Жизнь в искусстве



Тихий, спокойный Леонтьевский переулок... Аккуратные невысокие домики. Мало прохожих. Но вот из открытых окон двухэтажного особняка слышится мягкое, чистое контральто. Это в доме № 6 идут занятия Оперной студии. Ведет занятия Станиславский...
Гениальный режиссер и талантливый актер, теоретик театрального искусства и выдающийся педагог Константин Сергеевич Станиславский жил в Леонтьевском переулке (теперь улица Станиславского) с 1920 по 1926 год. Здесь он ставил первые спектакли Оперной студии, которой суждено было перерасти в Московский музыкальный театр имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В эти годы Станиславский с увлечением работал со многими молодыми режиссерами и актерами; здесь рождались планы его новых постановок в Художественном театре, получила свое дальнейшее развитие «система Станиславского». Константин Сергеевич завершил в этом доме окончательную редакцию своего известного произведения «Моя жизнь в искусстве», написал большой труд «Работа актера над собой», многие статьи и исследования по теории и истории театра.
В этом доме бывали почти все видные представители советского театрального искусства. Дух творчества, новаторства, поиска царил здесь всегда.
Сейчас в бывшей квартире выдающегося деятеля сцены помещается открытый в 1940 году Дом-музей народного артиста СССР К. С. Станиславского.
...Мы идем по светлым уютным комнатам Дома-музея Станиславского, и необыкновенная скромность обстановки, простота быта великого режиссера, педагога и артиста поражают нас.
Экспозиция повествует, что Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) родился в Москве в 1863 году. С юных лет Станиславский жил в атмосфере театра, у него рано появился большой интерес к искусству. Уже в юношеские годы вокруг Станиславского складывался любительский театральный кружок, в спектаклях которого участвовали также профессиональные артисты. В 1888 году по инициативе Станиславского было основано в Москве Общество искусства и литературы.
Музей располагает материалами, рассказывающими, например, о знаменитой встрече К. С. Станиславского с В. И. Немировичем-Данченко в «Славянском базаре», которая положила начало большой дружбе двух великих реформаторов сцены.
В Музее К. С. Станиславского представлены интересные материалы, рассказывающие о становлении Художественного театра, о ролях, сыгранных Константином Сергеевичем, о его режиссерских работах. Документы и фотографии свидетельствуют о творческом расцвете таланта художника в годы Советской власти.
Родина высоко оценила заслуги Константина Сергеевича, присвоив ему звание народного артиста Советского Союза.
О своем друге, единомышленнике по искусству В. И. Немировиче-Данченко К. С. Станиславский писал: «...он был... свой человек в театре: и драматург, и преподаватель драматического искусства, и режиссер, и критик, и знаток этого дела... Редко все эти достоинства сочетаются в одном человеке. Это сочетание было налицо у Владимира Ивановича...».
Последние годы жизни В. И. Немировича-Данченко прошли в доме № 5/7 по Глинищевскому переулку (в настоящее время улица Немировича-Данченко).
О большом творческом пути в искусстве и повествует экспозиция Музея В. И. Немировича-Данченко, ныне открытого в его квартире. Здесь рассказывается о жизни и деятельности Немировича-Данченко — режиссера, педагога, театрального критика, драматурга. Мы узнаем, что еще в конце прошлого столетия его пьесы шли на сценах многих театров, что он был преподавателем музыкально-драматического филармонического училища в Москве, у него учились II. М. Москвин, О. Л. Книпиер, М. Г. Савицкая и другие известные артисты.
Экспозиция Музея-квартиры рассказывает нам и о дружбе Владимира Ивановича с А. П. Чеховым и А. М. Горьким.
Музей знакомит с литературными работами Немировича-Данченко, со статьями, исследованиями о театре. Значительное место в экспозиции уделено осуществленным совместно со Станиславским постановкам пьес «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» А. Чехова, «На дне» М. Горького.
Большой раздел выставки посвящен работе Немировича-Данченко в советское время. В. И. Немирович-Данченко ставил такие спектакли, как «Воскресение», «Анна Каренина», «Враги» и другие.
«Революция, — говорил он, — освободила творчество, она расширила его идейное содержание, она глубоко политически осмыслила дело театра, она поставила смелые, огромные общественные и тесно с ними связанные художественные задачи, она связала художников со всей жизнью социалистической страны, и это для нас, работников искусства, — самое большое, значительное и решающее событие в нашей жизни».