Каталоги интернет-магазинов



Как правило, найти товар в интернет-магазине проще всего с помощью поисковой системы, но результаты поиска часто не оправдывают ожиданий. Не всегда есть соответствующее товару описание или название написано неверно, поэтому поисковая машина часто дает сбои. Пользователь может быстро найти необходимый товар сам, но для этого ему нужен грамотно построенный каталог - простой, четкий и небольшого размера.
Согласно исследованиям Gallup Ltd, проведенным летом этого года, менее половины интернет-магазинов Рунета имеют, по мнению покупателей, логичный и удобный каталог (рис. 1). Всего у 46% сайтов по электронной торговле мы найдем логично построенный каталог товаров с интуитивно понятной навигацией между разделами. Для того чтобы воспользоваться услугами 40,5% электронных магазинов, требуется предварительно ознакомиться со структурой их каталогов. Причина такого неудобства - в нарушении структуры внутренней классификации товаров или отсутствии единого стиля навигации. У 13,5% магазинов нет каталога товаров вовсе или там пользуются весьма упрощенной системой навигации внутри
групп товаров, что серьезно усложняет поиск А ведь если покупатель не может найти необходимый ему продукт, на покупку рассчитывать не приходится.
Сравнивая каталоги разных торговых площадок, как отечественных, так и зарубежных, мы получили интересные результаты. Анализировались следующие критерии:
•   структура каталога (принцип построения);
•   содержание каталога;
•   размещение каталога на сайте.

Принцип построения
В основном все каталоги формируются по двум принципам:
•   в алфавитном порядке;
•    по популярности товаров. Каталоги одних торговых площадок выстроены по алфавиту, как, например, на Torg.ru и Shopping.com. Такой способ классификации широко используется и в обычных бумажных каталогах и справочниках, поэтому для многих он привычен и удобен. Впрочем, при большом количестве рубрик поиск довольно сложен. Так, в магазине www.intershop.ru есть раздел «Быстрая навигация», где пользователю предлагают выбрать из... 500 ссылок. Полный список занимает более девяти страниц в формате Word. Сомнительно, что покупатель сможет быстро выбрать нужный раздел, не говоря уже о большом размере файла и трудности его закачки.
Другие каталоги организованы по принципу популярности товаров, то есть на первых позициях стоят категории, в которых находятся наиболее покупаемые товары. Это упрощает поиск и экономит время.
Наибольшим спросом на западных площадках пользуются товары следующих категорий (в порядке убывания популярности):
1) книги;
2) музыка/видео;
3) компьютерное оборудование и программное обеспечение/игры;
4) офисные принадлежности (копиры, сканеры, стулья, канцелярские принадлежности и т. п.);
5) электроника и бытовая техника.
В Рунете сложилась схожая ситуация. Разница лишь в количестве предложений и объеме спроса, то есть в числе магазинов и их посетителей. Как известно, 20% товаров делают 80% выручки магазинов. Важно расположить разделы каталога так, чтобы любой покупатель без труда находил бестселлеры. Кстати, не помешает и специальный раздел - «Бестселлеры» («Популярные товары», «Самые покупаемые товары» и т. п.).
Если магазин торгует ограниченной номенклатурой товаров, необходимо выделить самые посещаемые подруб-рики в самостоятельные разделы.

Содержание
Под содержанием каталога подразумеваются рубрики, его составляющие: авто/мото, бытовая техника и электроника, книги и пресса и т. д. Как показывает практика, количество рубрик в каталогах большинства электронных супермаркетов примерно одинаково и составляет от 21 до 25. В специализированных магазинах количество рубрик колеблется в пределах 3-7. В идеале, все разделы каталога видны сразу при загрузке страницы, без прокрутки. Если раздел не попадает сразу на экран и его поиск требует дополнительных усилий, вероятность просмотра такого раздела значительно падает. Многие даже не прокручивают страницу до конца. Поэтому решение сделать первую страницу длиной более трех экранов, а навигацию более чем в один экран в корне неверно.
В Сети никто не хочет просматривать огромные каталоги с совершенно ненужными товарами. Например, даже в обычной жизни решение о покупке предметов, отнесенных в раздел «Искусство и предметы роскоши», человек принимает довольно медленно и осторожно. Так что же говорить об онлай-не? Поэтому помещать такую рубрику на самое видное место нет смысла.
Не стоит обрушивать на посетителей лавину товаров и услуг. Любому человеку не нравится, когда он не знает, где находится, и вынужден стоять посреди сайта, как в лесу, и звать на помощь. На каждой странице должна быть ссылка на первую страницу -пусть это будет изображение дома или надпись «Главная». Обычно при щелчке на логотип пользователь также попадает на первую страницу. Это практически является стандартом, люди привыкли к этому.
Постарайтесь оформить страницы так, чтобы покупатель легко мог определить, в каком разделе он находится. Посмотрите, как это реализовано на сайтах www.ozon.ru или www.boomerang.ru.
Каждый раздел имеет свой цвет, а по навигации, расположенной в верхней части страницы, можно узнать цвет каждой рубрики — просто и удобно.
Ассортимент российских интернет-магазинов растет довольно быстро, и удобный каталог — основное средство, с помощью которого покупатель может сориентироваться в этом многообразии. Ограничте количество подрубрик. Больше нескольких десятков покупателю переварить сложно.
Поэтому, прежде чем составлять каталог, необходимо представлять предпочтения покупателей. Это нетрудно: по этой теме постоянно проводится много исследований. Некоторое время назад интернет-магазины начали применять персонализацию контента для того, чтобы побольше узнать о предпочтениях своих покупателей и посетителей. Изучите опыт конкурентов.

Расположение
Выбирая место расположения каталога, прежде всего нужно руководствоваться принципом удобства. На первый взгляд, нет большой разницы, где находится каталог: вверху, внизу, слева или справа. Однако это не так
Люди обычно читают слева направо. Поэтому размещать каталог и интерфейс поиска лучше ближе к левому краю страницы, а внизу продублировать ссылки на наиболее популярные категории каталога. На остальной части страницы можно расположить новости, специальные предложения, скидки магазинов, всевозможные рейтинги и т. п.
Навигация бывает глобальной и локальной. Глобальная переводит пользователя из раздела в раздел, например,
из «Книг» в «Музыку». Локальная работает внутри раздела, например, из «Книги. Художественная литература» в «Книги. Фантастика». Удобно, если глобальная навигация расположена вверху страницы, а локальная - с левой стороны. Тогда посетитель сразу может и перейти в другой раздел, и выбрать в нем интересующую подрубрику. Большинство интернет-магазинов используют именно эту схему. На данный момент она самая удачная.
Важно выстроить удобный каталог с самого начала - потом, при росте торговой площадки, сделать это будет все сложнее и дороже.
Известно, что практика - критерий истины. Поэтому проверка удобства каталога может быть проведена только путем анализа характера посещений. Существует несколько способов. Первый — провести опрос клиентов прямо на сайте. Второй — воспользоваться специальными программами.
Первая — анализаторы LOG-файлов. Но этот способ доступен не всем, так как некоторые провайдеры не дают доступ к LOG-файлам.
Наибольшую популярность на российском рынке завоевала система SpyLOG. Один из его статистических отчетов называется «Пути по сайту».
Анализ этого отчета поможет вам оптимизировать навигацию. Обратите внимание на то, откуда чаще всего посетители начинают путешествие по сайту и куда стремятся. Попытайтесь уменьшить этот путь. Тогда большее количество покупателей достигнет желанной цели.