Эквадор (часть 2)



Окончание. Начало статьи - читать.

Часто гуи разводят прямо в домах. Их держат в невысоких загончиках. Выбраться наружу животные не могут. Зато если уж это удается, засунуть гуи обратно не так-то просто. Он может перемещаться с бешеной скоростью и, если в доме достаточно темных углов, превращается в неуловимое домашнее привидение...
Морских свинок даже экспортируют - в страны, где живут потомки инков. Говорят, в Перу вывели новую породу морской свинки, размером с собаку! Надо будет обязательно посмотреть.
Побывав в горах, мы с Сарой решили отправиться в джунгли Амазонии. Все как один путеводители завлекают сюда толпы западных туристов обещанием встречи с диким неисследованным миром. Увы, джунгли давно коммерциализировались. Вожди амазонских племен теперь учреждают туристические компании, строят гостиницы, выдают гидам лицензии и устанавливают далекие от божеских тарифы на прогулки в каноэ и просмотр «голых плясок».
В поисках настоящего, непоказного уклада жизни мы добрались до долины реки Пастаса - одного из притоков Амазонки. Здесь в деревне Кото-коча проживают 40 индейцев кечуа -довольно многочисленного народа, обитающего в основном на территории Эквадора, Боливии и Перу.
С деревенским вождем удалось договориться сразу: мы сказали, что поможем индейцам строить соломенные хижины. За это нам разрешили остаться в деревне на несколько дней и даже пообещали кормить.
Освальдо, так звали вождя, сам не кечуа. Он родом из племени шуаров -тех самых коллекционеров сушеных голов. Освальдо свободно говорит на языках обоих племен и на испанском. Своей матери он не помнит. У шуаров распространена полигамия, и дети считаются общими. К кечуа Освальдо попал еще ребенком. То ли его продали, то ли он стал военным трофеем в очередной племенной стычке, подробностей я не понял. Юноша вырос среди кечуа и оказался крепким и с характером - так что со временем занял место вождя. Несмотря на его грозное шуарское происхождение, мы с Сарой за наши головы не волновались. Шуары еще никогда не отрезали головы европейцам.
Работа, которой мы занимались в деревне, оказалась несложной: собирать листья пальмы морете и рубить бамбуковые колья. Индейцы ставят свои хижины на высокие сваи, чтобы не заливало во время дождя, да и от диких зверей как-никак подальше. Стены из бамбуковых жердей, крышу покрывают пальмовыми листьями. Раз в четыре года ее надо менять, иначе зарастет орхидеями и прочими тропическими лопухами.
Индейские харчи, за которые мы работали, не отличались разнообразием: на завтрак, обед и ужин - вареный корень юкки и рыба шигли, запеченная в листьях. Рыба эта, пойманная в местной речушке, заставляет вспомнить о тех временах, когда на Земле в помине не было не только людей, но даже зверьков гуи. У нее множество плавников, она перебирает ими по дну как ногами, а вместо чешуи у нее панцирь, похожий на панцирь креветки.
На десерт мы с Сарой каждый раз срывали ананас - они растут вокруг как сорняки - и запекали его на углях. Получалось вкусно.
К нам кечуа относились спокойно и без особого интереса. Даже дети не бегали следом и не попрошайничали. Жизнь в деревне течет размеренно: каждый знает свое дело и больше ничем особо не интересуется.
По ночам мы подолгу вслушивались в таинственные, ни на что не похожие звуки Амазонии. Джунгли совсем рядом - за бамбуковой стенкой хижины. Крупных зверей, мы, правда, так и не увидели, зато познакомились со множеством насекомых. Кого там только не было: 20-сантиметровые сколопендры, ловко притворяющиеся листиками мотыльки и кузнечики, сверкающие всеми цветами радуги пауки и еще какие-то совсем уж невероятные твари... Наконец Сара решительно заявила: - Уезжаем! Мне надоело видеть сны про гигантских насекомых и многоногих монстров!
Живописные городки, которые хотелось бы рассмотреть поближе: стоящий практически в джунглях Пуйо, Бань-ос - популярный курорт с горячими источниками и очень красивыми водопадами у подножия действующего вулкана, основанная испанцами в 1534 году Риобамба...
Но в Ингапирке, знаменитой самой большой в стране доиспанской крепостью, мы все же задержались. Ее строители - воинственный народ каньяри - дали ей имя Хатун Каньяр, «Великий Каньяр». Пришедшие сюда инки крепость захватили, перестроили, переименовали в Ингапир-ку - «Стену Инки» - и оставили в ней гарнизон, контролировавший захваченные земли.
Сегодня по развалинам крепости гуляют туристы и ламы. А в десяти минутах ходьбы от руин есть еще одно любопытное место - Ингакагуи -«Лицо Инки». Край скалы похож на грозный профиль древнего бога. У подножия - алтарь. Божеству приносили в дар животных: богатые инки резали мохнатых большеглазых лам, бедняки - маленьких, жалобно пищавших гуи.
Мы поставили палатку на холме неподалеку от Ингапирки. Вечером к нам неожиданно заявились гости -индианки в длинных юбках и шляпах-котелках с целой оравой детишек. Пришлось развести огромный костер. Ребята приволокли откуда-то ствол сухой пальмы. Когда она загорелась, из нее повыскакивали многочисленные жуки и скорпионы и разбежались в разные стороны.
Ночью, замерзая в палатке, мы не раз вспомнили жаркое пламя костра. Не зря говорят, что в Эквадоре времена года меняются в течение суток: днем - лето, вечером - осень, ночью - зима, а утром - весна.
Отогревшись в лучах утреннего солнца, мы направились в Куэнку, последний значительный город на нашем эквадорском маршруте. Дорога узким шнурком извивалась между гор. Их склоны поделены на участки и засеяны ячменем и кукурузой. Издалека горы похожи на гигантские шахматные доски. Кое-где виднеются фигурки крестьян. Как только они умудряются работать на склонах, крутизна которых порой превышает 45 градусов?
Куэнку называют самым красивым городом Южной Америки. Город действительно необыкновенный. Недаром он числится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Колониальная планировка: улицы параллельны и перпендикулярны друг другу, вымощены брусчаткой. Невысокие дома покрыты красной черепицей. Куэнка
по праву гордится своими церквями, особенно новым кафедральным собором - грандиозных размеров и причудливой формы. В мозаичные витражи с библейскими сюжетами ненавязчиво вплетаются доиспанские - языческие - символы луны и солнца. Даже у Святой Девы кожа смуглая, как у индианок.
А в женском монастыре Кармен-де-ла-Асунсьон можно увидеть старинные фрески. Вот, например, «Тайная вечеря»... Постойте, а что это лежит на тарелке перед Христом? Это же знакомый нам жареный гуи! Да и сидящие вокруг апостолы с интересом поглядывают на диковинные блюда эквадорской кухни.
В церкви Сан-Блас весело: играет поп-музыка, толпится народ. Церковь оккупировали духовные наследники тех, кого Иисус когда-то изгонял из храма. На лотках разложены книги, компакт-диски, какие-то фенечки с крестами. Торговля идет бойко -прямо не церковь, а ярмарка. Покупаешь две Библии, третья - бесплатно.