Карты, деньги, два смартфона



Онлайновая картография, вероятно, является одним из интереснейших применений Интернета в настоящее время. Навигационные приложения распространились на все значимые платформы, предоставляя огромные возможности для рекламы и маркетинга.
Первые  проекты  с  использованием платформы Google Maps появились достаточно давно, и все они казались очень «крутыми». Постепенно, все больше и больше сайтов стали Google Maps API, так что сейчас вид карты в Интернете уже никого не удивляет.
Google Maps — не единственная перспективная платформа для разработки подобных приложений. В последние пару лет Microsoft вкладывает огромные ресурсы в Bing Maps, и на сегодняшний день они в чем-то даже превосходят конкурента, хотя конечно карты Google Maps обладают куда лучшим покрытием во многих частях земли.
И Google, и Bing предоставляют не только вид со спутника, но и позволяют взглянуть непосредственно на улицы. Такие виртуальные прогулки по городам можно использовать для различных приложений дополненной виртуальности, для использования малым бизнесом и местными отделениями сетевых компаний. Google предоставляют более высокое качество изображений и зону покрытия (что дается компании не просто — протесты и даже нападения на работников Street View— не редкость), однако Bing не просто предлагает съемки улиц, но полноценные трехмерные модели, что значительно упрощает внедрение данных и виртуальных объектов в существующее окружение.
Несмотря на то, что Google Maps и Bing Maps — это в первую очередь платформы, оба продукта содержат некоторое количество дополнительных информационных слоев. В первую очередь это данные о различных деловых, культурных и развлекательных заведениях. Информация об общественном транспорте и дорожном трафике также невероятно полезна для любого жителя мегаполиса. Обладают карты и социальностью: Google показывает фотографии пользователей Picasa, снятые в конкретных географических точках. Bing может показывать на карте твиты.
Но самое главное, пользователи имеют возможность добавить на карты те данные, которые им нужны. Поэтому если компании необходимо специальное приложение, скажем с адресами недвижимости или расположением магазинов — это несложно сделать.
Генри Тирри, старший вице-президент и глава центра исследований Nokia, так отзывается о гео-сервисэх: «Первое, что приходит в голову, когда мы говорим об определении местоположения, это локальный поиск — предоставление релевантных поисковых результатов в зависимости от местонахождения. Другой очевидный пример это социальный поиск — поиск людей, находящихся рядом с вами, чтобы, скажем, сходить е бар. Интересные перспективы у сервисов, агрегирующих такие данные, как дорожный трафик, уровни загрязнения воздуха и другие сведения об окружающей среде. В разбивающихся экономиках существует необходимость сбора эпидемиологической и другой медицинской информации. Отслеживание подобных параметров очень удобно проводить с помощью мобильных устройств, и это приведет к улучшению качества жизни людей».

Вторая волна сервисов геолокации
Нет ничего удивительного в том, что с распространением устройств с чипами GPS, сервисы картографии начали добавлять возможность отслеживать положение пользователя на карте. Такие сервисы, как Google Latitude, вызвали большое количество положительных откликов прессы, однако популярности они не обрели Сэма по себе функция определения местоположения оказалась не слишком привлекательной для пользователей.
Все изменилось с появлением чуть больше года назад стартапов Foursquare и Gowalla. Оба сервиса позволяют поделиться местоположением с друзьями, отмечая свои посещения кафе и ресторанов, музеев, магазинов, и других заведений. Чем больше пользователь отмечается в различных местах, тем больше у него возможностей заработать различные «титулы» и «медали», а самым активным пользователям присваивается титул мэра соответствующего заведения. Таким образом, Foursquare и Gowalla превращают города в подобие огромной игры в Монополию. Необычный подход — вот что требовалось для привлечения пользователей. За последний год на рынок вышло множество других мелких и крупных компаний, а опцию геолокации начали предоставлять и такие порталы, как Yelp (каталог компаний, заведений и обзоров).
Как могут компании использовать сервисы геолокации? Сведения о том, кто и когда посетил их магазин или кафе могут помочь как для оптимизации логистики, так и для проведения маркетинговых кампаний, например, делая специальные предложения для находящихся поблизости пользователей или постоянных клиентов. Представьте себе, что к вам вдруг перестал ходить какой-то частый посетитель — вы сможете связаться с ним через Twitter: быть может, в работе вашего заведения возникли какие-то проблемы?
Другим маркетинговым инструментом является создание специальных наград внутри сервиса, поощряющих определенное поведение покупателей. Так модный дом Marc Jacobs провел кампанию, создав на Foursquare медаль «Жертва Моды» для посетителей магазинов сети в Нью-Йорке. Четверо пользователей, которые первыми заработали медаль, получили билеты на неделю моды в Нью-Йорке.
На основе данных Foursquare могут строиться и другие сервисы с помощью API. Стартап Catsby анализирует интересы пользователей в зависимости от тех мест, где они отмечались. Когда два пользователя со схожими интересами отмечаются недалеко друг от друга, Catsby организует между ними SMS-чат, превращаясь в службу знакомств.

Геосервисы и Большой Брат
Не стоит забывать, что, отмечая наше местоположение, мы раскрываем множество подробностей о нашей личной жизни. Предположим, вы можете выбрать, кому вы раскрываете данные в сервисе геолокации. Однако большинство пользователей также передает данные о местоположении в Twitter и Facebook, потенциально делая их доступными для всего мира. Чтобы обратить внимание на эту проблему был даже создан сайт PleaseRobMe, агрегирующий твиты с отметками о местоположении, чтобы сообщить, когда пользователя «нет дома». Новость об этом сайте попала даже е национальные телеканалы. Блог-геры справедливо заметили, что подобные истории происходили и ранее. Так в 1983 году многие американские газеты писали об опасности автоответчиков: ведь грабитель сможет узнать, когда вас нет дома! Конечно, грабители могут выяснить ваш распорядок дня и, не пользуясь современными технологиями, но тогда газетный заголовок не был бы таким привлекательным, правда?
Правда в том, что гики — а это основная категория пользователей сервисов геолокации в настоящий момент, — меньше заботятся о неприкосновенности личной жизни, чем среднестатистический житель США или Западной Европы. И страх перед технологиями, который так любят нагонять журналисты в погоне за сенсациями, не исчезнет в ближайшие годы.

Соблазн $13 миллиардного рынка
Геосервисы — очень «горячий» технологический тренд. Практически каждый день е популярных IT-блогах можно найти статью на эту тематику. На крупной конференции SXSW, прошедшей в марте 2010 в Техасе, кажется, только и говорили о геолокации и перспективах сервисов типа Foursquare и Gowalla, хотя ни у одного из них число пользователей не достигло и миллиона человек. Десятки тысяч посетителей зарабатывали титулы и медали, отмечаясь на различных мероприятиях конференции, бот и эксперты из компании Juniper Research решили не отставать от модных тенденций и предсказали, что к 2014 году объем рынка геосервисов достигнет $ 13 миллиардов Действительно ли этот рынок обладает таким потенциалом?
Несмотря на общий оптимистичный настрой, все же находятся эксперты, призывающие трезво посмотреть на состояние вещей. Рост рынка гео-локэционных приложений зависит от двух факторов: распространения подходящих устройств и возможностей монетизации пользователей.
Проникновение устройств, поддерживающих геолокацию, пока что невелико. Их число можно расширить за счет различной бытовой техники, автомобилей и даже устройств в общественных местах. Но массовый рынок нельзя создать вокруг приложения для смартфонов. Необходимость скачивать и устанавливать что-то и так является серьезной преградой для массового использования. Не говоря уже о наличии устройства с чипом CPS, Но огромная часть отправляемых sms-сооб-щений в мире содержит различные варианты вопроса «где ты?». Вряд ли среднестатистический автор такого сообщения когда-либо воспользуется сервисом Foursquare. Для того чтобы стать действительно массовым, сервис геолокации должен быть интегрирован вуслуги сотового оператора и доступен для любого мобильного телефона.
Вопрос монетизации также неоднозначен. Бизнес модель Foursquare — это предоставление платных услуг и расширенных возможностей для бизнеса. Однако очень сложно предсказать, как будет изменяться величина ARPU сервиса, и сколько ему придется работать в убыток, пока наконец на него обратят внимания не только продвинутые бренды, но и малый, и средний бизнес. Большая фрагментация рынка также не способствует массовому распространению. Что хуже, почти каждый сервис ведет собственную базу географических точек, часто значительно отличающихся друг от друга. Модерация объектов,
добавляемых пользователями, явно не на высоте — на картах часто попадаются дубликаты, устаревшая и неправильная информация.
Создание единого стандарта для сервисов геолокации могло бы решить эту проблему. Так стар-тап SimpleCeo предлагает целый набор датасетов и готовых продуктов для разработчиков геолокационных приложений, а также создает централизованную площадку для продажи гео-данных. Одним из самых интересных датасетов SimpleGeo являются данные Spotrank. Spotrank анализирует данные с большинства GPS-чипов в мире, для того чтобы отмечать значимые точки на картах.
Тем временем, Facebook также собирается внедрить геолокацию. В конце марта в официальном блоге появилась запись о том, что: «мы хотели сделать функцию добавления местоположения к вашим сообщениям. Но у нас возникло столько интересных идей, что мы решили сделать нечто захватывающее». Не стоит забывать и о Twitter, разработчики которого без особой шумихи обновили CeoAPI и добавили определение не просто координат, но объектов на карте.
Рано или поздно шумиха вокруг сервисов геолокации пройдет. Стартаперам и разработчикам необходимо создавать продукты, предполагая, что вы знаете местоположение пользователя. Так же как создаются новые социальные сервисы, предполагая, что у пользователя есть профили в социальных сетях. Неизбежно придется решать и проблемы фрагментации: среди платформ, геоданных и типов приложений. Насколько интересный продукт вы сможете создать, комбинируя геолокацию, социальность и реальный мир? Сможет ли он стать по-настоящему массовым? У разработчиков есть время, чтобы ответить на эти вопросы — процесс взросления рынка продлится еще достаточно долго.