Нестареющий взгляд



В. Брель

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОЗ ГЛАЗА

Первую контактную линзу, заменившую очки, изготовили еще в конце прошлого столетия и из того же оптического материала, который вставляют в оправу очков и по сей день.
Идея была проста и изящна, да и техника того времени позволяла воплотить ее. И все-таки дело дальше не пошло. Не было надлежащих офтальмологических знаний, не был разработан математический аппарат для расчета сферических поверхностей линз и т. д. Одним словом, ее создатели забежали вперед на целое столетие.
Современная контактная корригирующая линза - это выпуклое, эластичное и прозрачное создание диаметром от 8 до 12 миллиметров. На поверхности роговицы она сидит не жестко, а как бы плавает на одном месте, отсюда у нее второе, ныне устаревшее название - «плавающая линза». Когда глаз моргает, под линзой все время идет смена потока слез. Это жизненно необходимый для роговицы поток, он обеспечивает роговицу всем необходимым для полнокровного существования и одновременно удаляет (смывает) шлаки. Чем больше зазор между роговицей и внутренней поверхностью линзы, тем легче слезе протекать под ней. Однако слишком большой зазор не позволяет линзе находиться на надлежащем месте, она начинает сползать вниз. Чтобы этого избежать, надо выбрать золотую середину, то есть тот минимальный зазор, который позволяет и слезе омывать роговицу, и удерживает линзу на месте.
У вас испортилось зрение, и вы не желаете пополнить армию «очкариков», а мечтаете о контактных линзах. Для этого вы идете во Всесоюзный научно-методический центр контактной коррекции зрения. Процедура будет следующей. Врач-офтальмолог внимательно осмотрит ваши глаза и, не найдя противопоказаний, направит на кератометрию, то есть на измерение формы роговицы. Потом вы вернетесь к офтальмологу, и он на основе этих данных определит конструкцию линзы.
Многие неприятности при привыкании к линзам доставляют их края. Чтобы края не досаждали глазу, приходится прибегать к разного рода уловкам: манипулировать диаметром линзы, то утолщать их края, делая так называемые валики, то уплощать... Все зависит от особенностей век, а они у всех разные. У пожилых людей веки большей частью дряблые, с такими больше всего хлопот. Другой неприятный случай - сильные веки, специалисты их еще называют «резиновыми». Сильные так прижимают линзу к глазу, что слеза едва протекает. Есть и другие особенности у век, и все они доставляют массу неприятностей. Без век, не без иронии говорят офтальмологи, нам было бы гораздо легче, половина забот сразу бы отпала...
Теперь о материале. Он должен обладать хорошими оптическими свойствами, не терять длительное время своих физико-химических свойств, и самое главное - пропускать кислород. Линза должна дышать. Роговица, закрытая линзой, получает за счет омывания слезой только тридцать процентов необходимого ей кислорода. Остальные семьдесят надо пропускать через себя линзе. Это обстоятельство сильно тормозило внедрение линз. Но вот в I960 году в Чехословакии нашли материал с нужной проницаемостью. Это позволило сделать рывок, то есть приступить к массовому изготовлению контактных гидрогелевых, мягких линз.
В настоящее время есть уже некоторый выбор материала. В зависимости от надобности можно делать либо мягкие, либо жесткие линзы. Мягкие удобнее в изготовлении и лучше для пациента. К ним человек быстрее привыкает, на это уходит, как правило, два-три часа. Впрочем, они имеют один недостаток: такие линзы обволакивают все дефекты роговицы и порой перестают корректировать зрение. С жесткими все гораздо сложнее. Привыкать пациенту к ним труднее. Процесс этот длительный и подчас мучительный. Он может длиться от четырех до двух-трех недель. В первое время борются два чувства. Человеку нравится их носить. В какой-то момент окраска предметов ему кажется даже ярче, чем в реальности. Но постепенно наползает гнетущее, давящее чувство. Появляется желание смахнуть их с глаз долой. Иногда это больше явление психологического порядка, и если человек преодолевает себя, то привыкает к линзам и жить без них уже не может.
Мы мечтаем, сказали мне на прощание сотрудники Всесоюзного научно-методического центра контактной коррекции зрения, что, придя к нам, пациент сядет в удобное кресло и станет просто смотреть в специальную оптическую систему. Эта система чем-то будет напоминать аэродинамическую трубу в миниатюре. Пациент смотрит внутрь и видит размытые кольца. Внезапно происходит вспышка света, и пациент зажмуривает глаза. Это включилась сверхбыстродействующая аппаратура. Она успевает в короткий миг не только произвести кератометрию, но и поставить экспресс-диагноз глаз пациента, рассчитать размеры линз и дать команду исполнительному блоку, который тут же усердно начинает вытачивать линзы. Не прошло и двух минут, глаза нашего пациента еще не успели прийти в себя от световой атаки, а мы ему выносим готовые линзы наивысшей точности. Изумленный, он надевает их и начинает смотреть на мир отныне уже нестареющим взглядом.
Здесь нет ничего нереального. В принципе мы к этому готовы. Отдельные звенья уже хорошо отлажены. Надо только соединить все в одну непрерывную линию.
А сегодня?
Сегодня идут интенсивные поиски: сбор фактов, создание универсального языка знаков, накопление банка данных и прочее. И сию минуту на ваших глазах мы в электронно-вычислительный мозг будущей линии запустили на обработку первые «глаза».