Живая изгородь и пропорция золотого сечения



Пропорция золотого сечения известна всем, но чаще она используется применительно к собственно архитектуре, а не архитектуре ландшафтной. Это и понятно. Растения, как известно, имеют свойство развиваться во времени и в пространстве. Используя их, довольно трудно выдержать заданные рамки размеров, а ведь не секрет, что зачастую поведение растений непредсказуемо и их размеры могут отличаться даже в пределах одного и того же участка. Однако это не касается стриженых растений. Здесь наша воля задать тот или иной размер. И если уж мы вправе выбирать, то почему бы не использовать веками отточенные пропорции, самая известная из которых - «золотое сечение». Эта пропорция выражается величиной 1,6180339, или, как принято ее округлять, 1,6. Можно до бесконечности говорить о древности этой пропорции (первое описание у Евклида в III в. до н. э.). По ее законам построены и пирамиды Древнего Египта, и Тадж-Махал, и масса других памятников. Но не люди открыли ее, они лишь увидели ее в природе. Эта пропорция присутствует и в соотношении континентальной и океанической площади планеты Земля, и в строении минералов, в форме листа растений, в строении организма животных, в том числе и строении человеческого тела. Она рождена самой природой, и мы не можем недооценивать ее, строя сад как идеализированную модель этой самой природы.

Часто живые изгороди становятся не просто элементами сада, а настоящими символами. В родовых поместьях европейских стран часто можно увидеть, как семейный герб или инициалы владельца умело вплетаются в структуру сада за счет мощения, цветников и, конечно же, стрижек. Главным образом это стриженые бордюры, которым придают требуемые очертания на партере. Традиционно они читаются на газоне с верхних этажей дворца. Кто-то выстригает логотип и аббревиатуру названия своей компании, а кто-то создает зеленые стены в требуемой форме, пытаясь запечатлеть свою фамилию. Может быть, и у вас возникнет желание начертить свое имя или имя любимого человека на газоне с помощью кизильника блестящего или, например, барбариса Тунберга и любоваться им с балкона дачи?

Когда опыт с самшитовыми бордюрами в Летнем саду у Петра I не удался по причине разности климата с Голландией, откуда растения были привезены, он не оставил затеи высадить бордюры. Была поставлена задача найти растение, устойчивое в климате Петербурга, выносящее стрижку и при этом вечнозеленое. Многим современным садоводам эта задача, наверное, оказалась бы не под силу, а тогда нашли такое растение. И что бы вы думали это было? Брусника! Как раз из нее долгое время бордюры в Летнем саду и делались. Впрочем, именно тогда и именно там появился и еще целый ряд растений, которые мы по сей день используем для стрижки, ведь на тот момент изучение и использование местных растительных ресурсов стало государственной задачей, которую курировал сам царь.