Каменные сокровища



На ее территории сохранилось значительное количество памятников, относящихся к первобытнообщинному строю, время создания которых относится к IV - II тысячелетию до н. э.
Из числа древнейших поселений на территории республики достойны упоминания Шенгавит (на территории Еревана), Шреш-Блур и Мецамор (близ Эчмиадзина), Тагагоранист (в Кировакане), Зоракар и Уз (в Сисианском районе), Ором (близ Артика), Лчашен, Лчап, Ланджахпюр и др. (вокруг оз. Севан). На примере этих памятников можно проследить, как еще не искушенные в строительном деле предки из традиционного для Армении материала - естественного камня, робко и пока неумело возводили свои сооружения, применяя при этом самую архаичную строительную технику,- киклопическую и элементарные приемы градостроительства. Наряду с созданными первобытные люди, обитавшие на Армянском нагорье, пользовались естественными укрытиями, главным образом пещерами (которыми так богата Армения). Эта традиция продолжалась в течение многих веков, в эпоху развитого феодализма (Ани, Спитак, Гегард), даже до начала XX века (Го-рис, Хидзореск).
С образованием на территории Армянского нагорья (в бассейне озера Ван) мощного рабовладельческого государства, Ванского (или Урартского, IX - VI вв. до н. э.), обстановка (соседство с мощными государствами Ассирией и новым Вавилоном) диктовала, помимо сильных укрепленных городов, создавать густую сеть стратегически неприступных крепостей. Именно такими являлись столица государства Тушпа, город Алтынтепе, более 50 крепостей вокруг озера Ван (ныне Турция). По такому же принципу дислоцированы урартские города и крепости на территории, завоеванной урартами в Южном Закавказье. Датируемые VIII - VII вв. до н. э. остатки двух городов Эребуни и Тейшебаини находятся на территории Еревана, а третьего - Аргиштихинили - в Октемберянском районе. Кроме городов на Араратской долине и подступов к озеру Севан, вокруг него дислоцировано много крепостей. Все отмеченные города и некоторые из крепостей подверглись раскопкам, в ходе которых добыт весьма ценный материал по истории и культуре Ванского царства. Результаты раскопок обнародованы академиком Б. Б. Пиотровским и его учениками.
Городища Эребуни, Тейшебаини, Аргиштихинили являются древнейшими на территории СССР, представляют ценнейшие комплексы градостроительной и архитектурно-строительной культуры мирового значения.
После падения Ванского царства в VI - IV вв. до н. э. происходит процесс технической консолидации армянского народа, а в IV в. до н. э. образуется Айраратское царство или царство Ервандуни. В этой колыбели армянской государственности застраиваются столицы Армавир, Ервандашат (оба в III в. до н. э.), Арташат (II в. до н. э.), позже во II в. н. э. Вагаршапат (ныне Эчмиадзин).
Градостроительством отличаются и западные области Армянского нагорья. Здесь возникают античные армянские города Заришат, Зарехаван, Аршамашат и Каркатиакерт (в Цопке-Софене), красивейшая столица царя Тиграна II (95 - 55 гг. до н. э.) - Тигранакерт.
Города античной Армении являлись не только административными центрами, но и крупными очагами развития ремесленного производства и торговли, городской культуры - по характеру эллинистической.
Являясь одним из регионов формирования эллинизма на территории Малой Азии и Южного Закавказья, Армения внесла определенный вклад в развитие эллинистической культуры. «Армянский эллинизм» формировался путем скрещения местных, к тому времени довольно богатых традиций, с культурой эллинистического мира, проникающей из находящихся по соседству эллинистических стран. К. В. Тревер справедливо отмечает: «Армяне и иберы (грузины.- В. А.) заимствовали многое из достижений восточно-средиземноморской культуры, но сохранили при этом свою самобытность и передавали в свою очередь то или иное из своей культуры народам Средиземноморья» (см.: Очерки по истории культуры древней Армении. М., 1953. С. 16). Армянский эллинизм глубоко проник в сферу царской знати, однако среди широких народных масс долго еще были живучи унаследованные от предков местные культурные традиции.
Эллинистическая культура отразилась на официально языческой религии армян. В языческих храмах Армении устанавливались статуи греческих богов. Надписи армянских царей на камнях, как и чеканенных при них монетах, делались на греческом языке. В театрах городов Арташата и Тигранакерта ставились греческие трагедии. Царская знать была окружена греческими философами и риториками. Выдающимся памятником мирового значения на территории Армении является неприступная крепость Гарни, основанная Ерванди-тами в III - II вв. до н. э. Полностью восстановлены античный храм со строительной надписью на греческом языке (I в. н. э.) и баня с мозаичным полом с надписями на греческом языке (III в. до н. э.).
Армянский эллинизм, достигший высокого уровня при Аршакидах во II - I вв. до н. э., особенно при Тигране II, в последующих веках (I - III вв. н. э.) уступает место влиянию античного Рима.
Выдающимся памятником этого периода является греко-римский периптер ионического ордера храма в крепости Гарни.
С начала IV в. развитие духовной и материальной культуры Армении вступает в новое русло, продиктованное новым общественным строем - феодализмом и официальным провозглашением в 301 году христианства как государственной религии. Последняя, пустив свои корни на армянской земле, пришла на смену язычеству и повлияла на дальнейший ход развития всех сфер феодальной культуры Армении.
Мощным стимулом становления раннефеодальной (IV - VII вв.) культуры Армении явилось изобретение Месрепом Маштоцем армянского алфавита в конце IV в. и последовавший за ним перевод на армянский язык священных церковных книг, развитие историографии и литературы. К этому времени относится появление славной плеяды мыслителей, таких, как: философы Езник Кохбаци и Давид Анахт, историки Мовсес Хоренаци, Егише, Агатангехос, Павстос Бюзанд, Лазар Парбеци и др. Это сыграло весьма значительную роль в расцвете всех областей мышления и творчества, национальном самосохранении армян даже в условиях потери государственности в 428 году и раздела Армении между двумя враждующими между собой грозными соседями: Византией и Персией.
На всех этапах развития феодальная культура, в особенности архитектура, наиболее полноценно отражала требования феодализма и новой религии. Однако становление раннефеодальной культуры на первых порах происходило в условиях влияния античности. Это объясняется тем, что некоторые из античных городов (Арташат, Вагаршапат и др.). хотя и переживали процесс постепенного упадка, все еще продолжали играть определенную роль в жизни страны. Поэтому в эпоху раннего феодализма появляется лишь несколько новых городов. Первый из них - Двин, основанный в первой половине IV в. царем Хосровом Кодаком на Араратской равнине, недалеко от античной столицы Арташат и царской резиденции, крепости Гарни. Будучи новой столицей аршакидской Армении, этот город, просуществовавший тысячу лет, впоследствии становится административным центром марзпан-ской Армении, одновременно являясь выдающимся центром ремесленного производства и международной транзитной торговли. Это свое значение Двин сохранил также в период арабского владычества и далее, вплоть до XIII - XIV вв.
Примерно такую же роль в Западной Армении, вошедшей во владычество Византии, играл город Карин (современный Эрзрум), являясь мощным форпостом на границе персидских владений территории Армении. В Западной Армении на развалинах античного Тигранакерта застраивается Мартириополь (Ниркерт), а также вдоль границы персидско-византийских владений строится несколько неприступных крепостей. С точки зрения градостроительной культуры раннесредневековые города Двин и Карин отличаются четкой планировочной структурой, включающей вышгород - собственно город или шахастан, раздельно окруженные оборонительными стенами, и расположенные за их пределами предместья.
Городище Двин в течение длительного времени, начиная с 1937 г. по настоящее время, подвергался тщательному археологическому изучению, выявившему огромный фактический материал по истории Армении и города, быту горожан, ремесленному производству, архитектуре церковных и гражданских зданий, искусству, в том числе прикладному. В этом и заключается неоценимое познавательное значение далеко еще не завершенных раскопок городища Двин, обещающих исследователям много новых сюрпризов.
С принятием христианства в Армении повсеместно начинает развертываться строительство новых культовых зданий - церквей, иногда языческих храмов, разрушающихся по повелению первого католикоса армян Григория Просветителя. Им же в центре Араратской равнины, в Вагаршапате, в 301 - 303 гг. возводится первый на армянской земле Эччиадзинский кафедральный храм, который является одним из древнейших в христианском мире. Этот уникальный памятник древнеармянского зодчества, претерпев ряд перестроек и пристроек, сохранился до наших дней, продолжая служить центром всеармяиской апостольской церкви.
В церковном зодчестве IV - V вв. главенствует базиличный, бескупольный (за исключением Эчмиадзинского собора) тип церквей. К числу так называемых «восточных» бази-личных трехнефнв1х церквей относятся Те-корский (до перестройки). Двинский, Апаранский, Аштаракский, Циоцернаванский, Ег-вардский и Ереруйкский базилики. Последний из них, датируемый V в., широко известен в отечественных и зарубежных научных трудах как один из важнейших памятников раннехристианской архитектуры.
Венцом церковного зодчества раннесредне-вековой Армении является известный храм Звартноц (близ Эчмиадзина), построенный при католикосе Нерсесе III в 642 - 662 гг. Его развалины, раскопанные в начале века при участии основоположника армянского зодчества Тороса Тораманяна, благодаря составленному им проекту реконструкции стали широко известив! в научной литературе. По плановой и объёмно-пространственной композиции Звартноц является круглым (с вписанным внутри крестом из четырех абсид) трехъярусным храмом с богато отделанными гранями фасада. Сконцентрированный вокруг вертикальной оси силуэт храма был поистине величественным на фоне вечноснежных вершин Арарата.
Архитектура храма Звартноц, вобравшая в себя все достижения зодчества Армении VII в., оказала огромное влияние на последующих этапах, как на памятниках, построенных в конце VII в., так и в X - XI вв.
История никогда не баловала Армению. Творческие подъемы сменялись длительными спадами. Именно таким явилось для страны полуторавековое (с начала VIII до середины IX в.) владычество арабов, когда в стране приостановилась созидательная жизнь. Лишь со второй половины IX в., благодаря ослаблению, а потом полной ликвидации арабского владычества восстанавливается независимость, и Армения вступает в эпоху развитого феодализма.
Время развитого феодализма наложило печать на все области жизни армянского народа, вызвало всеобщий подъем и обновление творческих сил, дальнейший расцвет градостроительства, архитектуры и искусства. Древние города Ван. Карин, Двин и другие вновь приобретают свои значения как административных и торгово-ремесленных центров. Одновременно на карте Армении появляются новые города: Ани, Каре, Лорэ, Капан, Хлат, Маназкерт, Харберд, Арджеш и др.
Лучшим примером градостроительного искусства эпохи развитого феодализма Армении явилась столица царства Багратидов - Ани (ныне па территории Турции), знаменитый политико-административный, торгово-ремесленный и культурный центр страны. Этот неприступный (благодаря местоположению и мощным оборонительным сооружениям) город, сохраняя обычную для средневековых городов планировочную структуру (вышгород, город, предместья - частично пещерные), будучи застроенным великолепными церковными и гражданскими зданиями, городскими стенами с воротами, одновременно был важным очагом формирования нового архитектурного стиля, высоким примером градостроительства. В застройке Ани принимали участие талантливые зодчие своего времени. Из них большой популярностью в стране и за ее пределами пользовался архитектор Трдат - автор Соборной церкви (1001 г.) и церкви св. Григория или Гагикашена (1014 г.), восстановитель разрушенного землетрясением купола церкви св. Софии в Константинополе. В XII - XIII вв. г. Ани, переживая новый расцвет, становясь главным политико-административным центром Захарид-ской Армении, сохранял свою передовую по отношению к другим городам и феодальным центрам роль, продолжал быть важнейшим очагом развития искусства, художественного ремесла и архитектуры. Он бурно застраивался и обогащался новыми великолепными церковными и гражданскими зданиями. Из них достойны упоминания построенная в 1215 г. нарядная церковь Тиграна Оненца, которая исключительно богата фресковой живописью, трехэтажный дворец парона, двухэтажные здания гостиницы, торгового дома и т. д. К этому периоду относится возрождение «подземного Ани», этих своеобразных пещерных предместий стольного города. Размещенные в окружающих город ущельях Цахкадзора, Игидзора и реки Ахурян, пещерные кварталы Ани были снабжены своеобразными очагами обслуживания населения. Здесь в толстом пласте мягкой туфовой породы были высечены пещерные часовни, церкви и монастырские комплексы, коммунальные и хозяйственные помещения различного назначения (лавки, хлевы, голубятни, ремесленные мастерские), многокомнатные жилища, усыпальницы знатных горожан.
Богатое градостроительное и архитектурное наследие давно покинутого Ани получило широкую популярность и научное обобщение благодаря систематическим археологическим раскопкам города, проведенным в 1892-1893 и 1903-1917 гг. под руководством выдающегося русского ученого, востоковеда, кавказоведа и армениста Н. Я. Марра.
Новый подъем церковной архитектуры в IX - XI вв. опирается на достижения периода раннего средневековья. Зодчие времен царства Багратидов, следуя принципу преемственности, внимательно изучая богатый опыт и традиции, сложившиеся в доарабской Армении, сумели усовершенствовать их, поднять на новый уровень развития, создать новые шедевры церковного зодчества.
Новые веяния в церковном зодчестве этого времени особенно наглядно отразились на творчестве архитектора Манвела. Вопреки церковным правилам он смело внедряет в пластическое убранство фасадов церкви св. Креста (915 - 921 гг. Западная Армения, область Васпурлан, остров Ахтамар) барельефные композиции на светские темы (сцены борьбы зверей, пиршества, охоты, уборки урожая и т. д.). Своим уникальным произведением Манвел, творивший в конце IX - начале X в., сумел в архитектуре своего времени отразить мощное вторжение светского мировоззрения, которое пустило свои корни в стране под воздействием социально-политических течений, одним из очагов которых являлись города, в частности стольный Ани. Наряду с этим в отдельных стольных исторических областях Армении: Шираке, Гугарке, Сюнике, Арцахе (ныне Нагорно-Карабахская автономная область) и Васпуракане (ныне в пределах Турции) получили развитие те самостоятельные черты, которые в контексте единого национального направления архитектурной культуры Армении позволяют отметить появление отдельных архитектурных школ.
С IX в. начинается формирование монастырских комплексов, этих впечатляющих феодально-духовных центров страны. При некоторых из них начинают функционировать духовные академии и школы, в которых творят выдающиеся мыслители средневековой Армении. Наряду с городами монастыри также становятся немаловажными очагами развития архитектуры и строительной техники, миниатюрной и фресковой живописи, прикладного и пластического искусства. Именно такими явились первые монастыри времен Багратидского и других царств: Та-тевский, Воротнаванский, Гндеванский, Севанский, Ваневанский, Айриванкский, Са-наинский, Ахпатский, Кечарисский, Авуц-Тарский, Бджнийский, Мармашенский, Ахта-марский, Хцконкский, Оромосский (последние три ныне на территории Турции) и другие монастыри.
В XII - XIV вв. отмеченные монастырские комплексы получают дальнейшее развитие. Дополняясь новыми церковными и гражданскими зданиями, они превращаются в крупные архитектурные ансамбли. Из них наибольшей популярностью пользовались Та-тевский, Севанский, Ахнатский и Кечарисский монастыри.
Одновременно в XII - XIV вв. застраивались новые монастырские комплексы, которые отличались стилевым единством, совершенством плановых и объемно-пространственных композиций, применением новых конструктивных решений, декоративностью, филигранностью резьбы но камню, свидетельствующей о неуклонном повышении мастерства в области обработки традиционного для Армении строительного материала - естественного камня.
Отмеченными качествами отличаются монастырские архитектурные ансамбли Герарда или Айриванка (вместе с пещерными церквами и усыпальницей), Макараванка, Гошаван-ка, Сагмосаванка, Ованнаванка, Хоракерта, Хораиашата, Негуци, Нораванка, Мшкаванка, Ганзасара, Дадиванка, Гтчаванка и Хтраванка (последние четыре - в исторической области Арцах, ныне Нагорно-Карабахская автономная область).
Результатами творческих поисков в церковном зодчестве являются такие уникальные памятники этого жанра, как двухъярусные усыпальницы-церкви. Выдающимся образцом этого типа является церковь св. Богородицы (1339 г.) монастыря Нораванк, произведение гениального архитектора Момика, это лебединая песня церковного зодчества Армении эпохи развитого феодализма. С меньшими архитектурно-художественными качествами этот тип представлен книгохранилищем-звонницей монастыря Гошаванк (конец XIII в.), церквами в Егварде (начало XIV в.) и Капутане (середина XIV в.). Отмеченный исторический период представлен также единственной по композиции в Армении беззальной войсковой церковью в Алаязе (конец XIII - начало XIV в.).
Составными элементами монастырских архитектурных ансамблей являются малые архитектурные формы, различные памятники мемориального зодчества. Наиболее распространенными из них являются хачкары (крест-камни). Зародившись еще в раннем средневековье, получив дальнейшее развитие в IX -XI вв., в период развитого феодализма это поистине сугубо армянское, не имеющее аналогии в мировой практике искусство достигает наибольшего расцвета. Именно в этом жанре блестяще отражено мастерство художественной обработки камня, отразившееся как в церковном, так и в гражданском зодчестве той же эпохи. В рамках установившейся композиционной схемы хачкары отличаются большим разнообразием вариантов, приемами архитектурного оформления, их количеством в групповой композиции, даже по принадлежности к отдельным школам. Покрытые, главным образом, орнаментальными композициями, иногда и скульптурными изображениями на различные религиозные темы, они представляют самостоятельную область армянского национального декоративного искусства. Среди многочисленных хачкаров, количество которых еще точно не установлено, высоким уровнем мастерства выделяются хачкары Тудеорди в Санаинском монастыре (мастер Мхитар, 1184 г.), у храма в Одзуне (1218 г.), Герардского монастыря (мастер Галдзак, 80-е гг. XIII в.), монастыря Гошаванк (мастер Погос, 1291 г.), монастыря Норованк (мастер Момик, 1308 г.), монастыря Дадиванк в Арцахе (1283 г.) и др. К лучшим образцам хачкаров со скульптурными изображениями относятся хачкары «Аменапркич» Ахпатского монастыря (1273 г.), Имирзека (1279 г.), «Распятие» в селе Дсех (XIII в.) и др.
Общую картину зодчества Армении восполняет еще одна группа памятников: караван-сараи и мосты. Их появление было вызвано экономическим подъемом страны и ее городов, предоставившим возможность включиться в международный товарообмен. В стольном Ани и других городах строятся постоялые дворы, гостиницы, торговые дома, разрастаются ремесленные и торговые ряды. Караванные дороги, издревле проходящие через обширную территорию исторической Армении, вновь оживают, расширяется их сеть, вдоль них возводятся новые здания для обслуживания караванов: временные пристанища путников - караван-сараи, а в глубоких ущельях и долинах, над бурными горными реками перекидываются мостовые переходы.
На территории Армении в сохранном или полуразрушенном виде находится значительное количество средневековых караван-сараев и мостов, составляющих неотъемлемую часть общего архитектурно-строительного наследия народа.
Караван-сараи Армении подразделяются на два типа. Наиболее распространенными из них являются однозальные (однонефные, трехнефные). Караван-сарай на перевале Сулема (1326-1327 гг.) относится к однозально-трехнефному типу. После реставрации он приобрел свой первозданный вид. Остальные же памятники (в Аруче, Неркин-Джрапи, Аржисе, Ахавнадзоре и др.) находятся в полуразрушенном состоянии. Та же участь постигла караван-сараи с внутренними дворами, которые предположительно служили местом для ярмарок и товарообмена, следовательно, выполняли одновременно функцию торгового сооружения. Этот тип на территории Советской Армении представлен всего лишь двумя памятниками: в Неркин-Талине и в селе Атарбекян (ныне в черте г. Раздан), оба - в сильно разрушенном состоянии.
Мосты средневековой Армении являются весьма серьезными инженерными сооружениями, результатом выдающихся достижений строительной техники в области мостостроения. Они преимущественно каменные, с одним или несколькими арочными проемами. Сложность рельефа местности, разновысотность берегов, служащих опорами арок или устоев, диктовали своеобразное архитектурное решение мостов, иногда ступенчатое. Именно таким является хорошо сохранившийся Санаинский мост на реке Дебет (конец XII в.) с од-ноарочным пролетом 18,6 м. С целью облегчения веса мостового сооружения, рассматриваемого как одно из средств улучшения его антисейсмических качеств, внутри моста между щековыми стенами и соединяющим их сводом оставлялись пустоты, которые освещались и проветривались несколькими окнами на щелевых стенах. Кроме упомянутого Санаинского, лучшими памятниками являлись Анийский трехпролетный мост на реке Ахурян со средним арочным пролетом 30,25 м. На той же реке, неподалеку, существовал самый крупный мост средневековой Армении с арочным пролетом 34,0 м (к сожалению, сохранившаяся на турецком берегу половина моста в связи со строительством Ахурянского советско-турецкого водохранилища навеки была затоплена).
К серьезным инженерным сооружениям средневековой Армении относятся озерный порт у острова Ахтамар, а также средиземноморские порты у берегов Каликийской Армении (XI -XIV вв.) - Айаса, Корикоса, Адалин, Анамур, Сиде и др. (ныне на территории Турции).
Тяжелым бременем на Армению легло монгольское владычество. С вторжением их орд в пределы Закавказья в Армении начинается новый период экономического упадка, разрушений и опустошений, длившийся полтора века. В конце XIV в. монголов заменили войска Тамерлана, продолжая «дело» предшественников. Затем Закавказьем завладели тюркские кочевые племена Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, неся Армении немало бед.
В XVI веке Армения стала яблоком раздора между Османской Турцией и Сефевидской Персией. Согласно заключенному в 1555 г. между ними договору Западная Армения перешла во владычество первой, а Восточная - второй. Частые военные действия между ними за овладение Арменией привели ее к новому развалу. Нищета и разоренность стали уделом коренного населения, причиной массового покидания родных очагов, искания пристанищ за пределами родины, создания армянских поселений в Южной России, Украине, Молдавии, Румынии, Венгрии, Болгарии...
Лишь со второй половины XVII в. города и населенные пункты Восточной Армении начинают проявлять признаки жизни. В меньшей мере некоторое оживление наблюдается и в Западной Армении. В таких стесненных условиях многострадальный армянский народ вступил в позднесредневсковыи период своей истории, когда частично начинает оживать его творческий порыв, не достигнув, однако средневековой вершины, блестящей во все) своих проявлениях.
Заметную роль в оживлении строительно! деятельности сыграл Эчмиадзинский католи косат. Переселившись в 1441 г. из своего временного пристанища в г. Сисе (столица Киликийской Армении) на свое традиционное место в Араратской долине, он начинает деятель ность по восстановлению старых, возведении новых церквей и монастырей.
Первоначально центром восстановительных работ явилась Араратская равнина ) предгорные ее части, где после катастрофического землетрясения 1679 г. пострадал Ереван с его церковными зданиями, были разрушены античный храм в Гарни, многие мону ментальные культовые памятники Араратской равнины (в том числе Эчмиадзинскю собор, храмы Рипсимэ, Гаянэ и др.). Зaтeм строительная деятельность охватила монастыри и церкви других областей Армении - Ширака, Гугарка, Вайоцдзора, Сюника, Арцаха районов Гохтн, Ернджак, Начихеван и Джау) (ныне в пределах Нахичеванской автономной области Азербайджанской ССР). В соседней Персии, вблизи города Исфаган, в 1605 г. застраивался армянский город Нор-Джуга, предназначенный для проживания армян, насильственно переселенных Шах-Абассом, а также в некоторых районах проживания армян в Персии строятся новые церкви и крупные монастырские комплексы (Тадеиванк, св. Степанос и др.).
В Восточной Армении восстановительные работы сопровождались постройками колоколен и галерей к старым церквам (Эчмиадзин-ский собор, храм Рипсимэ, Гаянэ и др.).
Параллельно велось строительство новых церквей и монастырей. Из них достойны упоминания монастыри Хор-Вирап (перестроен в 1661 г.) и св. Георгия в Мугни (1661 г.), церкви Зоравар (1691 - 1705 гг.), Погос-Петрос (перестроена в 1798 г.), св. Ованнеса в Конде (1710 г.) в Ереване, церкви Шогакат в Эчмиадзине (1694 г.), св. Богородицы и св. Акопа в Канакере (оба в 1695 г.). К этому времени относятся монастырские комплексы Зваранц, Танцапарах, крепости Алидзор, обители Мецанапат (1663 г.), церкви в селениях Ши-нуайр (1676 г.), Татев (1646 г.), Караундж (1675 г.), Гндваз (1686 г.). Выстроенные церкви преимущественно относятся к базиличному (однонефному, трехнефному) типу. Редко встречаются также купольные (церковь св. Георгия монастыря Мугни, Шогакат в Эчмиадзине, св. Аствацацин (Богородицы) монастыря Хор-Вирап) и др. Примерно теми же чертами характеризуются позднесредневековые армянские монастыри и церкви, расположенные на территориях других исторических областей Армении: Васпуракана (ныне в Турции), Нахичевана (ныне Нахичеванская АССР), Арцаха (ныне в автономной области Нагорного Карабаха) и части Васпуракана (входящей в состав Ирана). Чарахан с. Ншан (1761 г.) и Кармравор св. Аствацацин (1779 г.), а из Нихичеванских - св. Степано-са в Астапате (или Кармир-ванк, близ г. Нахиджеван, датируемый XVII - XVIII вв.), монастырь св. Товмы (XVII в.), церкви св. Степаноса и св. Ованнеса-Мкртыча (последние три в Агулисе и его окрестностях). Историческая область Арцах представлена большим количеством позднесредневековых монастырей и церквей. Из них упоминаем лишь обитель Кусанацанапат или св. Гаяне (1616 г.) в селе Аветараноц, монастыри Егише (1665 г.) близ села Чартар, Спитак Хачванк (1735 г.) близ райцентра Гадрут и Ерекманканц (1664 г.) близ Джраберда. Среди позднесредневековых монастырских комплексов богатством объемно-пространственных форм и декоративным убранством отличаются монастыри св. Степаноса и Тадеиванк (оба в Иране, первый близ реки Араке, второй - южнее г. Маку).
В связи со строительством новых церквей и монастырских комплексов оживает монументальное искусство стенной живописи, появляются новые мастера. Среди них наиболее талантливым был живописец Нагаш Овнатан, произведениями которого покрыты стены Эчмиадзинского собора и других церквей, создавший целую позднесредневековую школу живописцев. Их творениями покрыты стены и потолок старого здания резиденции католикоса в Эчмиадзине, церкви св. Георгия в Норагавите, св. Георгия монастыря Мугни, две церкви в Мугни, две церкви в Мегри, несколько церквей в г. Нор-Джуге и т. д. На живописи и орнаментальном искусстве этого периода сказалось влияние позднесредневекового искусства Ирана.
Параллельно с церковным развивалось гражданское зодчество, получившее отражение в различных монастырских комплексах (трапезных, жилых и подсобных зданиях), меликских укрепленных резиденциях-амара-тах, производственных сооружениях и народных жилых домах. Ими весьма богата Северная Армения и другие ее исторические области, частично вошедшие в нынешние границы соседних республик, а также отошедшие к Турции и Персии.
Наибольшее представление можно получить, посетив Татеви Мецанапат (обитель), где рядом с базиличной церковью соседствует вместительная (5,6x24,6 м) трапезная с кухней, много келий и подсобных сооружений, в том числе производственных, выведенных за пределы ограждающих стен. Трапезная обители Аранцанапат в Апидзоре (в зависимости от количества ее служителей) более вместительна, имеет внутренние размеры 6,2x27,5 м. Обе трапезных представляют собой продолговатые в плане залы, покрытые цилиндрическим сводом, взятым под двускатную крышу.
Укрепленные меликские дворцы-амараты, принадлежащие состоятельным помещикам - меликам, отличались большими размерами, значительным количеством помещений различного назначения, которые были обнесены надежными оборонительными стенами. К числу амаратов Сюника относятся: Мелик-Барху-дара в селении Тох (1783 г.), Мелик-Айказа в селении Орс.
В исторической армянской области Арцах они встречаются больше. К ним относятся амараты: Мелик-Овсепа в селении Мохратах (1771 г.), Мелик-Шахназара в Чанахчи (1786 г.) и т. д.
Позднесредневековые производственные сооружения функционально подразделяются на три основные вида: а) мараны, или винодельни (место обработки винограда, хранения вина в глиняных чанах-карасах, а также фруктов (свежих, сушеных); б) маслобойни, в которых для получения масла обрабатывались масличные культуры, главным образом кунжут; в) мельницы - это бесхитростные гидротехнические сооружения, которые, как и маслобойни, мало сохранились. К производственным зданиям можно причислить также входящие в комплекс крестьянского жилья ацатуны (помещения выпечки и хранения хлеба, зерна, муки и различных круп).
Остатки древнейших жилых домов частично нам известны благодаря раскопкам, зато позднесредневековые и относящиеся к XIX в. образцы хорошо сохранились на территории республики как в городах, так и в сельских населенных местах. К сожалению, по причине недооценки значения народного, по сути дела мудрого творчества в этой области ценнейшие памятники этого жанра в советское время стали жертвами перестройки городов и сельских населенных мест.
Архитектура народных жилых домов обычно отличается медленным развитием, приверженностью к традиционному укладу жизни, маловосприимчивостью к новшествам.
Этим следует объяснить, что в течение многих веков, вплоть до середины XIX в., основным типом народного жилого дома, предназначенного для проживания патриархальной семьи, являлся глхатун. Он представлял обширное помещение с каменными стенами и деревянным перекрытием, деревянным куполом в центре, завершенным световым отверстием - ердиком. Будучи универсальным почти для всех регионов Армении: Араратского, Ширакского, Гугарского, Севанского бассейна, Сюникского и Арцахского, глхатун повсеместно служил ядром жилого комплекса, связывающим остальные помещения, назначение которых было связано с занятием проживающих в нем людей, направлением экономики, местным укладом. Забегая вперед, отметим, что, начиная с середины XIX в., глхатуны отодвигаются на задний план, приобретают сугубо хозяйственное значение (ацатун, кухня, хранилище продуктов), уступив место новому, так называемому «комплексному» типу крестьянского жилого дома. Именно таким путем на смену полуземляного, но теплого в зимнюю стужу и прохладного в летнюю жару глхатуна в течение второй половины XIX в. появляются одно-двухэтажные, многокомнатные (рассчитанные на раздел патриархальной семьи) жилые дома, отдельные элементы которых отражали как климатические условия, так и занятия владельца дома (земледелие, животноводство, садоводство, огородничество и т. д.).
Приобретенные достижения в строительной области позволили применять их в области мостостроения, которое было вызвано частичным восстановлением экономики и оживлением торговли. Позднесредневековые каменные мосты, сооруженные с использованием средневекового опыта в области мостостроения, по масштабу и сложности несколько уступают средневековым мостам. Однопро-летные и многопролетные, они перекинуты через реки и речки для дорог, вновь ставших оживленными. К числу мостов отмеченного исторического периода относятся: однопролетные мосты через речку Гедар в Норкском ущелье в Ереване (1664 г.), на речке Азат в ущелье Гарни (XVII в.), на реке Воротан (1672 г.), «Арзумана» на той же реке (1765 г.), несколько таких мостов в Мегрин-ском, Гугаркском и других районах, в Арцахе. Уникальным для Армении является акведук в Шванидзоре (XVII - XVIII вв.). С точки зрения сложности и абсолютных размеров наиболее значительны двухпролетный мост через реку Раздан в ущелье над ереванской крепостью (XVII -XVIII вв.), трехпролетный мост через реку Касах (1664 г.) у Аштарака и пя-типролетный Ошаканский мост (1706 г.) на той же реке.
Развернувшееся с начала века национально-освободительное движение против персидско-турецкого ига за воссоединение с Россией вызвало необходимость создания очагов обороны. Для этой цели возводились стены старых крепостей и замков, строились новые. Для сопротивления врагу приспосабливались даже церкви (в Аруче, Артике, Аштараке, Ширакаване и др.). С той же целью укреплялись монастырские стены Ахпата, Герарда, Татева, были обнесены новыми стенами территория Эчмиадзинского монастыря, храма Рипсиме и др. Наиболее результативными в создании оборонительных опор оказались об-I ласти Сюника и Арцаха, эти форпосты на границе Персии. В Сюнике были перестроены и укреплены Воротнаберд, Багаберд, Зейва, в 1723 г. монастырь Алидзор был превращен в надежную опору для предводителей освободительных войн Давид-Бека и Мхитара Спарапе та. На окружающих Мегри высотах, господствующих над проходящей по ущелью дорогой, были возведены наблюдательные форты. Такие же усилия предпринимаются в Арцахе, где укрепляются средневековые крепости Гю-листана, Джраберда, Ктича, а в начале XVIII в. на подступах к Арцаху возводится мощный оборонительный комплекс Майра-берд, или Аскеран (близ Степанакерта).
Таким образом, в позднее средневековье одна из областей инженерных сооружений - фортификационная - также получает некоторое развитие с учетом нового вида оружия - огнестрельного.
На рубеже XVII - XIX вв. Армения все еще оставалась разделенной между Ираном и Турцией, продолжала стремиться к освобождению от их владычества. Это стремление для народов Закавказья увенчалось успехом в 1801 г. для Грузии, в 1803-1810 гг. для Азербайджана и Западной Грузии и в 1827 г. для Армении. В 1828 г. договором, заключенным между Персией и Россией, Восточная Армения была присоединена к России. Начинается новая эра в истории армянского народа. Выражая думы родного народа, великий просветитель Хачатур Абовян провозгласил: «Да будет благословен тот час, когда нога русского ступила на армянскую землю».
XIX и начало XX века явились периодом приобщения ко всем областям русской культуры, в том числе градостроительства и архитектуры. Имея в виду важное стратегическое значение на южной границе Российской империи городов Александрополя (ныне Ленина-кан), Карса (отошедшего к Турции) и Еревана, обновляются и укрепляются крепости, находившиеся на их территориях. С применением регулярной схемы планировки составляются проекты застроек городов Александрополя, Еревана, Карса, Гор-Баязета и Гориса. В ходе их реализации на реконструированных ранее хаотически застроенных территориях появляется сеть регулярных улиц, новая городская архитектура жилых и общественных зданий в стиле русского классицизма. К ним относятся здания учительской семинарии, мужской и женской гимназии, здания губернатора и казначейства в Ереване. Такими же стилевыми качествами отличаются некоторые жилые и общественные здания в Александрополе, Карее, Аштараке. Построенные в эти годы церковные здания и большинство народных жилых домов продолжают сохранять традиции национального своеобразия.
Таков краткий, не претендующий на полноту очерк о каменных сокровищах Армении. Их количество и значимость восполняется в советский период, когда армянский народ вступает в новую фазу своего исторического развития. В Ереване и других городах республики на фоне бурно развернутого строительства армянская архитектура, лучшие произведения которой вошли в сокровищницу советской архитектуры, ознаменовали новый этап градостроительной и архитектурной культуры армянского народа, достигает новых вершин.

В.М.Арутюнян, доктор архитектуры, профессор