Развитие Рунета в 2009 г.



По данным исследования Фонда Общественное мнение «Интернет в России, Осень 2009» месячная аудитория Рунета в возрасте старше 18 лет составила 39,4 млн человек. При этом размер трехмесячной аудитории старше 18 лет составил порядка 41 млн, а полугодичной – 42 млн. Исследование ФОМ не включает людей в возрасте моложе 18 лет, являющихся одними из самых активных пользователей. В городах России с населением свыше миллиона человек порядка 70% молодежи в возрасте до 22 лет пользуются Интернетом.
Наибольшее число интернет–пользователей России проживает в Приволжском ФО – 8,6 млн (проникновение 35%), в  Центральном ФО (без Москвы) – порядка 7,4 млн (33%), в Москве – 5,8 млн (64%), в Северо–Западном – 5,7 млн (51%), в Южном – 5,5 млн (30%), в Сибирском – 5 млн (32%), в Уральском – 3,7 млн (38%), в Дальневосточном – 1,7 млн человек (33%).
Наиболее популярным занятием среди пользователей Рунета является чтение новостей – 77% аудитории посещает сайты СМИ. 74% пользуются почтой, 68% – поисковыми сервисами, 68% узнают погоду, 46% смотрят фото и видео, 44% скачивают программное обеспечение, 41% читают блоги и форумы, 39% скачивают музыку, 34% общаются с помощью мессенджеров (ICQ, Skype и тд).
Молодежь является одним из самых активных сегментов интернет–пользователей. По данным исследования «Поколение нового тысячелетия» 92% молодых людей повлияли на своих родителей в решении подключиться к Интернету, 85% – при покупке компьютера или ноутбука. 74% опрошенных считают, что без Интернета их жизнь сильно изменится. 32% предпочитают смотреть телевизионные программы на экране компьютера, а не по телевизору. 64% хотят интерактивно взаимодействовать с любой ТВ–программой.
Доля пользователей ШПД в 2009 году составила 59%, мобильного доступа через сотовый телефон – 50%, ADSL – 44%, WiFi и WiMax – 27%. 89% выходов в сеть в 2009 году осуществлялось с настольных ПК, по 46% с портативных компьютеров, смартфонов и мобильных телефонов. 72% россиян не изменили режим пользования Интернетом в 2009–м, 17% пересмотрели используемый тариф, а 7% сменили интернет–провайдера. 81% пользователей Интернета на мобильных устройствах – подростки в возрасте 16–19 лет. Средняя цена за безлимитный тариф подключения к Интернету со скоростью 1 мегабит/сек в Центральном ФО составила 797 руб, в Северо–Западном – 1095 руб, в Приволжском – 780 руб, в Южном – 1585 руб, в Уральском – 828 руб, в Сибирском – 1072 руб, в Дальне восточном – 1995 руб.

По данным на февраль 2010–го почти 62% пользователей искали информацию в Интернете с помощью Яндекса, 21,8% – пользовались Google, 9,1% – Поиском Mail.ru (поисковый движок Яндекса), а 3,2% – использовали Рамблер.
Исследовательская компания ComScore назвала поисковый рынок Рунета самым быстрорастущим в мире по итогам 2009 года. Яндекс продемонстрировал 90% рост по итогам года.
Оборот рынка онлайн–игр в России оценивается экспертами в $300 млн.
$280 млн составил рынок браузерных игр без учета оборотов на российском рынке западных «гигантов», таких как World Of Warcraft, чей оборот можно приблизительно оценить в $35 млн.
Объем рынка игр в социальных сетях составил порядка $35 млн, а рынка скачиваемых казуальных игр – $32 млн.
По данным Яндекса, в Рунете на весну 2010 года 12 млн блогов. Из них только 10% являются активными – обновляются хотя бы раз в месяц. В 2008 году регулярно обновлялись 20% блогов Рунета, а в 2007 – 50%. Крупнейшими социальными сетями Рунета являются сайты Odnoklassniki.ru (45 млн пользователей) и VKontakte.ru (40 млн пользователей). Заметный рост в 2009 году показала социальная сеть Facebook.com, набравшая на начало марта 747 тыс пользователей (всего в мире более 400 млн пользователей). 54% пользователей Рунета используют социальные сети для общения, 13% ищут людей, 8% считают их развлечением, 2% не пользуются совсем. 21% пользователей социальных сетей посещают их более 10 раз в день, 29% заходят 2 – 4 раза в день, 6% постоянно находятся на сайтах социальных сетей с мобильных телефонов. По данным на март 2010 года, в Рунете 180 тыс. пользователей сервиса коротких сообщений Twitter.com. Еще в октябре 2009 их было 74 тыс, а в марте 2009 – всего 7 тыс.
По данным разных экспертов, рынок электронной коммерции в Рунете в 2009 году составил от 150 (Оборот.ру) до 250 млрд рублей (IKS). Оценить его более точно на данный момент не представляется возможным. Рост рынка за год составил 20%. В 2008 году он вырос на 40%, а в 2010 ожидается увеличение минимум на 20%. Наиболее продаваемой категорией товаров в сегменте является различная техника – оборот порядка 25 млрд руб. Также значительные продажи имеют компьютеры – 13 млрд руб, одежда – 13 млрд руб, продукты – 8 млрд руб, телефонные аппараты – 7 млрд руб, автозапчасти – почти 5 млрд руб, товары для детей – 4,7 млрд руб, книги – 3,7 млрд руб, мебель – 3,2 млрд руб, билеты – 3 млрд руб.
По данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России, рынок медийной интернет–рекламы в Рунете в 2009 году составил порядка 7,7 млрд рублей (рост за год на 4%), а рынок контекстной рекламы – 11,3 млрд рублей (рост на 11%). Также стоит отметить выросший за год на 40% рынок нестандартных рекламных размещений, составивший порядка 1,5 млрд руб. Крупнейшими рекламодателями, размещавшими медийную интернет–рекламу, в 2009 году стали компании МТС – 295 млн руб (увеличение рекламного бюджета за год 64%), Renault–Nissan – 220 млн руб (+52%), Мегафон – 218 млн руб (+25%), Вымпелком – 184 млн руб (+23%), PSA Peugeot Citroen – 170 млн руб (+143%), Volkswagen Audi Group – 162 млн руб (+295%), Toyota Motor Co – 151 млн руб (+140%), Samsung – 140 млн руб (+22%), Procter & Gamble – 137 млн руб (+128 %), Ford Motor Co – 120 млн руб (+ 14%).