Саамы – самое счастливое меньшинство



Я отправился в саамский детский сад. И прямо в дверях этого учреждения был пойман самым настоящим лассо. На меня с восторженными воплями набросились три карапуза лет четырех-пяти.
-  Извините, так неудачно получилось, - смущенно проговорила воспитательница Элин Бэк.
В садике 19 детей от 3 до б лет. В поселке есть шведский садик, но родители, даже если только один из них саам, предпочитают отдавать своих детей сюда.
-  Сейчас все понимают: знание еще одной культуры только обогатит ребенка, - говорит Элин. - Они здесь кроме шведского учат еще и два диалекта саамского. Сможете припомнить еще какой-нибудь язык, где оленя можно назвать пятьюдесятью словами, а для описания снега существует 200 определений?
В детсаду чучела птиц, на стене - деревянные модели охотничьих ружей. Игрушки - сплошные олени, от крохотных до размером с собаку. В одной из комнат стоит компьютер, набитый познавательными играми с местным колоритом. Я взглянул на экран: девочки наряжали куклу в традиционную одежду. Рядом с каждым предметом туалета - его название по-саамски. Но это еще не все различия между шведским и саамским детсадами.
-  Видите, над каждой ячейкой табличка с именем и фамилией ребенка, - воспитательница подводит меня к вешалке. - А у шведов - только имена. В саамской культуре фамилии очень важны, родословные прослеживаются на много поколений.
Еще недавно на этой вешалке значилось имя сынишки российской саамки из Ловозера на Кольском полуострове Анны Фроловой. Сейчас мама постигает опыт самоуправления в национальном парламенте-саметинге, сын учится в школе в Йокмокке.
-  Напишите, что саамы цивилизованные люди, - просит меня Элин Бэк. - Ведь даже шведы на юге страны думают о нас черт-те что. Моя дочь учится в гимназии, «чатится» в интернете со всем миром, а ее шведские приятели спрашивают, живет ли она в коту-чуме, любит ли сырое мясо и есть ли у нас электричество.
-  Саамы, между прочим, это и работники современных предприятий, использующих информационные технологии, - говорит мне воспитательница детсада, - ты сходи на «ТЕЛЕ24» через дорогу, сам убедишься.
Переступив через развалившегося у дверей лохматого пса - родственника сибирских лаек - я вступил в саамский мир нового тысячелетия. Повсюду стекло, пластик, мерцающие мониторы. Офис, который никак не ожидаешь встретить в северной глуши, где волки бродят вдоль шоссе.
-  Мне всегда нравились компьютеры, - говорит 25-летний Квикк Йокк, - я закончил гимназию и открыл фирму по продаже коммутаторных услуг. Раньше здесь была авторемонтная мастерская - грязь, лужи масла, а теперь чистота, можно хирургические операции делать.
В фирме начинали работать три человека, сейчас за компьютерами сидят 30 телефонистов, обслуживающих почти 5 тысяч предприятий по всей Швеции и выполняющих работу внутренних коммутаторов фирм.

Народ, связанный Паутиной
Последним ударом по моим традиционным представлениям о саамах стал визит в местную высшую народную школу. Среди обычных предметов выделялся курс оленеводства. В классе, опять же с помощью компьютера, учили и разделывать оленя, и правильно продвигать на рынок мясо, шкуру, рога.
- Удачно зашел, мы как раз Саменет, саамскую сеть в интернете запустили, - приветствует меня Хенрик Кухмунен, молодой парнишка в джинсах и очках.
Теперь саамы на просторах Норвегии, Швеции, Финляндии и России могут общаться. Скоро шведские саамы отправят на Кольский полуостров компьютеры, и к Саменету подключатся 2 тысячи российских собратьев.
Прогуляться по саамской электронной тундре смог и я. За информацией об очередном заседании саметинга следует информация о политических организациях. У 17 тысяч шведских саамов 13 партий, названия которых напоминают сегодняшние российские движения: «Саамы - за будущее», «Саамский выбор», «Саамская солидарность», «Мир и Покой - Ценности прошлого». Я не встретил только «Нашего Дома - тундры» и «Саамского Отечества». С заснеженных лесных просторов летела по электронным сетям саамская перекличка.
«Привет! Не видел, куда подевались мои 60 оленей, которые паслись у излучины реки возле сломанной сосны?» - спрашивал один оленевод другого. Компьютерный ответ так же выразителен, как и разговор в коту-чуме: «Все знают, что у тебя никогда не было 60 оленей, а эти 40 заморышей оказались на моей территории и сейчас отжираются на моей подкормке. Забирай немедленно, а то я приведу свое стадо к тебе». На Саменет выведены и сообщения с биржи труда. «Требуется оленевод на полставки. Для работы летом требуется навык езды на лошади».
«Наездника трудно найти, - комментирует создатель саамской Паутины. - Молодых сейчас в седло не загонишь, в моде джипы и снегоходы. На лошадях трясутся только стокгольмские гимназистки из богатых семей. Может, на Стокгольм объявление перекинуть?  Пусть кто-нибудь из буржуйских детей подработает в каникулы».
Я покидал Йокмокк в сумерках. В сугробах отражались мерцающие экраны компьютеров и телевизоров. Шоссе вело вновь на север, в норвежский Карасйок.

Парламент - это Карасйок!
Границу между Швецией и Норвегией проскочили незаметно, зато начало саамских территорий в Норвегии было четко обозначено. На обочине вдруг вырос огромный щит с уже знакомым словом SAPMI. К щиту была привязана одинокая мохнатая лайка. Саамский Мухтар не стал облаивать нарушителей границы, он напряженно смотрел в снежную пустыню, куда вели следы снегохода его хозяина.
Появились магазинчики и мастерские по обслуживанию снегоходов. Мы - в Карасйоке. Этот поселок может войти в Книгу рекордов Гиннесса как место наибольшей концентрации парламентариев в мире. На пятьсот жителей поселка приходится 39 народных избранников. В Карасйоке заседает саамский парламент, избираемый по всей стране, а поскольку Норвегия - по сути страна двух народов, норвежцев и саамов, то этот парламент считается столь же достойным органом, как и стортинг.
Автобус подкатил к большому деревянному зданию. Часть крыши сделана в виде огромного чума. Здание парламента обошлось в 13 млн долларов. Его украшают две превосходно выделанные шкуры - оленя и гигантского палтуса. На одной автограф короля Олафа, на другой - его сына, нынешнего короля Харальда. Между этими знаками уважения к народу разместилась самая большая в мире саамская библиотека.
- Сегодня литературы на нашем языке издается много, учреждена даже университетская кафедра саамского языка, - рассказывает Пол Хиванд. - Но государство пока мало делает, чтобы спасти саамский язык от влияния английского. Почему-то норвежский язык они защищают! И еще нас беспокоит дискриминация в области компьютерных технологий. В саамском алфавите есть специальные буквы, которые не введены в программное обеспечение и в клавиатуру компьютеров. Поэтому мы вынуждены работать в основном с английским языком. И еще нас дискриминируют в области оленеводства, ограничивая выпас на отнятых у нас когда-то землях.
На вопрос, есть ли олени у самого директора по информации, мой собеседник пожимает плечами: «Мне некогда этим заниматься. Вообще, олени есть только у 10 процентов саамов, но они - символ нашей культуры. Поэтому мы за них боремся».
К нашему разговору присоединяются президент парламента Свен-Руаль Нюсто и вице-президент Ранхиль Нюстад, представительная дама с высшим образованием, только что вернувшаяся с очередной конференции по правам малых народов. Хорошо отрепетированный монолог саамского президента был посвящен проблемам его народа, но я не мог удержаться от мысли, что это лишь умело замаскированный доклад об успехах.

Зачем им пол-Норвегии?
Норвегия - самая продвинутая страна в области защиты национальных меньшинств. Она первой ратифицировала международную конвенцию по правам коренных народов 1990 года. И теперь с помощью этого тарана саамы добиваются от правительства все новых уступок.
Например, удалось добиться, чтобы в 6 муниципалитетах Норвегии преподавание в средней школе и вся документация в госучреждениях велись на саамском языке. Хотя местные норвежцы и устраивали демонстрации, возражая против принудительного перевода их детей на саамский язык. Вся Норвегия состоит из 435 коммун, большинство из которых никак не поддаются осаам-ливанию. Судебное производство в местах проживания коренного населения переведено на саамский, но необходимо изменить судебные термины и скорректировать законы с учетом разницы психологии норвежцев и саамов.
По преданию, в древности саамы владели более чем половиной норвежской территории. Сейчас район их компактного проживания съежился до нескольких муниципалитетов области Финмарк, а 96% земли на севере принадлежат государству. Саамские политики давно и безуспешно бились с Осло, доказывая, что все вокруг - их земли.
И вдруг саамам удалось отсудить у государства кусок земли под названием Свартскуг. Верховный суд, подверженный либеральным европейским веяниям, вынес решение в пользу коренного народа. Прецедент открыл невероятные перспективы: главные юристы страны признали, что у саамов, пользуясь их незнанием норвежского языка, отняли территории. Уже не саамы должны  доказывать свои права на землю, а ее нынешние владельцы!
-  Мы можем отсудить полНорвегии, - говорит глава парламента. - Но что нам с ней делать?

Враг №1 - Бритни Спирс
Наконец настало время спуститься с высот большой политики на промерзшую саамскую землю. Вице-президент саметинга Ранхиль Нюстад согласилась поговорить о быте своего народа.
-  Мы боремся за повышение рождаемости. Зачем нам земля, если наша численность не будет расти? А западная мода работает против нас. Главный враг саамской женщины и будущей матери - Бритни Спирс! Посмотрите, туристки ходят в мехах, а наши девчонки одеваются под Бритни - с обнаженными животиками и в обтягивающих тонких штанишках, даже в мороз. Эта мода бьет по женскому здоровью. И еще одна проблема - неправильное питание. Юные саамы питательной и витаминной пище отцов - оленине - предпочитают пиццу и гамбургеры. Традиционные продукты раскупают туристы. Хорошо хоть благодаря вам, русским, у нас в рационе ржаной хлеб закрепился.
И вице-президент рассказывает, что в 1944 году в Норвегию с севера вошли советские войска, а южнее высадились англичане. Между Москвой и Лондоном началась борьба за саамские желудки. Англичане заваливали изголодавшихся саамов солдатскими пайками с галетами и кексами, а русские пекли и присылали свежий черный хлеб.
-  Вы бы видели, какие зубы к концу войны были у нашего населения! Гнилые, шатались - какие галеты ими угрызть! А мягкий черный хлеб саамам полюбился. И он полезнее белого - люди пошли на поправку. Сталин хотел нас в коммунистов превратить, но добился лишь, что мы хлеб по русскому рецепту печем.
-  А говорят, скандинавский север - главная цитадель марксистов-ленинцев?
-  У нас до сих пор ленинцев много. Это заслуга ваших военнопленных. Здесь во время войны лагерь был, и многие русские к саамам бежали. У нас тогда жила знаменитая женщина, ее прозвали Мама Карасйок - скольких ваших она спасла!
Русские беглецы, по словам госпожи Нюстад, скрывались от немцев на дальних стойбищах. И так умело маскировались под саамов, так научились управляться с оленями, что коренные жители их зауважали. А вместе с любовью к русским в сердца саамов проник марксизм-ленинизм.
-  У нас ведь еще в XVIII веке распространилось особое направление в лютеранстве, суть которого заключается в презрении к богатству: чем человек беднее, тем легче ему попасть в рай. Вот ваш Ленин и стал в войну нашим
новым богом. А теперь саамские большевики сидят под портретами Ленина и мешают прогрессу народа. Им не нравится, например, что саамы - лучшие биржевые маклеры в Норвегии.
-  Но ведь биржа в Осло?
-  Ну есть же интернет, - снисходительно пояснила госпожа Нюстад. - Для маклера главное -крепкие нервы, терпение и наблюдательность: именно эти качества отличают саамов.

Нужна бабушка-саамка
В Скандинавии часто говорят о «Саамском треугольнике» с вершинами в трех неизвестные миру столицах - Инари, Йокмокке и Карасйоке. Здесь исчезают люди: туристы и местные финны, шведы и норвежцы расстаются со своим прошлым и, сменив имена и фамилии, возрождаются в облике саамов. Одни из тяги к экзотике, другие - чтобы приобщиться к экономическим благам, которые сыплются на представителей некогда угнетаемого народа. Пока «правила приема» в саамы либеральны - достаточно бабушки или дедушки соответствующей крови. Кстати, как уверяют радикалы, в древности саамы заселяли не только Скандинавию, но и европейскую часть России. Так что если перспективы, открывающиеся перед саамским народом, вас вдохновили, покопайтесь в своей родословной.       

Алексей Смирнов