ПЕРУ (часть 1)



ПЕРУ - третья по величине страна Южной Америки - земля древних руин и музеев. На ее территории находятся 10 объектов из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО

Перу - страна-ловушка. Чем больше ездишь по ней, тем сильнее чувствуешь  постоянные укоры совести: а вот это упустил, и вот этого не увидел... «Плотность» достопримечательностей - просто невероятная.
Без визы въезд сюда разрешен на 3 месяца. Но посетить все интригующие места за этот немалый, вроде бы, срок вы не успеете. И потратите немало. Возводя свои города, крепости и храмы, инки обеспечили потомкам надежный источник дохода.
Вдоль тихоокеанского побережья мы с Сарой решили ехать на автобусе. В агентстве, где продают билеты, для наглядности вам суют под нос игрушечные модели - выбирайте, на чем хотите ехать. Выбрали? Теперь запаситесь терпением - рычащий автобус не тронется с места, пока в него не набьется как можно больше пассажиров. Уже занявшие свои места могут сколько угодно колотить по стенкам и окнам и кричать: Vamosl - «Поехали!» Водитель это хладнокровно игнорирует.
В пути висящий под потолком телевизор показывает голливудские фильмы - пиратские копии, снятые из-под полы в кинотеатрах на видеокамеру. Изображение ужасное, звук еще хуже. В автобусах подешевле пассажиров развлекают жизнерадостными индейскими напевами. Бесконечные «ай-яй-яй-яй-яй» могут свести с ума даже самого стойкого путешественника.
Но вот и первая остановка - город Чиклайо. Журналист местной газеты Ларрин Гарсия устроил нас на ночлег в особняк своей приятельницы радиоведущей и одновременно члена Конгресса Кармен Хулии. Сколько комнат было в этом доме и сколько народу в нем обитало? Нам показалось, что мы ночуем в штаб-квартире крупной политической партии.
На следующий день под руководством Ларрина и его коллег мы приступили к изучению Чиклайо и окрестностей. Билеты в музеи здесь довольно дорогие. Но журналисты - народ пробивной. Вскоре мы уже разгуливали по городу под видом «российской делегации и сопровождающих   лиц». Наши    новые   друзья запаслись рекомендательными письмами от местного департамента туризма.
Самый известный музей в округе Чиклайо - золотые гробницы Повелителя Сипан. Город Сипан построили племена доинкской культуры моче (мочика) 1700 лет назад. Перуанский археолог Вальтер Альба обнаружил их гробницы в 1987 году. Нам посчастливилось   встретиться  с  ученым - он живет прямо при музее.
Цивилизация Сипан напоминает египетскую: пустыня, пирамиды, мумии. А находку гробницы правителя сравнивают с открытием гробницы Тутанхамона. Повелитель народа моче был похоронен в богатых одеждах с золотой и серебряной цепями, символизирующими солнце и луну. На голове - массивная золотая корона. Всего на теле вождя было около 40 кг украшений - золотых, серебряных и бронзовых. А вот на ногах - прозаические сандалии-шлепанцы...
Вместе с господином были похоронены его телохранители в золотых доспехах, молодая женщина (жена или наложница?), собака и две ламы. Слугам отрубили ступни, чтобы не сбежали, если на том свете придется защищать своего хозяина. Нижнюю часть лица повелителя и похороненных (заживо) соратников закрывали золотые маски - наригера. Экскурсовод замялся, отвечая на наш вопрос об их назначении: «Для защиты... для защиты. ..» «Для защиты от кариеса», -бросил проходивший мимо турист.
Есть и более правдоподобная версия: во время долгих церемоний эти жутковатые маски скрывали мимику вождей и жрецов. Догадываться об истинных чувствах высокопоставленных особ простолюдинам не полагалось.
Еще одно удивительное место недалеко от Чиклайо - долина пирамид Тукуме. 26 пирамид из глиняных кирпичей занимают площадь около 220 га. Некоторые -40-метровой высоты. Первыми здесь обосновались племена ламбай-еке (Хвек), потом индейцы чиму (1375-1470), за ними инки (1470-1532) и наконец испанцы. Каждый народ перестраивал древний город под себя, и только алчные испанцы не стали возиться - просто разрушили и разграбили все, что можно.
По правде говоря, жить в Тукуме было опасно. Время от времени знаменитый ураган Эль-Ниньо легко расправлялся с ненадежными глиняными стенами. Сегодня руины города выглядят, как изрезанные трещинами холмы. Лишь их симметричное расположение напоминает о том, что когда-то песчаные горы посреди пустыни были дворцами и храмами Тукуме - города трех цивилизаций.
Чиклайо известен еще и «магическим» рынком Меркадо Модело. Здесь колдуны и шаманы торгуют ритуальными предметами, целебными травами и прочим необычным товаром.
- Травы дешевле, чем таблетки. Бедный не пойдет к врачу. Он пойдет сюда, - уверяет меня президент Ассоциации черных магов Чиклайо сеньор Саломон Гевара.
Помимо трав можно купить высушенные листья коки - их жуют или заваривают как чай. Галлюциногенный кактус сан-педро шаманы используют для общения с мертвыми. Чем больше у кактуса ребер, тем сильнее эффект. Еще один любопытный «препарат» - сигареты Inca, тоже лечебные, как уверяют.
Для защиты от темных сил нужно носить в кармане чеснок. Для увеличения потенции - сушеные грибы гуанарпо. В широком ассортименте чонта - жезлы шаманов. Стоит провести таким жезлом по телу больного -и он тут же должен исцелиться. Если, конечно, не вмешаются какие-то противостоящие темные силы...
Спросом пользуется магическая кукла Экеко, похожая на усатого эскимоса в шерстяной шапке. На шее у нее подвешены фальшивые доллары (приносят богатство), кусочек хлопка (чтобы была хорошая одежда), керамическое сердце (успех в любви), семена риса или кукурузы (для повышения урожайности) и даже зеленый керамический телевизор (не совсем понятно почему, но именно он должен привлечь в дом удачу).
Другие мистические предметы -скелеты жутковатых животных, чучела птиц, змеиная кожа, акульи челюсти и распятия. Все это непостижимым образом втиснуто в бутылки. За пределами Перу умельцы ограничиваются моделями парусников...
Шаманы курандерос, чтобы поставить диагноз, берут морскую свинку - молодую или старую, самца или самку (в зависимости от пола и возраста больного). Водят ею по телу больного, а потом распарывают зверьку живот и по внутренностям определяют недуг.
Более современный ритуал - освящение машины. Достаточно принести шаману автомобильную фару, он брызнет на нее травяным отваром и прочитает заклинание. После этого вас должны миновать традиционные проблемы автомобилиста - от поломок до встреч с дорожной полицией.
У опытного курандеро к каждому клиенту - индивидуальный подход. Одного впечатлит горстка невзрачных камней, другого - изображения католических святых, третьи поверят в чудо, увидев, как шаман советуется с черепом своего учителя.
Окрестности города Трухильо знамениты руинами Чан-чан. Эту столицу империи чиму, целиком построенную из необожженного кирпича, путеводители хлестко именуют «самым большим на свете городом из грязи». Мне огромный Чан-Чан напомнил расплывшийся замок из песка - дети любят возводить такие на пляжах.
От девяти великолепных дворцов могущественных правителей чиму сегодня остались только холмы и валы, разбросанные по 20 кв. км пустыни. Пока отреставрирована лишь лучше всех сохранившаяся внушительная цитадель Тшуди с 9-метровыми стенами. В свое время город 11 лет стойко выдерживал осаду инков и сдался лишь после угрозы перекрыть ирригационные каналы - в безводной местности это означало мучительную смерть...
На стенах - изображения рыб и пеликанов. Внутренние перегородки зданий представляют собой глиняные решетки с ромбовидными отверстиями. Задрапированные тканью и наполненные воздухом, днем они сохраняли в помещении прохладу, а ночью тепло.
В лабиринтах цитадели легко заблудиться, что и случается с некоторыми туристами. Но большая часть руин закрыта. Реставрация такого монументального памятника, как Чан-Чан, займет еще десятки, если не сотни лет.
Возле города Касма - свои руины. Есть ли в Перу город, который не мог бы похвастаться древностями? Культура Сечин - одна из старейших в Америке: ей около 4000 лет. Сечинцы оставили после себя камни с ужасающими рисунками.
Отрубленные головы, руки, ноги... На лицах выражение боли и страдания. Кажется, можно даже услышать скрежет зубов. Глаза на каменных портретах отсутствуют. Историки считают, что сечинцы вырывали глаза врагам, чтобы те не следили за своими обидчиками с того света. И только у жреца, изображенного в полный рост с ритуальным кинжалом в руке, глаза открыты.
Воинственная, жестокая культура. Эти рисунки вызывают оторопь: безглазые головы и отдельно коллекция глаз, отсеченные конечности, хлещущая потоками кровь...
Рассматривая эту древнюю расчлененку, я не мог отделаться от мысли, что передо мной операционная, а жрец, поднявший ритуальный кинжал - хирург со скальпелем.
Кстати, в Касме мы с Сарой познакомились с сеньором Армандо Бермудасом. Всю жизнь он торговал автозапчастями. Выйдя на пенсию, купил землю и начал выращивать авокадо.
В свои 70 лет руководит самой большой плантацией в провинции Анкаш. Сеньор Бермудас предложил нам поработать у него. Почему бы и нет? Но сначала мы съездим в горы Уараса.
К Уарасу- высочайшей горной цепи тропического пояса - съезжаются альпинисты и туристы со всего мира. Их нашествие - вдобавок к глобальному потеплению - угрожает горным ледникам, уже начавшим таять.
Места здесь невероятно красивые. Саре так понравилось в Уарасе, что она решила остаться в горах недели на две - поработать волонтером.
Я предпочел сбор авокадо. По дороге заехал к руинам Чавин-де-Уантар - еще одной позиции в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
До Чавина я добрался уже затемно. С разрешения директора музея Хуана Лопеса поставил палатку у подножия руин. Ночь была холодная, я совсем продрог и долго не мог уснуть. Меня разбудило поднимавшееся над вершинами Анд солнце и глухие звуки вонзающихся в землю лопат и кирок. Археологи начали работу на рассвете, чтобы успеть побольше сделать до наступления дневной жары. Перуанцам помогали студенты из калифорнийского Стэнфорда.
Городу около 3200 лет. Кто здесь жил, точно неизвестно. Ученые говорят о культуре Чавин - от слова «чаопин», в переводе с кечуа - «центр». Чавинцы были народом мирным и религиозным. Занимались сельским хозяйством, молились богу дождя. Главный храм Чавина достигает 10 метров в высоту и, как говорят, на столько же уходит под землю. Его до сих пор полностью не откопали.
С обратной стороны из стены храма выглядывает зубастая «гвоздь-голова». Эти каменные стражи наполняли сердца чавинцев священным трепетом. Десяток зубастых голов хранится в музее Чавина, еще 90 -внутри храма.
Из Чавина я уезжал на грузовике. Его кузов был полон кукурузных початков. Денег у водителя, видимо, совсем не было, и он за все расплачивался кукурузой: за бензин, за мелкий ремонт, за мойку. Даже дорожный полицейский получил два початка.
Ехали мы под пронзительную перуанскую музыку, когда кассета доигрывала до конца, водитель ее про
сто переворачивал. После каждой песни невидимая певица обращалась к невидимой публике: «Вы устали? Нет?! Тогда продолжаем!» Наконец я не выдержал: «Да! Да! Мы устали!» На что магнитофонная певица, нисколько не смутившись, отреагировала: «Сегодня мы поем и танцуем до утра! Ай-яй-яй-яй-яй!»
А мимо проплывали Анды. Крутые склоны пестрели заплатками полей. Наверное, так же они выглядели во времена трудолюбивых чавинцев. В перуанских деревнях, как в древности, дома строят из необожженного кирпича. Вода, глина и месяц работы успешно решают жилищный вопрос в Андах. А в целях безопасности здесь сажают кактусы поверх глиняных заборов. Значительно дешевле, чем покупная колючая проволока, а безопасность год от года только возрастает - в буквальном смысле слова...
Еще одна типичная картинка этих мест: на узеньком пятачке между дорогой и пропастью играют в футбол ребятишки. Мяч, как приклеенный, держится на полоске земли, не улетая в пропасть и под колеса проходящих грузовиков.
Футбол в этих краях кружит головы людям, как и во всей Латинской Америке. Трусы, майка с номером и кроссовки считаются достойной, приличной и модной одеждой на каждый день. Такой наряд очень популярен у молодежи.
Авокадо - любимый плод Южноамериканского континента. Мексика и Перу давно спорят о том, где люди начали выращивать этот фрукт. Само слово «авокадо» ацтекского, то есть центральноамериканского происхождения. С другой стороны, изображения авокадо встречаются на перуанской керамике еще доинкских времен.
Ферма сеньора Бермудаса «Фундо Уака Тьерра» - это 12 000 деревьев. Отсюда плоды экспортируют даже в Европу. Тот, кто впервые пробует авокадо, обычно недоумевает: что это - фрукт или овощ? Растет на дереве, но несладкий... В Латинской Америке вопрос решают просто: посыпаешь сахаром - фрукт, посыпаешь солью - овощ.
Из авокадо готовят салаты, пюре, коктейли, супы и даже мороженое. Любимый соус гуакомоле - размятый авокадо с солью, перцем, луком, лимоном, помидором и еще чем захочешь. Перуанцы утверждают, что авокадо - мощный афродизиак, да и вообще полезен для здоровья.
На сеньора Бермудаса работают 20 человек и два трактора. Тракторы разрыхляют землю между деревьями. Следом за машинами важно вышагивают разноцветные птахи, высматривающие червяков в развороченной земле.
Хозяин доверил мне сбор «элитных» авокадо. Нужно было отщипывать секатором плоды, оставляя длинный хвостик, и осторожно класть их в глубокий мешок. Эти авокадо пойдут на экспорт - значит должны быть один к одному, ни пятнышка, ни трещинки. Вообще, плоды бывают очень разными. Самые крупные весят больше килограмма, но мелкие вкуснее. За несколько дней работы я многое узнал про этот экзотический для нас овощефрукт. На прощание любезный Армандо вручил мне мешок плодов и пообещал: если приеду еще раз, он непременно поделится со мной рецептом самогона из авокадо.

Продолжение статьи - читать.