Сейчас здесь музей



Останкинский дворец-музей представляет собой один из замечательных архитектурно-художественных памятников XVIII века. Он является образцом творчества русских крепостных художников и зодчих.
Лаконичный замкнутый характер композиции дворца, его строгая симметрия придают строению торжественность. Удачно найденное масштабное соотношение частей здания, колоннады, балюстрады, лепнина создают впечатление легкости и изящества.
Дворец является частью архитектурного ансамбля усадьбы XVIII века, от которой сохранился старинный парк с мраморными скульптурами и вазами, а также церковь XVII века, построенная крепостным мастером Павлом Потехиным.
Дворец был построен в 1797 году крепостными архитекторами графа Шереметева: П. Аргуновым, А. Мироновым и Г. Ди-кушиным при консультации известных архитекторов Ф. Кампорези, Д. Кваренги, Э. Назарова и К. Бланка.
В невыносимо тяжелых условиях крепостного права трудились талантливые народные мастера над строительством дворца-театра. Сохранилась записка графа Шереметева: «...Покуда не отделается вся в покоях моих работа, в скатерной стола Аргунову не иметь». И это — об одном из основных создателей дворца!
Благодаря таланту и труду крепостных мастеров дворец и сейчас поражает своей красотой и богатством отделки.
Во дворце сохранились планировка и убранство зал XVIII века. Великолепна работа русских крепостных резчиков: золоченая резная мебель, торшеры, двери, резьба которых покрыта росписью в стиле русского народного искусства.
Сложен неповторяющийся в залах рисунок художественного наборного паркета из редких сортов дерева.
Залы дворца украшают бронзовые люстры разнообразных форм с легким хрустальным убором и деталями из цветного стекла.
Сохранились кафельные печи с богатой декорировкой, свидетельствующие о высоком гончарном искусстве русских мастеров.
Богата коллекция скульптуры, среди которой есть и памятники античной эпохи, а также картинная галерея с собранием полотен западноевропейской живописи XVII—XVIII веков. Все это делает дворец сегодня интересным как в художественном, так и в познавательном отношении.
В свое время дворец предназначался главным образом для театральных постановок. Сохранилось помещение, которое быстро превращалось то в театральный зал, то в зал для танцев и банкетов. Машинное отделение театра было создано крепостным изобретателем Ф. Пряхиным. Художники сцены, музыканты, актеры, танцовщики — более двухсот человек — были крепостные.
В историю русского искусства вошли имена крепостного композитора С. Дегтярева, дирижера Г. Ломакина, инструментального мастера И. Батова, целой плеяды выдающихся крепостных актеров и актрис. По художественному совершенству постановок произведений русских и западноевропейских композиторов Останкинский театр не уступал ведущим театрам Европы.
В конце XIX века жизнь во дворце замерла.
После Великой Октябрьской социалистической революции он стал музеем. Была проведена значительная реставрация дворца.
Тысячи экскурсантов ежегодно осматривают Останкинский дворец-музей — редкий памятник искусства крепостных мастеров.