По следам искателей куньлуньского нефрита



В начале 1992 г. крестьянин по имени Даси из города Голмуд провинции Цинхай случайно обнаружил неподалеку от пика Юйнюфэн нефритовую глыбу изумрудно-зеленого цвета, весившую несколько десятков килограммов. Два дня спустя Даси вновь отправился на Юйнюйфэн, на этот раз с сыном и двумя друзьями. Когда они спустя три часа добрались до вершины, перед ними открылась удивительная картина: повсюду можно было видеть нефритовые глыбы и гальку белого, белесоватого или изумрудного цвета. Так было найдено это коренное месторождение, существовавшее здесь миллионы лет...

Чарующий нефрит Куньлуня
Куньлунь - одна из крупнейших горных систем Азии - тянется от Памира на западе до Хэндуань-шань (Сино-Тибетские горы) на востоке. Высота большинства пиков Куньлуня превышает 5000 м. В ходе изучения этой горной системы, а также Гималаев ученые пришли к выводу, что чарующий полупрозрачный минерал нефрит образуется в результате движения и столкновения тектонических плит и под воздействием магматических пород.
В Китае культура нефрита зародилась в древности. На развалинах неолитической стоянки Лацзя-цунь (уезд Миньхэ, пров. Цинхай) когда-то было обнаружено  большое количество изделий из нефрита. По словам Вань Жэньсяна, научного сотрудника Института археологии Академии общественных наук Китая, судя по обнаруженным изделиям из нефрита и по размерам фрагментов необработанного нефрита, это место уже в далекой древности служило своеобразным собирательно-распределительным центром нефритового камня.
Легенды гласят, что нефрит наделен волшебными свойствами, может служить оберегом и даже... гарантирует бессмертие. Поэтому его называют «камнем жизни». В Китае нефрит очень ценится как декоративно-поделочный материал, сырье для ювелирных изделий и считается «национальным камнем Поднебесной». Конечно, почтительное отношение к нефриту во многом продиктовано восхищением его красотой, гладкостью и прочностью, а также суевериями и традицией, однако, согласно научным данным, куньлуньский нефрит содержит различные микроэлементы, такие как селен, цинк, медь, кобальт, марганец. Носить на себе нефрит полезно.

В поисках новых залежей нефрита
Переправившись через реку, мы приехали на нефритовый рудник «Енюйгоу», который расположен на высоте 5000 м над уровнем моря. Искателей нефрита, или, как их называют по-китайски, «собирателей нефрита», это место притягивает к себе словно магнит. Здешний нефрит-сырец и сортовой нефрит славятся крупными размерами, высоким качеством, прекрасными оттенками. В Китае хороший нефритовый камень стоит баснословно дорого. Легенды о тех, кто, работая на нефритоносных объектах, разбогател за одну ночь, привлекают сюда многих мечтателей.
Добравшись до нужного места, мы уже задыхались от усталости. Лучи солнца отражались от белокаменных карьеров и снеговых залежей. Глаза слепило от солнечного света. Фигуры рудокопов издалека казались маленькими, и раскинувшаяся перед глазами картина напоминала рассыпанные по белой тарелке семена кунжута.
Нефрит здесь не собирают, а добывают шахтным способом. Добыча нефрита сопряжена с различными рисками. На протяжении веков известно множество историй о том, как рудокопы лишались здоровья, а то и жизни, или тратили все свои сбережения на постановку дела, а нефрита так и не находили. В этих местах работают в основном представители народности хуэй, приехавшие сюда попытать счастья из бедных деревень провинций Цинхай и Ганьсу или Нинся-Ху-эйского автономного района. Сяо Хань — один из руководителей на здешней выработке. Он повел меня в разведочную штольню, находившуюся на глубине нескольких десятков метров.
Ширина штольни составляла не более метра. Нам приходилось пробираться ползком. Я думал, что внутри я увижу гладкие, словно глянцевые, нефритовые стены. Однако мы дошли уже почти до конца, а нефрита так и не увидели. Когда мы выбрались на поверхность, я попросил Сяо Ханя показать мне, где можно сфотографировать нетронутое месторождение, гнезда или жилы еще не разработанного нефрита. Покачав головой, Сяо Хань с грустью признался: «Мы здесь занимаемся добычей уже больше года, но ни на один достойный рудник еще не вышли».
Оказывается, нефритносная порода залегает неравномерно, а нефритовое сырье надо извлекать из огромных глыб твердой каменной руды. Ради добычи куска нефрита, необходимо потрудиться, да так, чтобы не повредить этот нефрит. Труд рудокопов очень тяжелый, к тому же эти люди должны уметь определить, где залегает нефрит.
Увидев своими глазами, как работают «собиратели нефрита», и поняв, что их труд часто не достигает намеченного результата, я осознал, как дорого достается людям этот «камень бессмертия». На руднике «Енюйгоу» Сяо Хань и несколько десятков его коллег работают денно и нощно уже более года; в совокупности они вложили десятки миллионов юаней, но до сих пор не обнаружили ни одной стоящей нефритовой жилы.
И, тем не менее, несмотря на это люди не перестают приезжать сюда в надежде, что обнаружат коренное нефритовое месторождение. Далеко в горах Куньлуня трудится немало бригад искателей нефрита. Именно благодаря их мечте, надежде, упорству и труду продлится жизнь чарующего куньлуньского нефрита.