Музей музеев (часть 2)



Продолжение. Начало статьи - читать.

С глубокой древности принято архитектуру сравнивать с музыкой: и та и другая основаны на ритме, на гармоническом соотношении частей. Но вряд ли можно найти другое архитектурное сооружение, которое, подобно Ивану Великому, так сливалось бы с музыкой. Каждый ярус колокольни имел свою собственную тональность. В самом верхнем ряду располагались колокола дискантовые. Во втором ярусе — шесть колоколов альтовых, в первом ярусе — шесть колоколов теноровых, на звоннице — колокола басовые. «Сначала шесть раз ударяет в один наименьший колокол, а потом попеременно с колоколом побольше шесть же раз; затем уже в оба попеременно с третьим, еще большим, столько же раз и в таком порядке доходят до самого большого; тут ударяют уже во все колокола и притом столько же раз. Затем вдруг перестают, а там в том же порядке начинают сызнова. И так повторяется на дню много раз». «А как, случалось, зазвонят в замке в перечисленные выше тридцать-то семь колоколов, так, бывало, наводят тоску и какую-то внутреннюю дрожь»,— писал польский посол.
Во время шествия царя или патриарха в собор давали торжественный звон. По случаю рождения царевичей или царевен звонили уже по-другому. При бракосочетании тех и других звучал Успенский большой колокол. Кончину государя или кого-либо из членов царской фамилии возвещали троекратным ударением, звонили «в один край», то есть тревожно и скорбно.
Колокольный звон был не только принадлежностью церковного обряда, но заменял в Древней Руси часы, газеты, радио. Ивановская колокольня давала сигнал начала звона в остальных церквах Москвы. Она была и главной вертикалью столицы и ее камертоном. По ней как бы равнялась жизнь в городе, и к ней денно и нощно было привлечено всеобщее внимание. Сигнал подавал Патриарший колокол, в него ударяли ежедневно утром и вечером; сразу за ним начинали звонить в Чудовом монастыре, а потом в других церквах Москвы. Звон колоколов не переставал с рассвета до полуночи и был слышен, по уверениям современников, на десятки верст вокруг.
Кремлевские колокольни имели тридцать семь колоколов. Каждый имел не только свой голос, но и имя: Патриарший, Лебедь, Медведь, Глухой, Широкий, Реут, или Ревут. Новгородский вечевой колокол — трофей Ивана Грозного, Ростовский, Слободской, Даниловский — получили название от местности, в которой были отлиты. Корсунские колокола, по преданию, были памятниками взятия Корсуня (Херсона) Владимиром в 988 году.
В Англии самый большой колокол находится в здании парламента и весит 850 пудов (отлит в 1856 году). Во Франции самый большой колокол находится в Соборе Парижской богоматери. Он был набатным колоколом французской революции, за что попал в опалу. Первоначально французский набатный колокол, отлитый в 1400 году, весил 375 пудов, а в 1685 году он был перелит в 650-ти пудовый. В Италии самый большой 700 пудовый колокол находится в Миланском соборе. В Германии славятся своей красотой и древностью колокола Глориа в Эрфурском соборе, отлитые в 1497 году в 687 пудов.
Самым большим колоколом Ивана Великого был царь-колокол. Отлитый при Борисе Годунове, он имел 1000 пудов весу. В 1668 году колокол был перелит и стал весить 8000 пудов. Он висел на брусяном срубе между Ивановской колокольней и Архангельским собором.
Корнилий де Бруин пишет: «Посреди большой площадки, окруженной различными зданиями, возносится башня или колокольня Ивана Великого, подле которой находится громадный колокол, упавший с колокольни во время пожара 1701 года и разбившийся от падения. Колокол этот величины чудовищной».
В 1733—1735 годах он был заново перелит отцом и сыном Моториными в 12 327 пудов. Это беспримерное литейное предприятие тоже имело свой политический смысл. Императрица Анна Иоанновна, дочь брата Петра I, демонстрировала им свою приверженность к старорусским обычаям. В 1737 году, когда колокол был еще в литейной яме, разразился пожар. Москвичи, видя, что в яму, где находится колокол, падают горящие бревна, стали лить воду. Колокол от неравномерного охлаждения треснул и от него отпал большой кусок.

В 1812 году Наполеон занял Москву.
Столица России, единственная в Европе, не поднесла завоевателю ключей. Церемония, которая завершается унижением побежденного, в Москве не состоялась, а она была нужна Наполеону для поддержания духа Великой армии, как никогда. Гордая Кремлевская колокольня казалась Наполеону воплощением неукротимого духа страны, этот дух нужно было сокрушить символически. Но Ивана Великого нельзя было заставить преклонить перед французским императором золотой шлем, и Наполеон приказал лишить колокольню креста, что и было выполнено. Под куполом император приказал пробить бойницы.
В октябре 1812 года началось отступление французов. Вокруг кремлевских стен стали рыть минные погреба и заполнять их порохом. 10 октября Москву покидал последний французский полк, и в этот момент Кремль должен был быть взорван.
На рассвете у Калужской заставы раздались три пушечных выстрела — сигнал подрывникам — и вслед за ними пять оглушительных взрывов потрясли город. Забыв об опасности, москвичи побежали к Кремлю. «Мы напрягали зрение,— пишет современник,— но нельзя было ничего разобрать. Мы не шли домой, боясь новых взрывов, и решили ожидать совершенного утра под открытым небом. Наконец взошло солнышко, и вскоре показалась золотая глава Ивана Великого. Он стоял по-прежнему богатырем».
Заложенных мин было достаточно, чтобы снести с лица земли русскую святыню. Но нервы подрывников не выдержали: нужно было думать о собственном спасении. Три сигнальных выстрела с Калужской заставы французские саперы восприняли как разрешение бежать. В переполохе зажгли не все пороховые траншеи и не с того конца. Вдобавок пошел дождь, Который ослабил силу взрыва и залил траншеи, проложенные к Успенскому и Архангельскому соборам. Очевидец, описывая последствия взрыва, рассказывает: «Первое внимание обратил я на Ивана Великого, лишенного на главе венчавшего его креста, хотя он в основании своем не потерпел повреждения, но находившаяся подле него часть колокольни была взорвана, и в том месте, где с ним соединялись пристройки, излом красных кирпичей уподоблялся кровавой ране. Разрушенная часть колокольни представлялась в виде огромной кучи раздробленных кирпичей, на ней лежали от тысячи до трех тысяч пудов три больших колокола, как легкие деревянные сосуды, перевернутые кверху дном силою взрыва».
Иван Великий, благодаря прочному фундаменту, опущенному, по рассказам, до уровня Москвы-реки, устоял. Лишь в том месте, где «излом красных кирпичей уподоблялся кровавой ране», образовалась трещина, заделка которой была сложной технической задачей. Решена она была остроумно. Башню в нескольких местах заковали в огромные обручи из раскаленного железа. При остывании металл стянул кирпичную кладку, и места излома соединились.
Реставрация кремлевских колоколен была первой в серии работ по восстановлению разрушений Москвы. 12 декабря 1813 года колокола Ивана Великого опять зазвонили. Многие выбегали на улицу, снимали шапки и кланялись в сторону Кремля.
В 1814 году из старых кирпичей была восстановлена звонница. В 1815 году реставрация Кремля была окончена. В 1836 году был впервые поднят из литейной ямы царь-колокол и водружен на постаменте рядом с колокольней.
23 июня 1941 года, на другой день после нападения фашистской Германии на СССР, началась маскировка Кремля. Золотые купола могли служить ориентиром для вражеской авиации. Под наблюдением архитектора Николая Дмитриевича Виноградова первым был окрашен в защитный цвет шлем Ивана Великого. Н. Д. Виноградов, командир дружины в революцию 1905 года, стал еще при жизни В. И. Ленина первым реставратором Кремля. В 1941 году ему поручили нелегкую задачу: закрыть позолоту колокольни, и на его же долю выпала честь освободить купол от маскировочной краски в 1946 году. За время войны краска окаменела и снятие ее без повреждения тончайшего слоя золота было подлинным подвигом советских реставраторов и ученых.
В 1956 году Кремль был открыт для посетителей, и сюда устремились сотни тысяч людей со всех концов мира.
Московский Кремль с его башнями, соборами, дворцами, парадными залами и единственным в своем роде историко-художественным собранием Оружейной палаты, настолько богат шедеврами архитектуры, живописи, прикладного искусства, историческими реликвиями, что охватить его, как нечто целое, нелегко. Поэтому в 1964 году научные сотрудники В. Н. Иванов и А. Д. Мельникова предложили создать в колокольне единственный в своем роде «Музей музеев», в котором можно было бы проследить, как Кремль рос, развивался и изменялся, отражая в своем облике все основные этапы истории нашей страны.
Реставрационные работы в Кремле расширяются с каждым годом, появляются все новые и новые находки, рассказывающие о прошлом Кремля, о великих исторических событиях, о жизни Москвы в минувшие столетия. В помещении колокольни все, что найдено в Кремле учеными, выставляется на обозрение экскурсантов и любителей старины.
Колокольня, которая своей вертикалью исстари связывает разновременные части архитектурного ансамбля, став музеем, по-новому связала их воедино. Благодаря выставке она стала играть роль научного комментария к исторической книге, написанной самим народом кирпичом и камнем на высоком холме у слияния двух русских рек. В этом комментарии особое место занимают остатки древних поселений X века, найденные в 1964 году.
Срубы и могильные плиты, относящиеся к эпохе зарождения великого княжества на берегу Москвы-реки, исторические планы, схемы, гравюры — документы неоценимого научного значения — тщательно фиксируют все, что известно о топографии Кремля за 800 лет и раскрывают сложный процесс формирования ансамбля. Кремль деревянный, Кремль белокаменный, Кремль без знакомых каждому остроконечных, крытых зеленой поливной черепицей шатров. Кремль с затейливыми крыльцами, темными сводчатыми переходами и крытыми медью крышами царских и патриарших палат. Все это декорации разных актов великой исторической драмы, зеркало жизни, надежд и сомнений народа.
Исключительный интерес представляют старинные гравюры и акварели с видами Кремля. На них запечатлены многие давно исчезнувшие дворцы, церкви, монастыри, которые предстоит еще опознать, чтобы воскресить события, ареной которых они были.
Подробно комментирует выставка роль великих русских зодчих конца XVIII века В. Баженова и М. Казакова. Сюда, в частности, перенесена из Донского монастыря модель Большого Кремлевского дворца, который проектировал Баженов для Екатерины II. Грандиозный дворец должен был занимать всю территорию внутри кремлевских стен, не угрожая при этом сохранности исторических памятников. Модель — чудо искусства резьбы по дереву — была выполнена из остатков разобранного Коломенского дворца, который считался некогда восьмым чудом света.
В настоящее время сотрудники музеев Кремля разыскивают в архивах древние рисунки, планы, гравюры, пополняя экспонаты музея в Ивановской колокольне. Древний памятник, свидетель и участник стольких драм, зажил новой жизнью современного культурного и научного центра.