Сетевые СМИ



Участь сетевых СМИ - довольно свежих плодов научно-технического прогресса - на разных этапах их развития зависела от различного рода обстоятельств. Да и сами сетевые издания, развиваясь от простого к сложному, в значительной мере изменились, заставив меняться и рынок традиционной прессы. Какие разновидности средств массовой информации существуют в Интернете? Чем они отличаются друг от друга? Какие цели они перед собой ставят? Попробуем ответить на эти вопросы.
Интернете, их правильнее было бы назвать авторскими, то тут налицо полная субъективность. Что, впрочем, не так уж и плохо - хотя бы знаешь, чья это точка зрения.
Еще один вариант учредительства - государственные СМИ, те, что учреждены государственными (или окологосударственными) структурами и имеют проправительственную ориентацию. Пример - весь конгломерат изданий, созданных ФЭПом, среди которых наиболее известны «CTpaHa.Ru» и «CMH.Ru».
Новостные и аналитические
Деление прессы на новостную, информационную и аналитическую характерно, пожалуй, только для Сети. Впрочем, порой не с первого взгляда удается определить, к какой из этих категорий относится тот или иной проект. Тем не менее, попробуем «почувствовать разницу». А разница состоит в том, что любая новость - это информация, однако не любая информация - новость.
Новостные сайты являются разновидностью сайтов информационных, однако специализируются, прежде
всего, на оперативной информации.

Экскурс в историю
В традиционной теории прессы типология СМИ существовала в нескольких видах. Большинство, наверное, еще помнит советские газеты, выходившие грандиозными тиражами и в обязательном порядке доставлявшиеся в каждую сознательную советскую семью. Они могли быть центральными, местными или районными - в зависимости от территории распространения; в зависимости от содержания выделялись издания общеполитические, отраслевые и специализированные. Кроме того, издания классифицировались по времени выхода и могли быть ежемесячными, еженедельными, ежедневными, а также утренними и вечерними.
На Западе существовала аналогичная классификация, в которой выделялись пять основных характеристик: место издания и масштаб распространения, периодичность, время выхода, широта отражения действительности и социальное предназначение. Именно включение в систему последнего пункта отличало данную классификацию. Из советской типологии критерий социального предназначения был безапелляционно выброшен. В ней отсутствовало и деление изданий на массовые (или популярные) и качественные (или элитарные). Новые реалии заставили отойти от старых канонов. Типология средств массовой информации пополнилась классификацией по типу учредителя и по цели (развлекательные, рекламные и др.).

Новую роль в Интернете стали играть также информационные агентства (агентства новостей). Раньше они входили в инфраструктуру рынка СМИ, но сами по себе средствами массовой информации не являлись. Благодаря Интернету они смогли из закулисных участников выйти в лидеры рынка, специализируясь на предоставлении краткой, но оперативной информации. Ценность таких ресурсов для пользователя заключается, прежде всего, в возможности достаточно быстро получить сообщения о событиях, однако за более подробной информацией, а также за комментариями по поводу случившегося придется отправляться на сайты аналитического характера.

Общие и специализированные издания
Еще один критерий, позволяющий дифференцировать сетевые издания, пришел в Сеть из традиционной прессы. Это так называемый характер аудитории, в соответствии с которым пресса делится на общую и специализированную. Общая пресса - это те издания, при чтении которых не приходится задумываться над смыслом слов и выражений. Что же касается специализированных изданий, то в них на первой странице обычно указано, специалистам какого профиля они предназначены.
Если с общими СМИ в Интернете все более или менее ясно - основные названия у всех на слуху, то со специализированными дело обстоит несколько сложнее. Лишь по некоторым направлениям сайты, регулярно поставляющие качественную специализированную информацию осознали себя как СМИ (не важно, зарегистрированы они или нет) и стали соответствующим образом формировать свой имидж, изучать аудиторию, систематически привлекать рекламодателей. Более или менее уверенно эта тенденция прослеживается в сфере компьютерной, финансовой и спортивной информации. В других областях потенциальные специализированные СМИ еще отчетливо не выделились.
Интересная ситуация сложилась вокруг интернет-СМИ, посвященных самому Интернету. Здесь наблюдается движение в обратном направлении. Всего несколько лет назад СМИ, работающие в этой области могли считаться общими. Такими были, например, «Интернет.Ру»
(www.internet.ru) в старой версии и «Вечерний Интернет» Носика (http://vi.cityline.ru/vi). Однако в последнее время быстрое изменение демографии Интернета привело к тому, что подобные СМИ стали восприниматься как специализированные - интересные и понятные все тем же членам интернет-тусовки, доля которых среди общего числа пользователей Интернета теперь невелика.

Интернет популярный и элитарный
Отличить специализированные издания от общих не составит труда для любого читателя, гораздо трудней различить издания популярные и элитарные. Склонное к «желтизне» издание можно отличить по броским заголовкам и акцентированной сенсационности. Еще одна отличительная черта такого рода прессы - обращение (часто постфактум) к подробностям криминальных происшествий, катастроф - в общем, всего того, что, как утверждают психологи, вызывает повышенный интерес у большинства людей. Пример тому - публикация под заголовком «Как убивали Джохара Дудаева» (www.dni.ru/news/russia/2002/3/4/6849.html). К элитарным изданиям можно отнести «Русский журнал» - www.russ.ru. Определенная респектабельность, аналитичность, выдержанность стиля - это те свойства, которые позволяют отнести данное издание к разряду качественных.

Свободное и платное распространение
Еще один критерий, позволяющий достаточно четко дифференцировать издания, - это доступность информации. Несмотря на то, что цель большинства пользователей Интернета - поиск информации, некоторые издания отнюдь не стремятся помочь страждущим в достижении этой цели. Нередки случаи, когда пользователь, нашедший через поисковую систему ссылку на страницу с нужной ему информацией, натыкается на предупреждение о том, что права на просмотр данной страницы у него отсутствуют. Некоторые, конечно, пытаются каким-либо образом уточнить условия доступа к «закрытой» информации, однако большинство просто пытается отыскать нужные сведения на других ресурсах. Осознав серьезность ситуации, большинство владельцев информационных ресурсов отказались от предоставления платного доступа. Однако некоторые сайты, в основном те, чья информация имеет реальную рыночную стоимость (результаты маркетинговых исследований, например), до сих пор придерживаются именно такой политики.
Примеры платного доступа информации нередко встречаются в зарубежной практике. Так, популярный американский еженедельник The Wall Street Journal (www.wsj.com) предлагает своим читателям возможность бесплатного просмотра онлайн-версии издания в течение двух недель.

Способы распространения
Еще одна неотъемлемая характеристика любого издания - способ его распространения. Для интернет-СМИ этих способов два. Первый - создание сайта, на котором в открытом или ограниченном режиме выкладываются предназначенные для читателей материалы. Второй - организация рассылки. Обычно рассылка служит своего рода дополнением к существующему сайту издания, помогая информировать читателя о поступлении новых материалов и формируя устойчивую дружественную аудиторию. Еще одна немаловажная функция рассылки - возможность собирать информацию о подписчиках, что позволяет детально изучить наиболее активную часть аудитории.
Отдельный случай представляет собой рассылка, существующая без сайта. Это уникальный вид СМИ, не имеющий аналогов в печатной прессе. Традиционный формат газеты или журнала предполагает значительные инвестиции в полиграфические ресурсы и службу распространения. Чтобы окупить затраты, нужно собрать большую аудиторию. Для этого издание составляют из большого числа рубрик, в расчете на то, что каждая из них привлечет определенную группу читателей. Читатели, в свою очередь, нередко покупают газеты и журналы ради одной рубрики или даже статьи. Невозможно представить себе коммерчески успешное печатное издание, состоящее из одной авторской рубрики.
Переход в онлайн, резко снижая расходы, позволяет одному автору создать СМИ из одной рубрики и собрать именно тех читателей, которым она нужна. Примеров таких СМИ с избытком на сайте www.subscribe.ru. И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начинали, - к ресурсам, созданным и поддерживаемым одним частным лицом. Многие из них, по сути, являются архивами рассылок и предоставляют возможность доступа к старым выпускам рассылки.
Именно в рассылках специфика Интернета проявляется в максимальной степени. Четкую грань между рассылками-СМИ и рассылками, ориентированными на ограниченную, специально отобранную группу лиц, провести невозможно. И здесь мы плавно переходим от средств массовой информации к средствам массовой коммуникации. Но это уже совсем другая история.

Юлия Костыгова, kostygova@iworld.ru