обогреваемого единого объема собора, в котором, однако, имелось пять тонкостенных барабанов с более быстрым охлаждением, вызывала образование конденсата. Такое явление наблюдалось на окнах в их старом исполнении. Автоматика, разработанная для Успенского собора, заслуживает того, чтобы опубликовать о ней научную статью для дальнейшего ее использования в других памятниках такой историко-художе-ственной значимости.
Более чем 400-летняя история фресок собора, почти каждое столетие подвергавшихся, иногда даже дважды, так называемой реставрации, крайне перепутала все красочные слои. Особенно некачественной была реставрация в начале нашего века. В одной половине собора была до предела испорчена живопись, обнаженная до штукатурки и лишь с пятнами фигур. В другой половине живопись создавала впечатление приличной сохранности, только несколько пожухли краски.
Сделанные еще в 1920-х годах пробные расчистки фресок на северо-западном столбе, показали, что под самым верхним слоем живописи сохраняется еще несколько разновременных слоев. Документы сохранили сведения, что в 1482 году в соборе писали «иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня». К 1514-1515 годам собор был полностью расписан, возможно и не только названными художниками.
Уже в начале нашего века исследователи нашли остатки живописи тех времен: 14 поясных фигур на столбах за иконостасом XVII века; в алтарной части и приделе Петра и Павла композиции «Семь спящих юношей Эфесских», «Сорок мучеников Севастийских», «Три отрока в пещи огненной». Прекрасные фрески «Поклонение волхвов» и «Рождество Иоанна Предтечи», написанные Дионисием, были открыты в ризнице.
Это самые значительные остатки первоначальной живописи. Последующие открытия были менее интересны, хотя для историков каждый новый фрагмент является неоценимой находкой.
По-видимому, обветшавшая живопись начала XVI века показалась в свое время уже не отвечающей главной святыне государства. В 1642-1644 годах собравшиеся из разных городов страны более ста живописцев заново расписали собор, предварительно сняв прори-си со старой живописи, т. е. сохранив образцы для своей будущей работы.
После этого живопись подновлялась в 1775 году, ее следы хорошо просматривались на восточном столбе. Подновлялась она неоднократно и в XIX веке.
Художникам-реставраторам предстояла большая работа по удалению всех последующих поздних слоев до слоя 1642-1644 годов. Они прекрасно справились с этой работой под руководством Ивана Максимовича Гудкова. Методика их работы предусматривала в необходимых случаях тонировку сделанных новых вставок.
1 июня 1983 года состоялось открытие Успенского собора после окончания реставрационных работ. Это был праздник не только реставраторов, но сотрудников музеев Московского Кремля, позаботившихся о показе новых открытий. Коллекция икон Успенского собора, несколько по-иному размещенная, очень выразительна. Не настало ли время вернуть из Третьяковской галереи временно, в 1920-е годы, переданных ей вследствие плохих условий хранения в Успенском соборе икон собора «Владимирская богоматерь» и «Устюжское благовещение».
Благовещенский собор по сложности возвращения ему историко-художественной ценности занимает место сразу за Успенским собором.
Его архитектурным обликом занимался архитектор Н. Д. Виноградов, сделавший одну из первых реконструкций его архитектурного облика, каким он был до его перестроек Иваном Грозным в 1580-х годах. Исследование продолжил архитектор В. И. Федоров. Был реставрирован белокаменный первый этаж (подклет) XIV века, на котором возвели ныне существующий собор псковские мастера в XV веке. Уточнились при этом вопросы перестройки галереи и других частей здания. Но главной задачей приближения к подлиннику оставался вопрос реставрации настенной живописи. Работы А. Рублева, Ф. Грека были раскрыты еще в начале 1920-х годов и составляют главную притягательную силу интерьера собора. Монументальной живописи не повезло. Первоначально написанные художником Феодосией, сыном Дионисия, в 1508 году фрески многократно поновлялись, и особенно трагично для первоначального образа художником Н. М. Сафоновым в 1882 году. После этого она считалась малоперспективной для открытия подлинника. Особенно сильно пострадала живопись галереи, в частности, от протечки плоской кровли. Однако работы 1947 года и последующих лет и, в частности, 1960-х годов показали, что есть возможность продолжить поиски. Новая методика, примененная художниками объединения «Союзреставра-ция» Министерства культуры СССР, обеспечила успех работ 1979-1984 годов.
Открытие музея 21 июня 1984 года доставило громадное удовольствие результатами работ, особенно приведение живописи к гармонии цвета и удаление грязноватого налета, оставленного предшествующими реставрациями.
Архангельский собор был открыт ранее всех других - 12 апреля 1982 года. Из архитектурных открытий интересно обнаружение в западной части остатков белокаменной кладки, что дает возможность выдвинуть гипотезу о начале каменного строительства в XIII веке, т. е. предполагать, что каменные постройки были в кремле до отмеченного в переделках строительства Ивана Калиты в начале XIV века. Архитектура фасадов ныне полностью восстановлена в тех возможных пределах, в которых можно говорить о научной достоверности реставрации.
Решено было оставить средние купола в формах, приданных им после пожара 1757 года.
Живопись иконостаса и фрески были реставрированы в начале 1950-х годов, поэтому они были укреплены и очищены ныне. Как и в других соборах, проведена вся необходимая смена электроснабжения и освещения, а также отлажен температурно-влажностный режим.
Небольшой храм Ризоположения «на метрополичьем дворе», современник Благовещенского собора, построенный также псковичами, реставрирован в 1947 -1950-х годах под руководством архитектора Л. А. Петрова и закончен В. И. Федоровым. Он великолепно компонуется в своеобразную группу зданий с Грановитой палатой, Золотой царицыной палатой и группой храмов, увенчанных одиннадцатью главами на тонких барабанах, облицованных керамической плиткой. Это одна из очаровательных частей древней Соборной площади.
Очень интересен интерьер Ризоположен-ского собора. Маленькая церковка расписана фресками в 1644 году царскими иконописцами Сидором Осиповым и Иваном Борисовым, в 1855 году поновлена масляной живописью. Иконостас «в тяглах» написан в 1627 году патриаршими художниками во главе с Назаром Истоминым. Он также был записан маслом.
В 1950-х годах вся древняя живопись была раскрыта, и сейчас это один из редких памятников живописи первой половины XVII века - предвестник расцвета нового направления ярославо-костромской школы.
Главный архитектурный «дирижер» Соборной площади - колокольня Ивана Великого (столп) с примыкающей к ней звонницей и Филаретовской башней XVII века прекрасно сохранила свои формы и требовала только укрепления декоративных элементов и освежения фасадов. Интерьер внутренних помещений не представляет собой такого высокого художественного интереса, как соборы, а потому используется под хранение научных фондов Музея (библиотека, архив и т. д.). Главное внимание здесь было уделено капитальному ремонту и музейно-технологическому оборудованию. Первый этаж звонницы ныне приспособлен для сменных выставок из фондов Музея.
Несколько задержалась реставрация и музеефикация патриарших палат и собора двенадцати апостолов. Это одно из интереснейших зданий, возведенное патриархом Никоном и дополненное последующими за ним главами русской православной церкви. После ликвидации Петром I патриархии и переезда в Петербург церковного управления патриарший дворец постепенно приходил в упадок; в XIX веке он был полностью перестроен внутри для канцелярии и квартир синодских служащих. Исследование зданий и частичная ре ставрация сейчас завершается. Заканчивается подбор для музея предметов быта XVIII века.
Увлекательные работы проведены по интерьеру Грановитой и Золотой царицыной палат, патриаршему дворцу и теремным церквам, по Потешному дворцу, Большому Кремлевскому дворцу.
Последним из открывшихся кремлевских музеев после реставрации и установки технологического оборудования и новой экспозиции была Оружейная палата. Она открылась 25 апреля 1986 года. Это был праздник для всех, кто трудился над ее восстановлением, и для всех, кто после четырехлетнего перерыва снова увидел единственное в своем роде собрание произведений ювелирного мастерства, почти каждое из которых имеет историческую легенду.
Здание Оружейной палаты, построенное в 1851 году по проекту архитектора К. А. Тона, конструктивно прочно, но все технологическое оборудование музея устарело и не отвечало современным требованиям.
Интересные предложения были реализованы специалистами и строительно-монтажными организациями на хорошем уровне. Они создали все необходимые условия хранения экспонатов. Надо признать абсолютно правильным то, что коллектив научных сотрудников рекомендовал в принципе сохранить разноколерную окраску залов, старую расстановку витрин, осуществленную в 1932 году.
Эти приемы устройства экспозиции были использованы архитектором Д. П. Суховым, прекрасно знавшим древнерусскую культуру.
Капитальный ремонт здания Оружейной палаты, проведенный в 1932-1933 годах, со сменой всех витрин XIX века был по тем временам значительным явлением. Отделочники использовали выдержанный дуб и хвойные породы дерева для создания подставок, стекольщики сделали все, чтобы изготовить стекла для витрин больших размеров. Также тщательно отнеслись к заказам все другие специалисты. Все, что было создано лучшего тогда, ныне сохранено. «Островное» размещение витрин, их высота сгармонированы с архитектурой залов. Торжественность парадных залов второго этажа создает настроение необычности, неповторимости, исключительности экспонатов. Более того, особенно выиграли экспозиция русского серебра XVIII века, русского оружия. Хорошо представлено западное серебро. По сравнению с прежней экспозицией проиграла экспозиция царских регалий. Для зрителя есть определенная трудность при восприятии мелкой пластики. Не следует ли особенно важные для истории предметы увеличивать с помощью линз?
Первый этаж невысокий, лишенный дневного света с расположенными вдоль стен плоскими витринами. Он менее торжественный и интересный. На первом этаже удачно составлена экспозиция карет, впервые поставленных как экспонаты на подиум, и хорошо сделаны решетки на окнах, создающие иллюзию пространства.
Многолетняя работа большого коллектива ученых и инженерно-технических работников самых разных специальностей и самой высокой квалификации, объединенных для реставрации этого памятника истории и культуры, завершена успешно.
Сделаны новые открытия и находки в самых разных областях науки.
Археологи уточнили границы первых поселений на Боровицком холме, нашли элементы для определения древней топографии, фрагменты земляных укреплений, деревянных мостовых, жилых строений, дающие материалы для научно обоснованной графической реконструкции ядра Москвы XI-XIII веков. Не менее существенны вещевые находки ремесленного производства, товарообмена и торговых связей. Очень интересны находки белокаменных фрагментов зданий, которые дают основания для выдвижения гипотезы о возникновении каменных построек не в XIV веке, как это считалось раньше, а по крайней мере в XIII веке.
Архитекторы в процессе реставрации сделали важные наблюдения об изменении некоторых архитектурных форм и деталей, происходивших в течение столетий.
Были произведены новые обмеры памятников, дающие материал для анализа закономерностей архитектурного творчества русских зодчих.
Конструкторы, инженеры, специалисты по строительным материалам получили новые знания в своих областях, необходимые не только для реставрации, но и для использования в современном строительном деле.
Художники нашли методы реставрации монументальной живописи, выводя ее из катастрофических состояний.
Неоценим вклад в науку историков и искусствоведов, сделанный ими на основе новых открытий. Эти открытия наполнили молчавшие до этого памятники живым дыханием истории.
Опыт оснащения Оружейной палаты современной научной технологией особенно важен сейчас, когда начался капитальный ремонт Государственного Исторического Музея и других музеев.
Весь богатейший научно-исследовательский материал, полученный в процессе реставраций, было бы очень важно обобщить в научном издании о кремле, ведь с 1916 года после работы П. Бартенева таких работ на книжных полках пока не было.

Иванов В. Н. заслуженный деятель искусств РСФСР