Взаимовлияние стилей



В Литве господствующим типом каменной архитектуры XIII - XIV веков были оборонительные сооружения, что было жизненно необходимо. Строили местные мастера. В качестве строительного материала применялись валуны, кирпич и дерево в своеобразном сочетании. Архитектуре этого времени свойственны суровый лаконизм форм, монументальность масс и некоторые элементы, заимствованные из романского и готического стилей.
С XIV века в городах застройка уплотняется, появляется большое количество каменных построек, культовых зданий; в конце века архитектура этих сооружений приобрела черты готического стиля. Готика Литвы делится на два этапа: первый (конец XIV - начало XV в.) ознаменован становлением этого стиля (костел св. Микалоюса, до 1387 г.. в Вильнюсе; замок на острове в Тракай, вторая половина XIV - начало XV в.); второй этап (2-я половина XV - XVI вв.) характеризуется расцветом архитектуры готики (костел св. Анны, упомин. в 1501 г., костел бернардинцев, конец XV в.- начало XVI в.,- оба в Вильнюсе: дом Пяркунаса, XVI в. (?), в Каунасе и др.).
Готический стиль внес изменения в конструкцию и строительную технику оборонительных и гражданских сооружений. Строятся монументальные замковые башни и резиденции. Стены зданий возводятся из чередующихся рядов валунов и кирпича. Репрезентативные залы и жилые помещения перекрываются нарядными нервюрными сводами (замок на острове в Тракай; Верхний замок, XIV в.- предположительно 1419 г., в Вильнюсе), украшаются фресковой живописью и витражами (замок на острове в Тракай). Характерными приемами архитектуры готики являются замок в Каунасе, отстроенный в конце XIV - начале XV века, и Верхний замок в Вильнюсе. Каунасский замок, четырехугольный в плане, имеющий угловые четырехугольные и круглые башни, окружен рвом. Верхний замок в Вильнюсе, реконструированный в начале XV в., имеет нерегулярную, многоугольную форму плана. Оборонительные стены этого замка объединяют несколько башен; в его восточной части находился княжеский дворец.
Выразительностью своей архитектуры отличаются костелы, выполненные в готическом стиле. Они выполняли не только свое прямое культовое назначение. В них проводились сеймы и цеховые собрания ремесленников, философские диспуты и театральные представле-вия. Первоначально культовые здания Литвы представляли собой зальные прямоугольные (приходской (архикафедральный) костел-базилика, упомин. с 1413 г., в Каунасе), квадратные (костел св. Микалоюса, в Вильнюсе) и крестовые в плане (костел Витаутаса, ок. 1400 г., в Каунасе), трехнефные и однонеф-ные постройки (костел, 1578. в Запишкисе). Они возводились без башен (костел, 1442, в Мяркине), с одной башней на главном (костел Витаутаса, в Каунасе) или боковом фасаде (костел св. Микалоюса, упомин. с 1495 г., в Каунасе). Исключительными архитектурными качествами обладает готический ансамбль костелов св. Анны и бернардинцев с монастырем (конец XV - начало XVI в.) в Вильнюсе. Каунас, здание ратушиВ XVI в. в строительстве зданий наряду с готическим стилем распространение получает архитектура Ренессанса. В возводимых в это время сооружениях ренессансные формы иногда переплетаются с готическими, классический ордер толкуется. Фасады украшаются пышными фронтонами (дом Масальскиса, 1634, в Каунасе), арочными нишами с узкими окнами, во дворах появляются открытые галереи (университет, 1570 -XVIII в., в Вильнюсе). В некоторых городах (в Каунасе в середине XVIII в.; в Вильнюсе - в 1503-1522 гг.; в Биржае в конце XVI -XVII вв.) возводятса оборонительные укрепления. До сих пор в Вильнюсе сохранились фрагменты городской стены (1503-1522) с Мядининкайскими воротами. В стиле Ренессанса строились не только оборонительные сооружения, но и дворцы, замки, резиденции феодалов. Самым пышным из них был большой тр"хэтажный дворец великого князя в Вильнюсе, расположенный на территории Нижнего замка и состоящий из четырех корпусов, образующих внутренний двор (1-я половина XVI в., не сохранился). В городах возводились двухэтажные прямоугольные и угловые в плане жилые дома; их первый этаж часто отводился для торговых помещений.
Культовые здания в стиле Ренессанса сооружались в плане прямоугольные (костел. 1553, в Пашушвисе; костел, 1610-1617, в Кретинге) и крестовые (костел св. Петра и Павла, 1595- 1625. в Шяуляе; костел, 1610. в Круонисе). однонефные и зальные трехиеф-ные (костел, известен с 1555 г., в Рикантайе: костел св. Троицы. 1634, в Каунасе), с башнями и без них. Интерьеры этих костелов украшались резными скамьями (костел, 1537. в Сиесикай). дверями (костел в Кретинге), амвонами (костел, 1618, в Видянишкесе); там помещали скульптурные надгробные памятники, мраморные доски с эпитафиями.
Городские ратуши этого времени почти не сохранились, кроме ратуши в Кедайняй (1624- 1654, сохранилась не полностью). Ратуши были двухэтажные, прямоугольные в плане, с башнями для часов. Среди учебных заведений Литвы главными считались Вильнюсская академия и университет. Здания, возводимые для университета, постепенно составили большой ансамбль с рядом закрытых дворов и трехэтажными корпусами с ренессансными аркадами. В 1582-1622 годах по итальянскому образцу были построены трехэтажные, с аркадами, общежития для студентов (алумнатас) и иезуитский новициат. Здания в стиле барокко возводились с начала XVII века до 3-й четверти XVIII века. Этот стиль оказал значительное влияние на развитие литовской архитектуры в качестве Вильнюсской школы барокко. Смешение самобытных местных традиций с художественной культурой других европейских стран, в первую очередь Италии, определило своеобразный характер стиля барокко в Литве, нашедшей особенно яркое выражение в постройках Вильнюса: в костелах, монастырях, дворцах-резиденциях, как городских, так и загородных.
В первой половине XVII века для формирующегося стиля барокко еще характерны некоторые черты Ренессанса и маньеризма, а также римского барокко. Сооружаются преимущественно отдельные здания, архитектурные формы которых ясны и лаконичны, однако в их общем решении уже проглядывается своеобразие композиции. Примером может служить первое здание в стиле барокко в Вильнюсе - костел св. Казимира (1604 - 1618), в основу плана которого положен латинский крест, а пересечение центрального нефа и трансепта увенчано мощным куполом. Однако его главный фасад в отличие от прототипа - римского костела Иль Джезу - имеет две башни. Боковые фасады по местной традиции укреплены контрфорсами. В одном из лучших образцов вильнюсского раннего барокко - трехнефном базиликального типа костеле св. Тересы (1633-1650), где в совершенстве переданы черты раннего итальянского барокко, в отличие от него, вместо купола над центральным алтарем возведен сферический свод, а композиция фасада характерна плоскостным решением.
Вильнюс, костел святого ЙонасаВо 2-й половине XVII -XVIII веков строятся уже целые комплексы и ансамбли. Сооружения поражают своим великолепием, богатством архитектурных форм и декоративных элементов, особенно в интерьерах (костел св. Петра и Павла, 1668-1685, в Вильнюсе; ансамбль Пажайслиса, 1667 - 2-я половина XVIII в., в Каунасе, и др.), где сюжетные сцены сплетаются в циклы, последовательно развивающиеся в пространстве, сохраняя при этом свою архитектоничность.
Региональные особенности архитектуры стиля барокко в городах Литвы и особенно в Вильнюсе (Вильнюсская школа) нашли свое выражение в живописности построения объемов сооружения при ясном и четком плане, в сохранении плоскостной композиции фасадов, в иллюзорном нарастании архитектурных форм с целью увеличить впечатление устремленности ввысь. Последнее выражалось в монументальном решении цокольной части здания и легкой, ажурной декоративной верхней части (в высоких башнях двубашенных базиликальных костелов), в особом изяществе ее кованых ажурных венчающих деталей. Синтез искусств основывается на тектоничности. Даже для таких исключительно богато декорированных интерьеров, как костел св. Петра и Павла в Вильнюсе, свойственны строгая четкость и архитектоничность композиции.
В последней четверти XVIII века в архитектуре Литвы, как и в соседних странах, начинает распространяться классицизм.
Классицизм особенно заметно проявился в планировке городов, в гражданской и усадебной архитектуре. Некоторые города и местечки застраивались по плану, имеющему прямоугольную сетку, с четко выявленной главной композиционной осью (Рокишкис, Вейсеяй, Ретавас, Камаяй), в них формировались регулярные в плане кварталы (Каунас, Зарасай и др.). Закладывались парки свободной и смешанной планировки. В стиле классицизма строили как литовские архитекторы, воспитанники местной школы, так и зарубежные мастера.
Архитектура зрелого классицизма (1782-1820) отличается монументальностью, ясностью форм и исключительной гармоничностью сочетания всех элементов. Для зданий этого периода характерны портики с колоннами, сдержанный скульптурный декор. Особенно высоких качеств достиг классики.» в сооружениях архитектора Л. Стуока-Гуцявичюса, воспитанника, а позже профессора Вильнюсского университета. Вершина его творчества и всего классицизма Литвы -кафедральный собор в Вильнюсе (перестройкав 1786-1801 гг.). При сохранении части преж него здания здесь вместе с тем создан новый великолепный храм с грандиозным портике» дорического ордера на главном фасаде и более низкими боковыми колоннадами, оригинально сочетающимися с купольными часовнями.
После 1820 года в Литве, наряду с классицизмом Вильнюсской школы, получает распространение так называемый русский ампир (губернаторский дворец, перестроен в 1824-1832 гг., архитектор В. П. Стасов, в Вильнюсе, и др.).
Начиная с 1830-х годов в архитектуре Литвы, так же как в России и западных странах, под воздействием новых взглядов и потребностей все явственней Вильнюс, университетобнаруживаются стилизаторские тенденции, классицизм отмирает, на смену приходит романтизм. Черты романтизма (1830-1860) присущи, главным образом, усадебным постройкам на периферии. Вместе с тем романтизм в Литве отличается и региональными особенностями, проявившимися в оригинальном сочетании камней-валунов и каменной кирпичной кладки. Постепенно романтизм переходит в историзм (ок. 1880 г.), который характеризуется отсутствием единства стилистических форм, терпимостью к формам и соединению разных исторических стилей.
В архитектурных формах многих построек 1920-х годов возобладал неоклассицизм (Государственный банк, 1925-1929, архитектор М. Сонгайла, в Каунасе, каунасское художественное училище, 1925, архитектор В. Дубенецкис).
В народном зодчестве Литвы веками складывались своеобразные композиционные принципы и методы использования средств художественной выразительности. Наиболее полно они проявились в деревянной архитектуре, для которой особенно характерны органичная связь между окружающей средой и застройкой, ансамблевый характер застройки, вариантность и гибкость плановых и пространственных решений, тонкость, умеренность и тектоничность применения средств выразительности - в первую очередь резного контурного орнамента и полихромии. Исключительным своеобразием, символическим смыслом и богатством декоративных форм, какие не встречаются больше нигде в Европе, отличаются традиционные деревянные (иногда каменные или металлические) мемориальные памятники работы народных мастеров - столпы (стогастульписы), столпы с часовенками и. скульптурными группами (коплитстульписы), часовенки на земле и на деревьях, кресты, которые издревле ставились у дорог, в усадьбах, на площадях сел и на кладбищах.

Й. Минкявичюс