Электронная торговля в зеркале цифр



Достаточно даже беглого взгляда на статистические данные о посещаемости ресурсов в категории «Электронная торговля», чтобы сделать ряд интересных выводов. Вот, например, перед вами данные о глубине просмотра сайтов посетителями (табл. 1). Они получены по выборке из 80 наиболее посещаемых ресурсов группы. Сразу видно, что 70% приходящих на сайт не имеют сколько-нибудь серьезных намерений совершить покупку или даже прицениться, так как просматривают не более трех страниц. В большинстве электронных магазинов для того чтобы сделать заказ, требуется загрузить не менее пяти страниц, да и то лишь в том случае, когда покупатель точно знает, что он решил купить, безошибочно находит товар в каталоге и не нуждается ни в каких дополнительных пояснениях касательно оплаты, доставки и характеристик товара. Согласитесь, это нехарактерная ситуация.

Покупателей следует искать в основном среди тех, кто загружает более 8-10 страниц. Доля таких посетителей составляет 4-8%, что согласуется, например, с данными Gallup Spb о том, что опыт сетевых покупок есть примерно у 4% пользователей Интернета.
Интересен небольшой локальный максимум, имеющий место при глубине просмотра 4-5 страниц. Такого количества загрузок как раз достаточно для того, чтобы навести справки о двух-трех товарах или о режиме работы магазина. Это подтверждает, что многие пользователи обращаются к электронным магазинам как к каталогам и справочникам товаров, намереваясь купить товар где-то в другом месте.

Очень характерный вид имеет кривая распределения посещений по часам суток. Она плавно растет по мере приближения к концу рабочего дня. Очевидно, что люди отправляются по сетевым магазинам, когда несколько спадает рабочая нагрузка. Кроме того, интернет-магазины нередко используются для планирования обычных покупок, совершаемых после работы.
Не менее показательна табл. 2, представляющая географическое распределение ядра посетителей торговых ресурсов. Ситуация чем-то напоминает профиль интернет-аудитории трех-четырехлетней давности – абсолютное доминирование Москвы при том, что почти все остальные посетители приходят из небольшого числа других крупных городов. Первая десятка городов (от Москвы до Иркутска) объединяет 99% ядра посетителей интернет-магазинов и фактически исчерпывает нынешнюю зону действия электронной торговли. Для сравнения заметим, что, по данным глобальной статистики SpyLOG, эти же 10 городов охватывают только 56% пользователей Рунета. Видимо, для созревания аудитории интернет-покупателей требуется 3-4 года активного пользования Интернетом. Примерно настолько отстают сейчас регионы от центров в части развития сетевой инфраструктуры и доступности Сети для населения.

Ну, и в заключение еще одна цифра - доля новых посетителей в интернет-магазинах составляет около 72%. Это, с одной стороны, говорит о большом интересе к этим ресурсам, а с другой - о том, что у электронных магазинов еще не сложилась своя устойчивая клиентура. И здесь хочется надеяться на активизацию регионов, где электронная торговля может составить конкуренцию обычной и по ассортименту, и по уровню цен.