Тайная жизнь трюфелей (часть 3)



Окончание. Начало статьи - читать.

Вместе навсегда
Эволюция трюфелей протекала уже после того, как разделились континенты Северного и Южного полушарий, однако конечный результат оказался поразительно сходным. Растения, образующие микоризу с трюфелями, очень разные: например, на севере у грибов партнерские отношения с соснами, буками и дубами, а на юге такую роль играют эвкалипты и южные буки. Виды трюфелей и животных в разных полушариях также не одинаковы. Тем не менее экосистемы и их отдельные компоненты — деревья, трюфели и животные — функционируют сходным образом.
Самое большое разнообразие трюфелей можно наблюдать в умеренных широтах средиземноморской Европы, на западе Северной Америки и в Австралии (хотя эти грибы пока не обнаружены на большей части Азии, Африки и Южной Америки). Для климата данных территорий характерны прохладные дождливые зимы и теплые сухие летние месяцы. Сезон образования плодовых тел трюфелей тут приходится на весну и осень, когда погода неустойчива: некоторые годы могут быть жаркими, но иногда бывают и заморозки. Такие погодные условия неблагоприятны для грибов, образующих плодовые тела над поверхностью земли. В ходе естественного отбора грибы, спрятавшиеся под землю, получили преимущество.
Неизвестно, когда появились первые трюфели, однако самая древняя найденная исследователями окаменелость со следами эктомикоризы имеет возраст около 50 млн лет. Предки современных сосен и других деревьев, с которыми трюфели формируют симбиоз, возникли около 85 млн лет назад. Можно предположить, что грибы появились не ранее 85 млн лет назад, но не позже 50 млн.
С учетом того, что такие дружественные отношения между трюфелями и деревьями существуют уже очень долго, неудивительно, что грибы играют важную роль в экологии многих сообществ. Мало того что они необходимы для выживания многих видов растений, но и многие виды животных зависят от них как от источника пищи. В США выживание как минимум одного животного — калифорнийской рыжей полевки — почти полностью зависит от трюфелей. На другой стороне земного шара, в Австралии, существует сумчатое животное, известное как длинноногий потору, чья диета на 95% состоит из этих грибов. Другие сумчатые, кенгуровые крысы и бандикуты, также в основном полагаются на трюфели. Они стали основным источником пищи и для многих других созданий по всему миру.
Новая информация об отношениях между трюфелями, их растениями-хозяевами и животными-переносчиками может в равной степени помочь и защитникам окружающей среды, и специалистам по выращиванию грибов. В 1980-х гг. в Орегоне Майк Кастеллано (Mike Castellano) из Федеральной лесной службы США, Майк Амарантус (Mike Amaranthus) из компании Mycorrhizal Applications и их коллеги стали вносить в посадки споры плодовитых трюфелей ризопогон (Rhizopogon). Например, рождественские ели, культивируемые на Северо-западном побережье Тихого океана, можно также использовать для выращивания очень вкусного белого орегонского трюфеля (Tuber gibbosum). Однако к настоящему времени попытки привить деревьям различные виды трюфелей не всегда были удачны.
Тем временем один из нас (Эндрю Кларидж) использовал трюфели для определения размеров популяций вымирающих видов животных в юго-восточной Австралии, что необходимо для создания эффективной системы охраны и восстановления данных видов. Он смачивал губку в оливковом масле с запахом европейского черного, или перигорского, трюфеля (весьма ценного) для привлечения потору и других сумчатых, питающихся этими грибами, к цифровым фотокамерам, снабженным датчиками движения. Такой метод позволил ему зарегистрировать в 50 раз больше животных, чем можно обнаружить, используя традиционные ловушки. Если успешность метода настолько высока с импортным ароматизированным маслом, что же будет, если использовать натуральные ароматы местных австралийских трюфелей? Крайне важно найти ответ на этот вопрос.
Для того чтобы защитить вымирающих сумчатых и других животных, питающихся трюфелями, необходимо сохранить их кормовую базу. Такое условие применимо не только к животным, питающимся непосредственно этими грибами, но и к хищникам, охотящимся на них. Таким образом, для того, чтобы сохранить на Северо-западном побережье Тихого океана места обитания северной пятнистой неясыти, находящейся под угрозой исчезновения, нужно обратить внимание и на основную добычу этой птицы — американскую летягу, употребляющую в основном трюфели.

Приручение трюфелей
Несмотря на то что в ближайшие десятилетия ученым еще предстоит узнать много нового о трюфелях, наука об их выращивании мало изменилась с 1960-х гг., когда французские исследователи научились добавлять споры черного перигорского трюфеля к саженцам дуба и орешника, выращиваемым в парниках. Потом эти деревца пересаживают, чтобы создать так называемые «трюфелевые сады» — truffiеres (фр.: «площадка, где растут трюфели»). В идеальных условиях через четыре-пять лет можно будет получить первый урожай.
Самый успешный сегодня специалист по выращиванию трюфелей в Северной Америке — Том Майклз (Tom Michaels) из компании Tennessee Truff les, вырастивший около 100 кг перигорского трюфеля за сезон 2008–2009 гг., и эта цифра очень впечатляет. Для того чтобы достичь таких результатов, он внимательно следил за состоянием почвы и добавлял каждый год известь, чтобы почва оставалась рыхлой и хорошо дренированной. В Австралии и Новой Зеландии тоже удалось выращивать перигорские трюфели.
В отличие от успехов в культивации перигорского трюфеля, попытки вырастить самый ценный вид — итальянский белый трюфель, обладающий особенно насыщенным ароматом (именно его искали Мирко и Клинто), — провалились. По каким-то невыясненным причинам он отказывается расти в оранжереях. Расшифровка генома этих грибов, которая уже близка к завершению, может помочь научиться выращивать данный вид трюфелей.
В то же время трюфели могут расширить ареал своего обитания даже без помощи человека: климат на Земле становится теплее, будут появляться новые сухие и жаркие территории, столь любимые грибами, и их урожай станет больше, а их эволюция ускорится. Таким образом, изменение климата может даже оказаться в чем-то выгодным: будет больше трюфелей для людей и животных.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
■ Трюфели, которые можно попробовать в шикарных ресторанах и увидеть на полках дорогих магазинов, — лишь малая часть разнообразия видов этих грибов по всему миру.
■ Трюфели — важный компонент многих экосистем, они необходимы и растениям, и животным.
■ Признание экологического значения трюфелей поможет сохранить некоторые вымирающие виды, зависящие от этих грибов.

ОБ АВТОРАХ
Эндрю Кларидж (Andrew W. Claridge) — старший научный сотрудник Департамента окружающей среды, изменения климата и водных ресурсов Нового Южного Уэльса и внештатный сотрудник Университета Нового Южного Уэльса в Австралии. Более 20 лет он исследует взаимоотношения млекопитающих и грибов, которыми они питаются.
Джеймс Трапп (James M. Trappe) — исследователь из Федеральной лесной службы США и профессор наук о лесе Орегонского университета. Он описал более 200 новых видов трюфелей на пяти континентах.

Перевод: М.Б. Чернышева