Альтернативные варианты изгородей



В настоящее время в распоряжении ландшафтных архитекторов имеется довольно большой список самостоятельных садовых приемов (как исторически сложившихся, так и довольно новых), по сути являющихся частным случаем живой изгороди, хотя и не относящихся к ним напрямую. Видимо, отчасти это происходит из-за того, что само понятие «живая изгородь» трактуется довольно широко. Перечисляемые ниже элементы сада действительно «живые», так как главная их составляющая - живые растения, и действительно «изгороди», поскольку выполняют те же функции по организации пространства, что и изгороди. Мы посчитали важным остановиться на некоторых из них, несмотря на то, что издание посвящено все же классическому варианту живой изгороди.
Боскеты. Эти типы парковых насаждений используют в России уже не одну сотню лет (Летний сад в Санкт-Петербурге, 1704-1725 гг). Боскеты - замкнутые участки правильной формы, обсаженные стрижеными деревьями и кустарником в виде плотной живой изгороди.
Часто в нашем суровом климате в русских усадьбах внутри боскетов выращивали экзотические растения. Живая изгородь надежно защищала их от непогоды.
Возможно, пришли они в Россию как некая дань моде, но оказались очень даже «ко двору». Конечно, сначала Петр I стал привозить в нарождающийся Санкт-Петербург самшиты (или, как их тогда называли, буксусы) из Голландии и лавры с юга, но достаточно быстро их пришлось заменить на местные породы. И пошли в ход ель, можжевельник, рябина, черемуха, липа, карагана, вяз. Наверное, они могли бы представлять интерес и для современного заказчика. Ведь помимо создания микроклимата они решают и еще одну задачу. Дело в том, что сейчас у землевладельцев довольно часто возникает желание применить в своем небольшом саду все возможные стили, а по ассортименту растений создать конкуренцию ближайшему ботаническому саду. И не всегда ландшафтному архитектору, несмотря на все предпринятые попытки, удается убедить в несовместимости всего этого на одном, отдельно взятом участке. Хочется человеку иметь и японский сад, и беломраморные скульптуры у фонтана, и заросшую мхом бревенчатую избушку с березками. Как совместить все?
А тот же Петр I в XVIII в. при строительстве Летнего сада решил эту проблему. Внутри еловых и липовых боскетов были расположены самые разнообразные по своему назначению сады. В одном можно было посидеть в беседке на берегу небольшого пруда с островом, в другом будоражили воображение пышные фонтаны и скульптуры, в третьем целый зверинец с птичьими домиками. Конечно, размах Петра современный заказчик вряд ли осилит, но кое-что, согласитесь, можно взять на заметку. Важно лишь понять, что в совсем маленьком саду «зеленые комнаты» не решат проблемы, так как сами будут довольно малы и слишком темны.
Шпалеры. Это другой тип изгороди «из дней минувших». В Европе и сейчас прослеживается интерес к ним, но уже не утилитарный (что сложилось исторически), а как к чисто декоративным элементам сада. А вот в отечественном садоводстве шпалеры - вещь слегка подзабытая, хотя и далеко не новая. Ни одна старинная русская книга по садоводству не обходилась без статьи о том, как сделать плодовую шпалеру. Не удержались от этого и мы. Подробнее о ней вы можете прочитать в главе «Этапы создания живой изгороди». Ну разве не замечательно, скажите, иметь изгородь, с которой по осени можно снимать еще и ароматные яблоки и груши? К тому же такой «плоский сад», решая несколько задач, заметно экономит место в саду.
Берсо. В России подобные элементы сада часто называли «огибными дорогами». Берсо представляют собой аллеи на опорах с переплетенными верхними ветвями, образующими как бы свод. В России для этих целей часто использовали липу: хорошо гнется, прекрасно стрижется. Как правило, сначала сооружалась деревянная или металлическая опора, а потом с обеих сторон к опоре вплотную подсаживались растения, которые по мере роста подвязывались к ней и стриглись с повторением ее формы. Интересно, что в Европе опора, как правило, не несла эстетической нагрузки, а выполняла лишь функцию механической поддержки растения. Это и понятно, растения, использующиеся для подобных целей, образовывали там настолько плотные своды, что уже спустя несколько лет после посадки опоры не было видно.
У нас все по-другому, даже окончательно сформированные липы все же довольно сквозисты, и наши опоры (например, Верхний сад Петродворца) сами по себе являются украшением сада, а растения служат лишь удачным дополнением.