Музей-заповедник (1 часть)



Тот, кто хотя бы раз любовался величественной панорамой Москвы с эспланады Ленинских гор, навсегда запомнил уголок Древней Руси, сохранившейся невдалеке от гигантской чаши самого большого в стране стадиона. Это — Новодевичий монастырь, одна из многочисленных некогда подмосковных крепостей.
В 1395 году Великий князь литовский Витовт штурмовал город Смоленск. Удельному князю Юрию Святославичу удалось избежать плена; он собрал новое войско и в 1401 году освободил свой город. Однако он понимал, что удержаться в Смоленске ему не по силам. Тогда Юрий поехал за помощью к Московскому князю Василию Дмитриевичу, женатому на дочери Витовта, надеясь, что интересы русской земли окажутся выше родственных. «Тебе все возможно,— говорил он Василию, он тебе тесть и дружба между вами большая, помири меня с ним, чтоб не обижал меня. Если же он ни слез моих, ни твоего дружеского совета не послушает, то помоги мне, бедному, не отдавай меня на съедение Внтовту. если же и этого не хочешь, то возьми город мой за себя; владей лучше ты им, а не Литва». В знак того, что он отдает свое княжество под покровительство Москвы, Юрий привез с собой и передал Василию икону Божьей матери, считавшуюся главной святыней Смоленска. Эта древнейшая на Руси икона была, по преданию, привезена из Византии женой Великого князя киевского Владимира в X веке.
Пока Юрий вел переговоры в Москве, Витовт опять захватил Смоленск, на этот раз надолго. Икона осталась в дворцовой церкви Великих князей московских — Благовещенском соборе Кремля.
В 1456 году московские князья возвратили Смоленску его святыню. Многолюдная процессия с пением сопровождала икону от ворот Кремля по старой Смоленской дороге до обширного поля в живописной излучине Москвы-реки. Поле называлось Девичьим, легенда гласила, что сюда собирали девиц, угоняемых в ордынский полон. На Девичьем поле было совершено богослужение и состоялась церемония торжественной передачи посланцам Смоленска древней святыни. Икона как бы служила символом духовного единства русских земель, залогом того, что Москва не оставила мысли помочь своим смоленским братьям.
К началу XVI века освобождение верховьев Днепра становится первоочередной задачей растущего Великого княжества Московского, но два похода Великого князя Василия III на Смоленск были безрезультатны. В 1514 году в день Федора Стратилата-святого, считавшегося покровителем воинства,— Василий III вновь повел свои войска на штурм Смоленска. Великий князь, по обычаю тех времен, дал обет построить в случае победы монастырь на том самом месте, откуда русское войско отправилось в поход. Смоленск был взят 29 июля 1514 года. Однако Василий III только в 1523 году вспомнил о своем обете. Отправляясь «воевать Казанское царство», «идучи на свое дело к Казани», Василий III написал: «Яз тогды обещал поставити на Москве на посаде (т. е. за пределами Кремля) Девич монастырь», и далее, завещая своим наследникам осуществить этот обет, если «того монастыря при своем животе» не успеет построить, отпускал для этого из своей казны три тысячи рублен и два села.
Через год, в 1524 году, Василий III «поставиша нов монастырь Девич у града Москвы за посадом»,— сообщает летопись. Новым монастырь назывался в отличие от существовавшего женского монастыря на Остоженке, основанного в XIV веке.
Местом для нового монастыря было выбрано Девичье поле. В июле 1525 года здесь был воздвигнут собор во имя Смоленской божьей матери, а в просторечии Смоленский собор, памятник взятия Смоленска. Пятиглавый, по образцу Успенского собора Кремля, он казался грандиозным на фоне далеких Воробьевых гор, своей синевой подчеркивавших белизну суровых, лишенных украшений стен. Монастырской ограды еще не было, и бесконечное, ровное, как стол, Девичье поле казалось зеленым ковром, постланным перед величавым гигантом. Выложенный из побеленного кирпича с деталями из белоснежного подмосковного камня, собор казался еще выше благодаря сводчатому подклету. Порталы, углубляющиеся в каменный массив, и могучие лопатки, расчленяющие архитектурный объем с востока и запада на три, а с юга и севера на четыре равные доли, подчеркивают крепостную мощь стен. Увенчанные крестами купола на высоких барабанах, придавали сооружению ощущение грозной силы. Внутри стены, крещатые столбы, поддерживающие своды, и барабаны куполов были покрыты фресками. Темы победы, триумфа звучат, как фанфары, в симфонии золотистых, коричневатых и серо-голубых красок.
Главная мысль, которую выражали фрески,— объединение русских земель. Удельные князья причисленные к лику святых, которые прежде почитались лишь в пределах своих родовых земель, были изображены на столбах собора и отныне приобрели общерусское значение.
Особое место заняло в системе росписей изображение воинов. Среди них гордо, как шлем, несет свой золотой нимб стройный Федор Стратилат. (В день именин этого святого Василий III выступил в победоносный поход на Смоленск.) Мягкая округлость ликов, жизненность поз, особая поэтичность в изображении среды, будь то пейзаж или богатые палаты, делают этот фресковый цикл одним из самых значительных в истории московской монументальной живописи XVI века.

Стены монастыря были построены в конце XVI века для охраны подступов к Москве от «нагаев, литовцев и иных лихих людей». Московские монастыри полукольцом стояли на основных дорогах. Новоспасский и Симонов — на дороге в Коломну, Данилов — на дороге в Серпухов, Андроников — во Владимир, Донской — на Калугу. Все они строились как крепости.
Новодевичий монастырь находился по соседству с тремя главными переправами через Москву-реку — у Дорогомилова, Крымского брода и Воробьевых гор, что придавало ему особое значение. В мае 1571 года монастырь, как и вся Москва, был разграблен ордами крымского хана Девлет-Гирея. Но, когда через двадцать лет к столице подошел хан Казы-Гирей, его встретил такой огонь русской артиллерии со стен Донского и Новодевичьего монастырей, что крымцы отступили В Новодевичьем монастыре крестили своих дочерей князья и пострига лись в монахини члены княжеских семей и знатные боярыни. Каждое такое событие сопровождалось крупными вкладами или новыми постройками; так в 1547 году Иван Грозный в честь рождения своей дочери заложил в монастыре деревянную церковь, в которой она была крещена, а через год похоронена.
При Иване Грозном в монастыре постриглась вдова убитого им СЫНа Елена. Царь заточил сюда свою невестку Ульяну, надоевшую ему своими ходатайствами за опальных, а затем приказал ее утопить. Многих знатных боярынь постригали насильно для пресечения рода. В 1598 году после смерти царя Федора, его вдова царица Ирина постриглась в Новодевичьем монастыре в монахини под именем Александры. Рядом с ней поселился ее брат Борис Годунов, притворно выразивший желание отойти от дел и постричься в монахи.
Как пишет современник, знатнейшие духовные особы, князья и бояре, купцы и царедворцы, воины и ремесленники, отправились в монастырь для предложения правителю царской короны.
Лицемерный Борис Годунов принял царскую корону в Новодевичьем монастыре, отнекиваясь и как бы уступая просьбам народа. После этого он всячески украшал и укреплял место своего избрания на царство, ибо здесь родилась новая «его» династия, сменившая Рюриковичей. Для своей сестры он построил затейливый деревянный терем, трапезную с Амвросиевской церковью. Эта группа, позднее слившихся воедино разновременных построек, получила название «Иринины палаты».
Смоленский собор при царе Борисе был обнесен открытой галереей, придавшей большую приветливость его суровому облику.
При Годунове монастырские стены были перестроены по всем правилам фортификации. Четыре круглые башни по углам давали возможность вести круговой обстрел, а восемь квадратных башен получили специальные стоки, при помощи которых осажденные могли обливать противника смолой и кипятком. Башни и стены были увенчаны двурогими зубцами, называвшимися «ласточкиными хвостами», в зубцах через один были проделаны щелевидные бойницы. На башнях бойницы были рассчитаны на ведение огня в три яруса для «подошвенного, среднего и верхнего боя». Укрепления были усилены системой прудов, создавших водную преграду вокруг стен, а две проездные башни, кроме окованных ворот, имели еще спускные решетки.

В 1610 году москвичи «ссадили» царя Василия Шуйского, но другого выбрать не успели. В Коломенском разбил свой стан Лжедмитрий II, а у стен Новодевичьего монастыря стали лагерем войска польского королевича Владислава. Оба претендовали на русский престол. Гетман Жолкевский, выступавший от имени Владислава, которому было всего 15 лет, послал московским боярам письмо: «Желаю не крови вашей,— писал он,— а блага России, предлагаю вам державство и гибель Самозванца». Неизвестно, какое «благо» сулил гетман, но обещание уничтожить Самозванца подкупило. Бояре направили послов, чтобы договориться об условиях избрания Владислава. Переговоры велись в Новодевичьем монастыре. В одном из пунктов договора между Москвой и Польшей говорилось: «Стоять ему (гетману Жолкевскому) с войсками у Девичьего монастыря и не пускать никого из своих людей в Москву для нужных покупок без позволения бояр и без письменного вида».
Подписав договор, бояре призвали к присяге народ. На Девичьем поле были разбиты два огромных шатра, где москвичи целовали крест и евангелие в знак верности польскому королевичу. Присяга длилась неделю, и каждый день устраивались гуляния для московских людей Через неделю польское войско под покровом ночи вышло из Новодевичьего монастыря, заняло все укрепления Белого города, Китайгорода и Кремля, и утром москвичи проснулись пленниками.
Стены Новодевичьего монастыря на протяжении трех лет были свидетелями многих эпизодов борьбы русского народа против иноземных захватчиков.
В начале 1613 года к Москве подошло ополчение Минина и Пожарского. 22 августа 1613 года ополченцы штурмовали Новодевичий монастырь и выбили оттуда литовские войска гетмана Ходкевича. Это был переломный момент войны. Благодаря стратегическому расположению монастыря, противник, засевший в Кремле, оказался отрезанным от линий снабжения и от путей, по которым могло прийти подкрепление.
Начинается восстановление Новодевичьего монастыря. Возвращаются монахини, во время боев за Москву выехавшие в глубь России, вступают в монастырь женщины, потерявшие в войну мужей, отцов, сыновей. В 1614 году царь Михаил Федорович посылает четырнадцать царских иконописцев для восстановления Смоленского собора, сильно пострадавшего от поляков, употреблявших иконы на дрова.
В царствование Алексея Михайловича монастырь снова становится одним из самых крупных и богатых в России. Богатство монастыря позволило приглашать лучших иконописцев и зодчих со всей России. Так, в 1666 году стенные росписи были поновлены мастерами Оружейной палаты: ярославцами Ивашкой Елизаровым и Федькою Карповым, костромичами Маркою Назарьевым и Фролкою Леонтьевым, великоустюжцами Ивашкою Гольцовым и Ивашкою Соколовым.
Царь Алексей Михайлович часто посещал монастырь, принимал участие в крестном ходе, который устраивался каждый год 28 июля в храмовый праздник Смоленской богоматери, и показывал монастырь, как диво, иностранцам. Павел Алеппский, приглашенный в Новодевичий монастырь вместе со своим отцом Антиохийским патриархом Макарием, оставил его подробное описание. Больше всего иностранцев поражало богатство внутреннего убранства церквей и особенно Смоленского собора. «Даже в царских церквах (т. е. кремлевских) мы не находили таких украшений, как в этой церкви»,— пишет Павел Алеппский.
С 1682 года Новодевичий монастырь становится резиденцией правительницы государства царевны Софьи. Восемь лет правления Софьи отмечены бурным строительством монастыря. 50 резчиков, 13 «становчников», 16 «кормовых золотарей» и иконописец Дорофей Золотарев делают в Смоленском соборе новый иконостас — одно из самых замечательных произведений русского декоративного искусства XVII века.
В 1685—1687 годах Софьей возведена обширная, перекрытая единым коробовым сводом трапезная палата с Успенской церковью. Высокий подклет палат из белого камня предназначался для монастырских запасов, для варки пива, кваса и меда. Палату окружала открытая галерея — гульбище, на которую вела пологая лестница. По ней чинной чередой поднимались к трапезе одетые во все черное монахини.
Монастырские башни вместо двурогих зубцов приобретают затейливые завершения наподобие корон, а входы отмечаются надвратными церквами.
Особенно хорош главный парадный вход на северной стороне монастыря с надвратной Преображенской церковью. Стройная, разукрашенная кирпичная церковь словно вырастает из приземистых арок трехпролетных ворот. Три яруса окон с кружевными наличниками из белого камня неожиданно завершаются белокаменными раковинами, над которыми взлетают ввысь пять замысловатых золотых куполов на тонких граненых барабанах. Рядом с Преображенской церковью протянулись двухэтажные палаты, имевшие некогда окна с затейливыми свинцовыми переплетами на втором этаже. Здесь были палаты царевны Екатерины, сестры Софьи. Наконец, над южным входом строится надвратная Покровская церковь с тремя главами.

Продолжение статьи - читать.