Интернет-СМИ – особенности и преимущества



Сегодня мы представляем точку зрения на этот непростой вопрос специалиста РИА «РосБизнесКонсалтинг» Ольги Карташо-вой. Статья эта вовсе не претендует на истину в последней инстанции, и наша редакция считает своим долгом отметить, что кроме описанных ниже существует масса интересных и полезных ресурсов СМИ В Интернете: lenta.ru, internet.ru, listovka.ru, polit.ru, smi.ru, km.ru, www.kp.ru, www.nns.ru, apn.ru, aif.ru - И МНОЖвСТВО ДРУГИХ ИНТереСНЫХ ПрОеКТОВ (СМ., Например, СПИСКИ Hawww.ezhe.ru ИЛИ counter.rambler.ru/top 100/

Дискуссия о том, является ли Интернет «средством массовой информации» (далее - СМИ), начатая благодаря чрезмерному усердию чиновников, стремящихся отрегулировать необъятные сетевые просторы, зашла в тупик. По моему скромному мнению, Интернет гораздо шире подобных определений, поскольку является информационной средой, в которой помимо всего прочего присутствуют также и сами средства массовой информации (как они, кстати, себя и определяют). О них и пойдет речь в этой статье.
Электронные газеты уже давно стали неотъемлемой частью сетевого контента. Тысячи пользователей не спускаются к киоску или к почтовому ящику за свежей прессой, а выбирают из своих закладок Utro.ru, Gazeta.ru, Vesti.ru, Rbc.ru или другие адреса, стоящие в разделе «СМИ/Периодика различных каталогов». Интернет как медиа не имеет себе равных, специфика и преимущества электронных изданий определяются, конечно, широкими возможностями Сети.

Технологические преимущества
В первую очередь, это оперативность предоставления информации. В наше время информация устаревает очень быстро, а Интернет позволяет развивать максимальную скорость доступа к ней. Существует множество разнообразных возможностей широкого использования on-line-потоков (то есть передачи информации в режиме реального времени). Это разнообразные трансляции, ленты новостей и т. д. При этом интернет-сайт не имеет ограничений по объему и времени показа. В отличие от телевидения или радиовещания, интернет-сайт может предоставить свежую информацию в полном объеме в любое время. Любое сетевое издание может обновлять статьи столько раз в день, сколько заблагорассудится, и выдавать ленту новостей в режиме реального времени. Преимущества электронных СМИ многие оценили во время выборов (с чего, правда, и началось противостояние «власть -интернет-общественность»), С другой стороны, Интернет позволяет накапливать и хранить информацию. То есть создавать архивы любой глубины. Вместо того, чтобы подробно описывать какую-то проблему и ее развитие, автор может просто поставить гиперссылку на исходные материалы, тем самым сэкономив место.
Возможных технических решений у е-газеты существует масса: функция поиска, предоставление информации в любом виде (текст, картинка, графика, аудиофайл, видеофайл),
push-каналы и т. д. Правда, существуют и ограничения, связанные с пользовательскими возможностями: читатель не будет дожидаться загрузки страницы по 3 часа. И еще один момент - в печатном издании можно разместить материал по вертикали, по горизонтали, диагонали и вообще сверстать газету, как угодно. В то время как у е-газеты особого выбора нет - размер монитора, как правило, 15 дюймов.

Интерактивность
Любая редакция бумажного издания начинается с отдела писем, куда стекаются претензии, поздравления, возмущения, благодарные отклики и мнения читателей. Половина «гласа народного» теряется по дороге, часть вообще не прочитывается. Стоит ли говорить, что обратная связь с читателем е-издания намного проще? Это не только электронная почта, которая теперь есть у любого уважающего себя оффлайнового СМИ, но и форумы, чаты, гостевые книги, конференции. По тому самому принципу «Утром в газете - через ...пару минут в куплете». А если говорить о возможностях изучения и анализа аудитории, то здесь перевес полностью на стороне онлайновых СМИ: запросы пользователей можно выявить посредством электронной анкеты (причем для получения достаточного количества результатов опроса достаточно 2-3 дней, максимум недели), можно собрать подробную статистику посещений сайта: сколько посетителей ходят на сервер, как часто, в какое время, с каких ресурсов и на какие страницы (грубо говоря, чем, собственно, читатель живет и каковы его интересы), то есть получить информацию, которая в случае с традиционными СМИ собирается методом дорогостоящих опросов.

Путь из оффлайна в онлайн
Лидером по предоставлению оперативной информации несомненно является РИА «РосБизнесКонсалтинг». Сервер РБК www.rbc.ru является одним из самых крупных и посещаемых информационных ресурсов русской Сети. Следует отметить, что, в отличие от большинства других поставщиков контента, в РБК делают основной упор именно на Интернет как на средство
распространения информации. И эта стратегия работает. Что касается других РИА, то вслед за РБК Сеть активно осваивает «Интерфакс» (www.interfax.ru), хотя его основная лента новостей открыта только для подписчиков. Естественно, что такая закрытость ведет к тому, что посещаемость сервера «Интерфакса» в несколько раз меньше, чем посещаемость сервера РБК То же самое можно сказать и об ИТАР-ТАСС (www.itar-tass.com, www.tass.ru), которое также не готово еще открыть информационные ресурсы для свободного доступа. Тут следует отметить, что, как показывает практика, платный доступ к общественно-политической информации не оправдывает себя, так как закрытие политлент лишает пользователя интереса к серверу агентства, что, естественно, сказывается на посещаемости и возможностях рекламной коммерции, а большая часть информации теряет свою актуальность буквально через пару минут после того, как она проходит по телеканалам или в радиоэфире и, соответственно, уже оттуда попадает в свободный сетевой доступ. Несмотря на повсеместно принятое мнение о том, что российские бумажные СМИ очень медленно и неохотно входят в Интернет, смею утверждать обратное - российские газеты уже довольно давно, более двух-трех лет назад обратили внимание на возможности Сети. Правда, в основном это утверждение верно в отношении региональной и узкопрофесиональной прессы. Как это ни странно, но газеты, имеющие скудный бюджет и маленькие производственные мощности, оказались куда мобильней гигантов бумажного рынка. Еще два года назад список газет, размещенных в Рунете, включал в себя более ста представителей региональной прессы. Впрочем, следует отметить и объективные причины столь неожиданной региональной активности. Главной из них является тот факт, что отсутствие достаточного бюджета заставляет регионалов насыщать страницы своих изданий множеством переводных материалов или перепечатками из центральных, а теперь и сетевых СМИ. Кстати, региональные СМИ не только стали пионерами в освоении российского Интернета, но и первыми создали новые коллективные серверы, на которых представлены несколько газет региона или страны в целом. Куда более печально обстоит дело с крупными изданиями. Крупные газеты только начинают свой путь в Интернете. Причем изначально некоторые издания пытались оформлять подписку через Интернет, но эта затея провалилась, и сегодня газеты частично или полностью выкладывают свои материалы в Сеть абсолютно бесплатно. Наиболее удачные серверы у «Независимой газеты» (virww.ng.ru), «Сегодня» (www.segodnya.ru) и «Известий» (www. izvestio.ru). По интернетовским кругам довольно активно бродит слух о том, что вот-вот откроется полноценный сервер газеты «Коммерсантъ» (www. kommersant.ru). Что-то пытается сделать и газета «Ведомости» (www.vedomosti.ru), однако четкой стратегии на ее сервере в настоящий момент, к сожалению, пока не просматривается.
Западный опыт показывает, что со временем практически вся пресса будет иметь свою электронную версию в Сети, как и известные западные издания типа USA Today (usatoday.com). Ведь газеты существуют не за счет подписки, а за счет рекламы, а интернет-реклама у нас только набирает обороты.
Что касается радио и телевидения, то среди наиболее удачных примеров сервер радиостанции «Эхо Москвы» (www.echo.msk.ru), который претендует на роль одного из лидеров интернет-представительств оффлайновых СМИ. Полным ходом идет подготовка к открытию информационного мега-сер-вера НТВ (www.ntv.ru). Кроме того, в Сети представлены службы новостей РТР (www.ptp.ru), ОРТ (www.ortv.ru) и ряда региональных телестанций.

Контент-проекты в Интернете
Сразу хочется порадоваться уникальности Рунета, поскольку аналога нашим интернет-газетам (существующим исключительно в Сети) на Западе не существует. Традиционные СМИ (сотни телеканалов и изданий, которые доставляются вовремя) вполне удовлетворяют запросы западного потребителя в качественной информации. В России ситуация иная: на просторах нашей родины телеканалов не так уж много, газеты приходят с опозданием. Интернет предоставляет информацию намного более оперативно, нежели это делают печатные СМИ. И еще один момент. Большинство изданий и электронных СМИ стремятся передать информацию социально активному, материально обеспеченному и, желательно, молодому потребителю. Особенность нашей ситуации еще и в том, что российский Интернет идеально соответствует чаяниям маркетологов. Как показывают исследования, большинство пользователей Рунета имеют весьма достойный в российских условиях доход и являют собой социально активного представителя в основном мужского пола в возрасте от 25 до 45 лет. Посещаемость интернет-издания при самой мощной раскрутке будет все же уступать тиражам ведущих печатных изданий, но посетители большинства контент-серверов - это именно те «сливки», к которым обращаются посредством печати, радио и телевидения. Просто у интернет-газеты они составляют подавляющее большинство читателей, а не 10-15% обычного издания.
Главными игроками на рынке интернет-газет являются «Газета.Ру», «Утро.Ру» и «Вести.Ру».
 «Утро.Ру» на 75% принадлежит американской компании Media Press Corp, 25% акций выкуплены РИА «РосБизнесКонсалтинг». Это издание принципиально свободно от политических заказов и не имеет оттенка инсайдерской тусовки для своих, чем частенько грешат многие контент-проекты Рунета.
Среди известных интернет-изданий можно было бы еще отметить «Русский Журнал» (www.russ.ru), а также издания, совмещающие в себе функции мониторинга информации (например, «Полит.Ру», «СМИ.Ру») или ленты новостей («Лента. Ру»).
С приходом инвестиций в Рунет и увеличением его аудитории ситуация на рынке контент-проектов будет постепенно меняться. Какие-то издания постепенно отомрут, но появится немало новых. Ведь содержание интернет-газеты стоит порядка 20 тысяч долларов в месяц - копейки по сравнению с обычными СМИ. Оффлайновые СМИ будут активнее выступать в Сети. Безусловно, ожидать разорения бумажных газет и вытеснения их электронными конкурентами в ближайшее время не приходится. Но уже можно смело утверждать, что интернет-СМИ по праву могут считать себя частью «четвертой власти».