История развития искусства стрижки растений



Стрижка растений и искусственное изменение их естественной формы - дело далеко не новое. Еще в Древнем Риме находилось немало виртуозов, владеющих этим искусством, получившим название топиарного. Первые стриженые растения можно было встретить уже в III—I вв. до н. э. (!) (вилла Мистерий и вилла Диомеда в Помпеях). Римляне не были похожи в подходе к строительству садов на греков. Последние всячески подчеркивали красоту природы, усиливали ее, а римляне, наоборот, противопоставляли все то, что делали в садах, живописным картинам природы (человек - властитель всего). В частности, это регулярная структура их садов, где без стрижек обойтись было просто нельзя. Спрямленные садовые дорожки обсаживались стрижеными деревьями и кустарниками. И эти живые изгороди ничем не отличались от тех, что мы имеем сейчас.
Потом эта область садово-паркового искусства несколько отошла на второй план, а получила свое «второе рождение» лишь в XVI в., во Франции и Италии, когда умы землевладельцев захватили идеи создания садов регулярного типа. Это был поистине «золотой век» в развитии искусства стрижки, а мастера, владеющие этим искусством, ценились как никогда.

Французский поэт Жак Делиль (1738-1813) писал в своей поэме «Сады»:
...Линейкой без пощады
Все было спрямлено. Аллеи - как аркады,
Деревья - как полки подстриженных солдат –
Безмолвно ровными шеренгами стоят.
Такая красота слепит и поражает...
Пер. с фр. А.Ф. Воейкова

Примеров множество. Один из них, сохранившийся до наших дней, - вилла д'Эсте (Италия). Этот шедевр садово-паркового искусства, построенный в XVI в., в массе использует аллеи, заканчивающиеся стенами стриженых деревьев, в нишах которых установлены беломраморные скульптуры.
Франция не отставала от Италии. В XVII в. французские сады были небольших размеров и редко выходили за пределы замковых стен. В этих внутренних дворах и нашли свое место кружевные партеры и высокие стриженые стены-боскеты из граба, образующие настоящие залы под открытым небом. Были здесь и крытые аллеи-берсо. Позже это во всем своем великолепии повторили Воле-Виконт и жемчужина Франции - Версаль (XVIII в.).
Однако не только Италия и Франция располагали садами с регулярной планировкой, хотя в этих странах их было больше, чем в любом другом месте Европы. Регулярные сады можно было увидеть и в Германии. Сад Херренхауз в Ганновере (конец XVII в.) известен не только регулярной планировкой с партерами и фонтанами, но также и боскетами, являющимися прообразами современных живых изгородей. Многое из всего этого видел Петр I во время своих путешествий по Европе, что не могло не сказаться на строительстве Санкт-Петербурга. Его до глубины души поразили партеры, бассейны с фонтанами, а также боскеты и изгороди из стриженых растений, и регулярные сады пришли в Россию. В загородной резиденции А.Д. Меньшикова  в  Ораниенбауме  (XVIII  в.)  был, например, барочный сад с цветниками, уже тогда обрамленными стриженым кустарником. В том же веке в Царском Селе построили Екатерининский дворец и парк, в котором во всей красе мы можем и сейчас увидеть роскошные стриженые боскеты.
Другие петербургские парки также не уступают по красоте европейским. И это особый колорит, которого в европейских садах и не встретишь. Пирамиды из елей вместо тиссов, шпалеры из можжевельников вместо самшитов - ничего этого в Европе не было и нет. К тому же все это на фоне русской природы, отличной от европейских пейзажей. Причем, что интересно, в регулярных боскетах зачастую встречались и плодовые деревья и ягодные кустарники, а иногда даже овощи, а в прудах регулярной
формы часто разводили рыбу. И если поначалу Петр I задумал скопировать Европу на все 100 процентов, то климат внес свои коррективы. В ход пошли местные растения (ель, можжевельник, береза, рябина, черемуха, плодовые деревья и кустарники, брусника и даже зеленый лук - в качестве бордюра), и это дало русским садам их неповторимый облик. Так, в строящемся в Санкт-Петербурге Летнем саду шпалеры до 2-3 м высотой поначалу делали из привозных самшитов и лавров, но по вполне понятным причинам вскоре им на смену пришли карагана, можжевельник, ель, вяз и липа. Зеленые стены были украшены стрижеными шарами, пирамидами, кубами. Отступая и сближаясь, они образовывали зеленые анфилады, уходящие в перспективу.
Шероховатая поверхность шпалер служила прекрасным фоном для беломраморных скульптур, но это был совсем другой сад, вроде бы и европейский, но со своим, истинно российским колоритом.
Однако нельзя сказать, что в России живые изгороди впервые стали использовать при строительстве Петербурга. Задолго до этого прообразы живых изгородей уже можно было встретить в некоторых московских садах. Так, в XVII в. изгороди, правда, пока неформованные, встречаются в описании Потешных садов в Измайлове (1660-е гг.). Известный историкам Просянский сад (один из Измайловских), который, по сути, был садом-лабиринтом, помимо многочисленных фонтанов и цветников, с внешней стороны был окружен изгородью из высоких кустов смородины, крыжовника, барбариса и даже малины.
Позже таких примеров стало значительно больше, причем речь шла уже именно о формованных изгородях. В основном это, конечно, был строящийся Петербург, но и Москва тогда могла кое-чем похвастаться. Так, Кусково (1760-е гг.) поражало иностранцев в числе прочего и бесконечными лабиринтами зеленых стен из подстриженных деревьев. А зеленый театр в усадьбе Рай-Семеновское (Подмосковье, 1768 г.) описывается как «зал среди парка, составленный из саженых лип, так искусно соединенных и стриженных, что зрителю кажется, будто бы он в каменном строении».
Однако, говоря о регулярных садах со стрижеными растениями, не следует ограничиваться только садами Европы. Подобные сады встречались и в странах Ближнего Востока, и в Индии. Большой след в истории садово-паркового искусства оставил испано-мавританский стиль с регулярными садами «чор-бак», которые сейчас мы в основном знаем по испанским садам Альгамбры и Генералифа. А это уже другой менталитет, другая религия, быт и, соответственно, сады, очень отличные от тех же французских. Такие сады имеют отчетливые геометрические планы. Это, по сути, квадрат, разделенный последовательно на квадраты меньших размеров за счет неглубоких каналов со струящейся водой, дорожек или растений, зачастую стриженых.
И если в испано-мавританских садах мы встречаем только живые изгороди, то в Европе наравне с ними можно было увидеть и вычурные фигурные стрижки, своеобразные живые скульптуры. К сожалению, и при Петре I, и сейчас, в силу ассортимента растений для стрижки, серьезно регламентируемого нашим климатом, мы можем себе позволить в основном бордюры, изгороди и стены.
При обычной, не фигурной стрижке кронам деревьев и кустарников придавалась форма правильных геометрических тел. Это мог быть шар, конус, пирамида, куб, параллелепипед, полусфера и др. Но все эти элементы, как правило, делались из единичных растений. Зато всевозможные живые изгороди, бордюры и стены, которым и посвящено данное издание, состояли уже не из одного, а из целой группы растений одного или нескольких видов. Однако в составе такой изгороди могли появляться и цилиндры с шарами на вершине, символизирующие заборные столбы, и параллелепипеды, имитирующие собой ворота.
Особый акцент хочется сделать и на том факте, что хотя стрижка впервые появилась именно в регулярных садах и в качестве примеров мы также приводим сады с регулярной планировкой, не стоит думать, будто стриженые растения являются исключительно элементами сада с регулярной планировкой. Это не так.
Сейчас стрижку можно использовать в садах самых разных типов. Да и сама она давно перестала иметь строго правильную геометрическую форму. Уже и в плане она может быть не обязательно прямой, а волнистой или, например, зигзагообразной. Верхняя же кромка не обязательно четко горизонтальная.
Помимо отхода от классических форм, изгородь на современном этапе ушла и от классического зеленого цвета - ведь появилось множество сортов и форм древесных растений с необычной окраской листьев или хвоинок. Создаются серебристые, пурпурные, золотистые, а то и вовсе пестрые («мраморные», «гобеленовые») изгороди. Однозначно оценить этот факт положительно или отрицательно довольно сложно. Ясно одно, что такие цветные изгороди требуют значительно более осторожного использования в саду, и мы постараемся осветить этот вопрос более подробно в главе, посвященной использованию живых изгородей в саду.
Возможностей создания различных вариантов изгородей становится все больше (появляются новые формы и сорта растений, новые технологии и тенденции в дизайне), и, к сожалению, все чаще и чаще топиарное искусство в современных садах и даже городском озеленении принимает довольно уродливые формы. Стриженая изгородь - вещь благодарная для использования практически в любом саду, но только когда она посажена на своем месте, из правильно подобранных растений и сформирована рукой мастера.